Тема 3. Инновации и новаторство в технологии социальной
Инновационные технологии по работе с семьей
Профилактика употребления ПАВ
Часто причинами начала употребления алкоголя и наркотических веществ являются социально-психологические сложности подросткового возраста, психологические проблемы процесса взросления. В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно «познают мир», в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости. Из-за этих особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях. Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, необходимо проводить профилактические занятия. И главным в этой работе является проведение позитивной профилактики употребления ПАВ.
Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не «запугивая» детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы «давим» на них и даем недостоверную информацию.
Целью работы по данной технологии является формирование у подростков ресурсов противостояния факторам риска возникновения зависимости от ПАВ.
Задачи:
1. Информирование подростков о пагубном воздействии психоактивных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими.
2. Формирование у подростков навыков ответственного поведения, навыков сознательного отказа от ПАВ в ситуации давления группы.
3. Выявление роли семьи в формировании зависимости употребления психоактивных веществ.
4. Определение возможности семьи в профилактике злоупотребления подростками психоактивными веществами.
5. Привлечение подростков к общественной деятельности по реализации проекта.
Целевую группу составляют подростки в возрасте от 12 до 15 лет, состоящие на учете в ПДН, подростки из семей, находящихся в социально - опасном положении, состоящих на учете в «группе риска» в КЦСОН».
Профилактическая работа включает в себя три компонента
1. Просветительский компонент – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.
Цель – вооружить подростка знаниями о влиянии на человека ПАВ
2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска.
Цель – психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать .нет., отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.
3. Социальный компонент – социальная адаптация подростка, овладение опытом социальной жизни и навыками общения.
Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.
Технология работы по профилактике употребления психоактивных веществ предполагает три этапа: предварительный, основной и итоговый.
Целью предварительного этапа является знакомство с группой подростков (с которыми планируется работа по данной технологии) и проведение первичной диагностики.
Основной этап включает проведение цикла мероприятий, направленных на формирование у подростков ресурсов противостояния факторам риска возникновения зависимости от психоактивных веществ
Итоговый этап предполагает проведение завершающей диагностики и оценку эффективности применения технологии.
Сеть социальных контактов
Работа с ближайшим окружением ребенка, или сетью его социальных контактов является эффективным методом работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, который в последние десятилетия стал широко распространяться как в Швеции, так и в различных регионах России. Это связано с тем, что специалисты разных социальных служб заметили, что для получения стойких изменений недостаточно работать только с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, или только с его семьей.
Чтобы найти истоки проблемы и решить ее необходимо расширить работу так, чтобы увидеть все окружение ребенка.
Суть технологии сетевой работы заключается в привлечении к помощи семье всех ресурсов ее социальной сети: родственников, друзей, соседей, друзей, учителей школы, воспитателей дошкольного учреждения, специалистов органов и учреждений, имеющих отношение к решению проблем данной семьи и обеспечению прав и интересов ребенка, в координации усилий всех заинтересованных сторон. Главная цель, которую преследует технология, – ПОМОЧЬ СЕМЬЕ УКРЕПИТЬ СВОЮ РОЛЬ. Найти тех людей, которые могут реально повлиять на ситуацию в семье и помочь ей найти скрытые резервы, ресурсы, которые помогут найти выход из сложившейся ситуации.
Сетевая работа – эффективный способ восстановления отношений между детьми и их родителями и другими родственниками. Обращение к ближайшему окружению (друзьям, родственникам, соседям, учителям, и т.д.) в трудной ситуации является естественной реакцией. Люди, поддерживающие тесный контакт с ребенком и семьей, чаще всего хотят действовать во благо ребенка, и часто могут играть решающую роль в поддержке семьи в трудное для нее время. В зависимости от ситуации иногда достаточно провести несколько мини – встреч, которые дают практически тот же результат что и большая сетевая встреча. Бывает и так, что одной сетевой встречи для разрешения ситуации не достаточно. И через небольшой промежуток времени вновь назначается встреча. Сетевая методика в нашем регионе еще только набирает обороты, но несмотря на небольшой опыт можно сказать что сетевая работа – это инструмент по предупреждению распада семьи через выяснение сущности проблем и поиска способов оказания поддержки, которая необходима для преодоления конфликта и непонимания.
Санаторий на дому
Реализуется Службой социально-медицинской реабилитации ветеранов на дому для оказания услуг санаторно-курортного лечения участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, которые не могут оздоровиться в санаториях или домах отдыха по различным обстоятельствам. Отбор пациентов "Санатория на дому" ведут ветеранские организации.
Обслуживают клиентов врачебно-сестринские бригады, каждая из которых включает врача-терапевта, трех медицинских сестер и водителя.
Курс лечения составляет 21 день, он начинается с медицинского осмотра, проводимого врачом, на основании которого назначаются процедуры. Раз в неделю клиенту привозят продуктовые наборы, чтобы обеспечить ему необходимый при назначенном лечении режим питания.
Если ветеран одинокий, то специальная гигиеническая бригада делает уборку в квартире.
Медицинские препараты, которые входят в утвержденный список, предоставляются для лечения бесплатно. Если пациент нуждается в консультации узкого специалиста, бригада созванивается с поликлиникой, организует перевозку ветерана на прием. Служба работает в контакте с районной поликлиникой, где лечится ветеран.
Социальный туризм
Социальный туризм - весьма широкое направление, которое может включать в себя комплекс технологических элементов - от неторопливой прогулки в парке с элементами познавательной экскурсии до поездки за рубеж с посещением памятников мировой культуры. Выбор конкретной технологии обусловлен не только состоянием здоровья клиентов, но также экономическими факторами. Принятие соответствующей городской целевой программы обеспечивает государственную поддержку экономике социального туризма.
В процессе реабилитации используются все виды туризма.
Туризм с целью изучения культуры ориентирован на познание культуры, он включает в себя такое подразделение, как паломнический туризм, который предусматривает посещение мест, имеющих особое религиозное значение.
Туризм с целью отдыха включает в себя для пожилых людей, семей с детьми поездки на рыбалку, за грибами. Он способствует повышению настроения, жизненного тонуса, расширению круга общения. Очень эффективны такие технологии для инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов.
Спортивный туризм - активный отдых, включающий в себя определенные виды физических упражнений, тренировки. Например, туристический слет детей-инвалидов предусматривает соревнования, призы. Но главное - это поддержание единства семей, воспитывающих детей с ограничениями здоровья, обеспечение позитивных эмоций людям, находящимся в весьма трудной жизненной ситуации.
Лечебно-оздоровительный туризм связан с поездками в курортные местности, прохождением организованного курса санаторно-курортного лечения.
Экологический туризм включает познавательные экскурсии с посещением живописных комплексов и памятников природы, а также экскурсии историко-этнокультурной направленности.
Тема 3. Инновации и новаторство в технологии социальной
В широком смысле социальной работой можно назвать любое воздействие, направленное на преобразование общества. Выступая как особый вид социального взаимодействия, социальная работа является условием воспроизводства общества и рассматривается как один из механизмов инновационного социального развития.
Любые социальные преобразования, связанные с повышением благосостояния людей, представляют собой инновационные процессы, которые происходят под воздействием целенаправленных мер по созданию новых социальных институтов.
В последнее время наблюдается активизация инновационной деятельности в социальной сфере, что обусловлено следующим:
а) глобальными изменениями в социально- экономической жизни и социально- политическом устройстве РФ, что привело к изменению требований к продукции всех отраслей, удовлетворяющих социальные потребности населения:
− обострением большинства социальных проблем, что требует разработки новых подходов к их решению;
− острой нехваткой ресурсов для развития социальной сферы, приводящей к необходимости поиска новых, более эффективных и малозатратных способов решения социальных проблем;
− открытостью российского общества, что привело к использованию многих зарубежных социальных технологий, являющихся для России инновационными;
б) тенденцией ужесточения требований к качеству услуг предприятий и организаций социальной сферы;
в) стремлением к созданию открытого информационного общества на базе использования новых информационных технологий.
Важное значение приобретают дальнейшая разработка теоретических и технологических основ социальной работы, внедрение эффективных социальных нововведений. Это связано с тем, что объектом социальной работы выступает социальная сфера, охватывающая все пространство жизни человека: от условий его тру-
Инновационные функции социального работника предполагают творческий подход к социальной деятельности, включая обобщение практического опыта, освоение новых технологических и методических приемов, анализ слабых и сильных сторон деятельности социального учреждения.
Оптимизация инновационной деятельности - важнейшая предпосылка повышения эффективности социальной работы. Об этом наглядно свидетельствует практика внедрения новшеств учреждениями, предприятиями и организациями социальной сферы, системы социальной защиты населения.
Изучение теории инноваций необходимо начать с рассмотрения основных понятий: «инновация», «новшество», «нововведение», «инновационный процесс», «инновационная деятельность» и ряд других.
Понятия «новшество» и «нововведение» являются синонимами и часто используются наряду с понятием «инновация». В то же время некоторые ученые отмечают, что эти термины должны нести различную смысловую нагрузку и употребляться в различных значениях.
Под новшеством понимают элемент или комбинацию элементов, до сих пор неизвестных в рассматриваемой культуре или социальной системе. Еще одним вариантом смыслового выражения понятия «новшество» является термин «новация» (от позднелат. novatio - обновление, изменение), который обозначает что- либо новое, только что вошедшее в обиход, т. е. новшество [14. — С. 811].
Категория «инновация» является областью изучения социогуманитарных наук, которые рассматривают этот феномен в различных аспектах. Так, в экономической теории под инновацией понимается прибыльное использование научно- технических достижений посредством организации производства новых потребительных стоимостей.
С точки зрения менеджмента инновация — мощный инструмент предпринимательской деятельности, механизм саморазвития предприятия. Различают два вида инноваций: нормативные (заказные) и инициативные (пионерные).
Нормативные инновации реализуют имеющиеся потребности; инициативные инновации требуют формирования новых рынков.
В философском плане инновация — это элемент качественного изменения системы, перевод, причем контролируемый, из одного состояния в другое (в системе создаются новые стабильные элементы).
В различных научных изданиях можно встретить множество определений понятия «инновация», что обусловлено многоаспектным ракурсом его рассмотрения. В международной практике в настоящее время наиболее распространено понятие «инновация», сформулированное в стандарте «Руководство Осло» (Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. — Paris: OECD, Eurostat, 1997), содержащем рекомендации в области статистики инноваций, которые признаны в качестве международных статистических стандартов. Инновация определена как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам
Согласно Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 гг., одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832 - «Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности»
Наличие разнообразных взглядов на сущность понятий «инновация» и «нововведение» позволяет сделать следующие выводы:
− термины «инновация» и «нововведение» можно использовать в качестве синонимов, в то время как термин «новшество» имеет особую смысловую нагрузку;
− в научной литературе инновация чаще всего рассматривается как процесс, как результат или как идея;
− ведущей характеристикой инновации является ее успешное практическое применение, получение положительного результата, рассматриваемого как особая ценность;
− инновация может быть выражена в товаре, услуге, процессе, деятельности, технологии (в обобщенном виде - в продукте).
В то же время термин «инновация» целесообразно соотносить с неким результатом, поскольку инновация предполагает получение определенной ценности от своего внедрения. В этом смысле рассмотрение инновации как идеи или процесса представляется не совсем корректным.
С нашей точки зрения, инновация - это реализованная творческая идея, создавшая новую социальную или экономическую ценность, востребованную обществом, которая может в дальнейшем быть использована в практической деятельности.
Для социальной работы важнейшей характеристикой инноваций являются их социальные последствия. История дает многочисленные примеры, когда нововведения приводили к ощутимым социальным преимуществам или вызывали ощутимые социальные издержки.
С позиции управления организациями к характеристикам инноваций относят:
− ориентацию на удовлетворение потребностей;
− вероятностный характер результата;
− сложность и длительность осуществления;
− возможность внезапных резких ускорений, задержек, сопротивления, возникновения препятствий;
− интуицию и неявно выраженное знание;
− инициирование инноваций фанатиками идеи или ее активными сторонниками.
Обобщенными характеристиками инноваций являются:
− универсальность — инновации осуществляются повсеместно, во всех сферах деятельности, независимо от местоположения объекта;
− новизна — в основе инновации любого вида лежат новые знания;
− рискогенность — высокий риск, имманентно присущий инновационному процессу, неопределенность конечного результата;
− реализуемость — реализация на практике до тех пор, пока новое знание не нашло воплощения в реальном мире, оно лишь потенциально является инновацией;
− комплексность — как правило, инновация является комплексным процессом;
− воспроизводимость — инновация обладает свойством воспроизводимости;
− внедряемость — инновация осуществляется в различных объектах общественной жизни;
− привлекательность — как характеристика инноваций с точки зрения рыночной новизны [161].
Инновации как явление - это материализованные изменения, вызванные реальной или потенциальной потребностью рынка (спросом), обусловленные научно- техническим прогрессом или специально проводимыми научными исследованиями.
Инновации как процесс - это действия, осуществляемые работниками предприятия (учреждения) для последовательного внесения изменений в товары или услугу (технологические процессы, документооборот, действующую организационную структуру, источники сырья и материалов, рынки сбыта и пр.).
Инновации как вид деятельности - это запланированные целенаправленные комплексные действия предприятия (учреждения) по качественному изменению любого из элементов его бизнеса.
Наиболее предметно сущность инноваций проявляется в совокупности тех функций, которые они реализуют в современном обществе. Нововведения не только создают мощный поток обновления социальной среды, но и активизируют процессы сопротивления переменам.
1. Прагматическая - удовлетворение той общественной потребности, ради которой создают и внедряют нововведение
2. Обновленческая - обновление общественного организма, его прогрессивное развитие
3. Прогностическая - ориентация на предвидение модели будущего социальной системы
4. Критическая - критический анализ и оценка старых форм общественной жизни
Понятие инновационного процесса. Инновационный процесс можно определить как процесс создания и последующего преобразования в новый продукт научного или творческого знания, т. е. как процесс, в ходе которого идея, открытие, изобретение, рационализаторское предложение и т. п. превращаются в инновацию.
В научной литературе существует большое количество моделей инновационного процесса, которые отличаются научными подходами, этапами, объектами воздействия и другими особенностями.
Одной из наиболее общих моделей инновационного процесса является инновационная цепь - последовательный научно- производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных этапов и стадий (рис. 1).
Этапы инновационного цикла — от научного знания к реальному продукту - могут быть выражены следующей последовательностью:
- наука (фундаментальные исследования в решении конкретной проблемы);
− исследование (экспериментальные исследования и проверка теоретических моделей);
− разработка (определение технических характеристик изделия в виде образца);
− производство (осуществляется весь цикл производства нового изделия);
− потребление (использование нововведения в форме продукта или услуги потребителям).
Однако нововведения не сводятся лишь к технике и технологиям. Во всех развитых странах началось активное совершенствование управления организациями через введение инноваций.
Инновационный процесс на уровне организации предполагает систематические действия по разработке и внедрению инноваций в организациях. Чаще всего в организациях этот процесс представляют в виде потока, который начинается с множества идей, а заканчивается небольшим набором продуктов, которые в дальнейшем коммерциализируются.
Творческая фаза является существенным элементом инновационного процесса. Создание современных сложных систем производства продукции или оказания услуг требуют интегрирования как знаний, относящихся к разным областям инноваций, так и разных точек зрения специалистов.
Любая идея, какой бы она замечательной ни была, требует усилий по ее воплощению. В общем виде этот процесс можно назвать реализацией инновации. Реализация инновации представляет собой четко организованные действия по превращению идеи в продукт (товар, услугу, процесс, технологию). Она предполагает оценку потенциала идеи, определение необходимого объема ресурсов на ее воплощение и разработку необходимой организационной модели.
Любые социальные преобразования, связанные с повышением качества жизни людей, представляют собой инновационные процессы, которые происходят под воздействием мер по созданию новых общественных структур, институтов и форм социального взаимодействия людей. Средством реализации этих инноваций являются социальные технологии.
Как известно, термин «социальная технология» ввел в научный оборот известный английский социолог К. Поппер. В современном обществе существует объективная необходимость систематического обновления социально- технологических процедур, в которых важно концентрировать постоянно накапливаемый опыт, новые идеи и новые достижения научной мысли. В этом ракурсе социальная технология — не столько жесткая регламентация в организации социальной системы, сколько средство ее стимулирования к саморазвитию, самоорганизации и самосовершенствованию.
Реализация инновации может считаться успешной при условии, что результат полезен для целевой группы - клиентов или других пользователей. Цель инновации — создание новой ценности, воспринимаемой целевой группой. Ее ценность определяется качеством и уникальностью продукта, а также тем, насколько продукт удовлетворяет нужды целевой группы или решает ее проблемы. Ценностью могут также являться дополнительные выгоды, связанные с реализацией инновации. На практике ценность определяется как:
− финансовый выигрыш;
− улучшение качества;
− повышение удобства;
− сокращение затрат и т. д.
Конечная цель деятельности коммерческих организаций - прибыль, поэтому внедрение инноваций может быть оправдано только лишь при условии, что объем ресурсов, затрачиваемых на ее реализацию, не превысит объем полученных доходов.
В некоммерческих организациях возврат средств не может считаться критерием успеха внедрения инновации. Ее ценность определяется критериями, связанными прежде всего с социальными установками и общественными нормами.
Таким образом, инновационный процесс представляет собой механизм перевода нововведений из сферы непосредственного опыта в сферу общественно- исторического опыта. Это может осуществляться в различных формах:
1) в форме прагматизации и идеализации новых продуктов духовного производства;
В этом случае в результате инновационного процесса происходит перевод и переоформление новых продуктов духовного производства в нормы практической деятельности. Наука выступает здесь как механизм инновационного процесса по отношению к различным формам практической деятельности; она делает своим объектом эмпирически возникающие инновации, дает им рациональную интерпретацию и возводит их в формы теоретического знания.
2) в форме трансляции нововведений в систему общекультурных образцов и норм.
Здесь инновационный процесс является важной формой трансляции нововведений в систему общекультурных норм и образцов, в результате чего культурные ценности (образцы и нормы) воспроизводятся в процессе их освоения новыми поколениями людей. В связи с этим в инновационном процессе в современных условиях возрастает роль таких общественных институтов, как образование, средства массовой информации, культурно- просветительские и другие учреждения, которые, по сути, обеспечивают динамику культуры, ускоренное обращение нового опыта в различных сферах общественной практики
Понятие инновационной деятельности. Несмотря на широкую распространенность как в научных изданиях, так и в нормативных документах различного уровня понятие «инновационная деятельность» является наиболее спорным термином в теории инноваций.
Достаточно часто инновационную деятельность рассматривают как комплекс различных мероприятий (научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих), которые приводят к инновациям.
Инновационную деятельность определяют также как самостоятельный вид деятельности, направленный на трансформацию идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, новый подход к социальным услугам.
Под инновационной деятельностью понимается процесс, направленный на получение и воплощение результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Инновационная деятельность социального работника характеризует качественную составляющую его профессионального труда, т. е. нацеленность социального работника на создание и использование инноваций в своей работе.
Для практики социальной работы актуальным является выделение понятия «инновационный метод», который рассматривается как способ технологизации и информатизации социального пространства, приводящий к прогрессивному развитию социальных систем, мотивирующий их саморазвитие и блокирующий деструктивные силы, которые порождают социальные бедствия и потрясения, разрушают человека и его творческий потенциал, а также сокращают его жизненный путь или превращают его в путь лишений и испытаний.
В теории инноваций существует понятие «жизненный цикл инноваций». Этот цикл включает в себя следующие стадии:
1) стадию зарождения — осознание потребности и возможности нововведений, поиск соответствующего новшества, разработку и экспериментальное внедрение;
2) стадию диффузии (распространения) — многократное повторение, тиражирование нововведений на других объектах;
3) стадию рутинизации нововведения — нововведение реализуется на других, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов.
В жизненном цикле инноваций иногда выделяют более дробные стадии и этапы:
1) старт (появление новшества);
2) быстрый рост (диффузия инновации);
3) зрелость (насыщение потребности в новшестве);
4) кризис;
5) совершенствование;
6) финиш (падение производства новшества).
Нововведение не может считаться полностью завершенным, если оно остановилось на любой из промежуточных стадий.
Непредвиденность и не предсказуемость результата нововведений неразрывно связаны с инновационным риском. Риск - это затрата усилий, средств при неопределенном соотношении выигрыша и потерь, шанса на удачу и краха. Риск в предпринимательстве предлагает умения действовать в нужном темпе, концентрировать внимание на одних сторонах дела и игнорировать другие; это способность опираться на нужных людей для данного дела; это навыки в распределении ресурсов.
Считается, что социальные нововведения осуществлять особенно трудно, так как наблюдается неопределенность их параметров и результатов. В связи с этим в практике социальной работы достаточно часто используется понятие инновирование, которое определяют как процесс оптимизации инновационной деятельности в целях получения более высокого социального результата.
Различают несколько видов инновирования:
1) инновирование социальных объектов;
2) инновирование субъектов социального управления, т. е. организационных систем и управляющих (руководителей) различного уровня управления;
3) инновирование мотивации человеческого поведения и отношения к труду, всей общественной системы социализации личности.
Создание и инновирование социальных организаций - это прежде всего целеориентируемый процесс проектирования и совершенствования их структуры, которая дает сотрудникам возможность эффективно работать для достижения совместных целей.