Учебно - методический кабинет
«Использование элементов
ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками»
Составитель: Лавицкая Галина Ивановна Воспитатель | |
Сведения об авторе опыта
Фамилия, имя, отчество | Лавицкая Галина Ивановна |
Дата рождения | 15.02.1964 |
Образование | Высшее |
Какое учреждение и когда закончил | Могилевский государственный педагогический институт им. А.А.Кулешова, 1989г. |
Специальность по образованию | Преподаватель педагогики, психологии, методист |
Место работы | |
Должность | Воспитатель |
Стаж работы в должности | 29 лет |
Квалификационная категория и год присвоения | Высшая, 2008г. |
Аннотация
на педагогический опыт работы воспитателя ГУО «Ясли- сада №84 г.Могилева» Лавицкой Галины Ивановны «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с
дошкольниками.
Одна из наиболее популярных в последнее десятилетие инновационных педагогических технологий, адаптированная к дошкольному детству является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методы развития творческого воображения (РТВ). Данная технология активно используется в дошкольных учреждениях России и многих республик постсоветского пространства. Процесс адаптации этой технологии к дошкольному детству идет непрерывно - разрабатываются пути внедрения ее в различные методики дошкольного воспитания, технологические цепочки использования отдельных методов, дидактические и наглядные пособия и т.д.
Опыт работы воспитателя Лавицкой Г.И. и постоянное развитие в этом направлении коллектива ГУО «ясли-сада №84г.Могилёва» способствовало разработке авторских интегрированных занятий,активно применяемых в работе с детьми.
Созданная Г.С.Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), положенная в основу данного опыта работы , явилась базой для новой методологии развития творческого потенциала, обучения приемам, избавляющим мышление от ненужных штампов. И чем раньше начинается обучение таким приемам, тем более высокий результат будет достигнут.
В своих работах Л.С.Выготский подчеркивал, что движущей силой психического развития является обучение, как необходимы путь становления родовых, исторических особенностей человека, как путь "присвоения" ребенком общечеловеческих способностей. При этом он делал акцент на том, что не всякое обучение хорошо, а только то, которое акцентируется на "зону ближайшего развития", на созревающие, а не уже созревшие функции.
Обучение ребенка может происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве (явном или скрытом) с другим человеком, взрослым или сверстником.
Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка. При этом существенно влияние наследственности и среды, т.к. от этого зависит качественный уровень развития ребенка, его творческих способностей.
В комплексном использовании различных видов деятельности (на основе ТРИЗ-РТВ) единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в младшем и старшем дошкольном возрасте
обеспечивается в большой степени системой развивающих занятий, заданий с учетом специфики образовательного процесса.
Творческие наработки воспитателя Лавицкой Галины Ивановны по теме «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками» представляет собой опыт работы, который формировался в течение 2005-2009г.; Лавицкая Г.И. накапливала опыт работы с детьми гр.Почемучки, гр.Фантазеры, работающих по национальной программе «Пралеска».
Накопленный опт позволяет научить детей самостоятельно строить классификационные структуры объектов материального мира, работать с задачами изобретательского плана : формулировать и решать противоречия, производить анализ ресурсов объекта и его окружения, ; решать задачи прогнозного характера: определять функции объекта, рассматривать выполнение данной функции в будущем как идеальный конечный результат или как построение прогнозов по свертыванию, замене или исчезновении функции; строить и реализовывать исследовательские задачи: видеть проблемное поле, планировать и производить эксперимент, делать вывод; использовать обобщенные способы мышления при создании творческого продукта в разных предметных областях; придумывать задачи творческого характера.
Система работы Лавицкой Г.И. базируется на общих педагогических принципах построения содержания и форм работы с дошкольниками :
а/ гуманитаризации - обеспечение духовного, социокультурного, нравственного содержания; насыщение педагогического процесса показами объектов в разном временном и культурном восприятии; показ разнообразных способов мышления;
б/ гуманизации - обеспечение прав ребенка на свободный выбор способа, характера и формы его созидательной деятельности при условии соблюдения правила «не навреди другому»;
в/ стандартизации - определение и обеспечение обязательного минимума подготовки ребенка к школе;
г/ принципе опережающего развития - организация процесса опережающего обучения ребенка, построение прогнозов изменения потребностей образовательного учреждения;
д/ интеграции - построении системы сквозного по вертикали и комплексного по горизонтали содержательного воздействия, которое обеспечивает поступательное развитие личности ребенка, формирование у него целостной картины мира.
Оптимальное функционирование опыта работы Лавицкой Г.И. обеспечивается серией разработанных ее конспектов занятий, сценариев, игровых заданий с включением элементов ТРИЗ. Их использование помогает активизировать познавательный интерес дошкольников, способствует формированию творческой речевой деятельности и выразительности речи, индивидуальных способностей детей.
Направленность в работе воспитателя по данной теме позволила обеспечить положительную динамику знаний детей, так как учтены психологические особенности детей, личностные качества дошкольников.
Одной из главных качеств в проведении любого из предложенных занятий, является формирование таких качеств мышления, как системность и диалектичность. Для развития этих качеств на занятии используются различные приемы, среди которых : мозговой штурм, эмпатия, метод фокальных объектов, морфологический анализ, методика моделирования маленькими человечками. Предложенный материал содержит игры, задания, направленные на формирование у детей навыков создания речевого творческого продукта: составление сравнений, рифмовок, загадок, творческих рассказов по картине, анализ и придумывание текстов сказочного содержания, которые органично включаются в различные виды занятий.
Используя практический материал каждый педагог может ввести свои дидактические и развивающие игры в любой конспект, изменить некоторые части занятия, выбрав что-либо из дополнительного материала (стихи, загадки, считалки, физкультминутки).
Материалы опыта работы можно использовать как на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические, так и в свободное время.
.
Оглавление
Введение
Детский возраст- период бурной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение- одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявлять себя в творчества велика. Это выражается в желании создать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде.
Среди новых педагогических технологий, методик, используемых педагогом Лавицкой Г.И., особое место занимает ТРИЗ. Самая главная цель, которую она ставит перед собой - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Она требует определенной подготовки воспитателя, его искреннего желания творить, искать и находить новое, нетрадиционное, казалось бы, в совсем обыденном. И в этом новизна оригинальность применения данной методики.
Судите сами: изобретение- это всегда решение какой-то задачи. Еще в древном мире люди пытались разгадать секреты изобретательства. Тогда появилось понятие об эвристики, науке о том, как создаются открытия. Прошли века. И множество открытий привели к современной цивилизации. Изобретатель стремится превзойти все то, что создано до него, пытается сделать пусть небольшой, но свой шаг в развитии интересующей его области. Жизнь не стоит на месте. Сегодня самое время, взаимообогощаясь в творческом становлении с новым поколением, укрепить себя и детей верой в целесообразность творческой жизни.
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз- « творчество во всем», в постановке голоса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами « изобретают» свою педагогику, озаренные светом детских идей. Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя.
В данном опыте работы приведены конспекты занятий, игр, игровых упражнений, направленных на развитие фантазии детей, обучение их мыслить системно, практическое воспитание у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира, решить свои маленькие, но жизненно важные проблемы.
В каждом конспекте автор использует готовую палитру приемов - это и художественное слово (сказки, загадки),и словесные дидактические игры, и моделирование и элементы театрализованной деятельности и т.п.
Своеобразие опыта работы Лавицкой Г.И. заключается в том, что ее подход к построению заданий позволяет любому ребенку занимать на занятиях позицию активного творца, созидателя. Это хорошо развивает не только речевое творчество и креативность маленького человека, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь
неправильного высказывания, вырабатывает смелость в фантазии.
Используя на своих занятиях элементы ТРИЗ Лавицкая Г.И. реализует главное кредо тризовцев ; «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г.С.Альтшуллер)
Научная основа опыта.
Мир, в котором мы живем, развивается и меняется очень быстро. То, что сегодня ново, интересно или представляет проблему, завтра становится уже пройденным этапом. Мы учимся, приобретаем новые умения и навыки, получаем современные знания, осваиваем новейшие технологии. Но никто не может гарантировать, что все это понадобится нам в завтрашнем дне.
Процесс воспитания и обучения ребенка - это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача педагога - подготовка подрастающего поколения для жизни в завтрашнем дне. Для того, чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее "сегодня" от наступающего "завтра". (И. 1,6)
Эпоха индустриализации медленно, но верно заменяется эпохой, где главным товаром является информация. Возникают информационные технологий, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить и влиять друг на друга, находясь на разных концах земного шара. Появление Интернета разрушило границы между народами.
В этом потоке информации несравненно трудней влиять на мировоззрение подрастающего человека. И это в равной степени касается как государственных средств массовой информации, так и образовательных учреждений. Российские и белорусские педагоги уже сегодня заметили, что стало куда труднее управлять мнением и мироощущением детей, - особенно в крупных городах, где пространство информации с момента развала Советского Союза существенно расширилось.
Мы вступаем в стремительно меняющийся мир. Поэтому педагогику лихорадит закономерно - и, заметим, не только в Белоруси. И острее проблемы у тех педагогов, которые инерционно мыслят, прочно находятся в усвоенных образовательных традициях и стереотипах.
Какие задачи учит решать современная школа? А какие задачи ставит перед молодым человеком жизнь? Даже без всякого анализа мы интуитивно чувствуем, что это совершенно разного типа задачи.(И.7,18)
Очевидна новая проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Основные составляющие этого умения: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, самообучаться принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно "сваливающихся" задач. Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, - в мире будущего.
Данное противоречие заставило задуматься над вопросом: ЧЕМУ УЧИТЬ? Образование опирается на передачу знаний, зачастую устаревших еще до того, как войти в учебные программы. Да и как успеть за наукой? Этот парадокс возник исторически недавно - когда технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения. Все меньше удовлетворяет темпам жизни узкоспециальное образование. Ведь чем уже специалист, тем сложнее ему переучиваться, тем труднее ориентироваться в смежных областях знаний. А решение современных
задач все больше требует системного подхода, умения видеть отдаленные последствия. Хорошо решена задача - новые возможности. Плохо - новые
неприятности. И это касается не только научной или другой профессиональной деятельности, но и бытовой жизни.(И. 10)
Регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, так же необходимо формирующемуся уму, как витамины - растущему организму. А такие задачи есть в любой предметной и межпредметной области. И они ответственны за развитие творческой интуиции. Ведь интуиция - это не только «дар божий». Это особым образом организованный творческий опыт: встроенный в подсознание опыт решения нестандартных задач.(И.3)
Способы развития воображения и творческого мышления уже пришли в образование. Разработкой знаний, и, главное, умений решать нестандартные задачи занимается Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). И, несмотря на то, что эта теория уже стала мировым достоянием, самые интересные экспериментальные площадки по ее применению в образовании находятся в России. Конечно, это маленькие искорки в пробуждающемся вулкане нового образования. Правда, и развитого творческого мышления тоже недостаточно для успеха. Чтобы быть продуктивным, нужны еще, как минимум, навыки организации творческого труда.
Традиционно считается, что процесс воспитания и обучения — это взгляд человечества в будущее. А основная задача педагога — подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Естественно, встает проблема: чему учить?
Зачастую получается, что знания, опыт устаревают еще до того, как их включают в образовательные программы. Технологические и научные модели меняются в течение одного поколения несколько раз. А педагоги должны учить детей жить в динамичном мире.
На первый взгляд, это кажется невозможным, но выход можно найти из любой ситуации, а проблемы для того и существуют, чтобы их решать.
Итак, в современной педагогике вырисовываются следующие вопросы: ЧЕМУ УЧИТЬ? КАК УЧИТЬ?
Для начала попробуем разобраться с первым вопросом. Чему мы можем научить ребенка, если не знаем сами, что ему понадобится завтра? Перед ним встанут проблемы, с которыми он еще не сталкивался, и разрешать которые его не учили. А если взять на себя смелость учить ребенка решать ВСЕ задачи, ЛЮБЫЕ проблемы? Это только кажется невозможным. На самом же деле...
Генрих Саулович Альтшуллер создал новое направление в теории решения нестандартных, творческих задач - Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), которая представляет собой сплав диалектической логики, психологии и изобретательского опыта.(И.9)
Основное положение ТРИЗ заключаются в том, что технические системы возникают и развиваются по объективным законам, которые можно выявить и сознательно использовать для решения изобретательских
задач. Конечная цель развития технических систем - достижение идеального конечного результата (ИКР), т.е. когда системы нет, а функция выполняется.
Процесс решения изобретательских задач рассматривается как выявление, анализ и разрешение технического противоречия. Для этого создана комплексная программа алгоритмического типа АРИЗ (Алгоритм Решения Изобретательских Задач). Суть АРИЗ состоит в том, чтобы путём сравнения ИКР и реальным техническим объектом выявить первоначально административное, а затем техническое и физическое противоречие, найти его причину, а затем устранить её, перебрав относительно небольшое число вариантов. Программа рассматривает процесс решения изобретательской задачи как последовательность операций (частей, шагов, этапов) по анализу неопределённой, а зачастую и вообще неверно поставленной изобретательской задачи и преобразованию её в чёткую схему (модель) конфликта, не разрешимого обычными, ранее известными способами задачи. Дальнейший анализ конфликта приводит к выявлению технического противоречия, а затем и его причины - физического противоречия. Параллельно осуществляется исследование имеющихся вещественно- полевых ресурсов (ВПР). Используя эти (или дополнительно введенные из внешней среды) ресурсы, разрешают физическое противоречие и устраняют конфликт, из-за которого возникла задача. Программа также предусматривает операции по устранению психологической инерции и по дальнейшему развитию найденной идеи, извлечению из неё максимальной пользы.
Условия и ход решения задач записываются на основе ВЕПОЛЬНОГО АНАЛИЗА, который позволяет унифицировать казалось бы несопоставимые технические решения. Основой для разработки вепольного анализа послужила современная физическая картина мира и характерное для неё изображение физической реальности: вещество (В), поле (П) и взаимодействие. Запись условий задачи в вепольных символах позволяет выделить причины её возникновения путём моделирования физических процессов, происходящих в зоне конфликта, и отыскать наиболее эффективные пути преобразования технических систем.
Для разрешения противоречий используется упорядоченный и постоянно пополняемый информационный фонд - 40 типовых приёмов разрешения противоречий, 5 классов стандартов на решение нестандартных задач. (И. 10,12)
Наряду с прикладной функцией ТРИЗ в ней развивается и Теория Развития Творческой личности (ТРТЛ). Главная цель ТРИЗ-ТРТЛ - каждому человеку должно быть доступно творчество самого высокого уровня. Формирование творческой личности неразрывно связано с
развитием способности к воображению, фантазии, которое обеспечивается системой упражнений по развитию творческого воображения (РТВ).
Применение методов ТРИЗ обеспечивает решение широкого круга изобретательских задач в короткий срок (дни, недели, месяцы). Процесс
решения завершается получением и первоначальной проверкой новой идеи. Весь творческий цикл (выбор проблемы, решение составляющих проблему задач, внедрение) длится годами, а иногда и в течение полутора-двух десятилетий. Для создания высокоэффективных изобретений на протяжении всего творческого цикла изобретателю необходимо иметь комплекс качеств, присущих творческой личности. Анализируя биографии многих выдающихся творческих личностей, Г.С. Альтшуллер и И.Верткин выделили шесть основных их качеств:
1. Умение выбрать достойную цель. Цель должна быть конкретной и в то же время не излишне узкой. Необходимо представить разрабатываемую систему и её взаимосвязь с надсистемой и над-надсистемой. Новая достойная цель, как правило, опережает своё время, и при её достижении отсутствует конкуренция. Достижение цели не должно зависеть от наличия сложного дорогостоящего оборудования и больших средств. Это даст возможность вести разработки в любых жизненных условиях.
2. Способность разработать реальную программу (на всю жизнь, на пять лет, на год, на месяц, на день) и регулярно контролировать её выполнение. В большинстве случаев план включают также приобретение знаний, необходимых для достижения цели, которые чаще всего оказываются за пределами имеющейся специальности.
3. Высокая работоспособность, обеспечивающая выполнение намеченных планов.
4. Владение техникой решения творческих, нестандартных задач, которые встречаются на пути к цели.
5. Способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение "держать удар". Сохранять верность цели,
6. Достижение соответствия результатов поставленной цели. При отсутствии положительных результатов необходимо проверить правильность выбранной цели, выявить просчёты в планировании.(И. 13)
Шесть качеств творческой личности - это необходимый минимум для решения одной проблемы, т.е. выполнения одного творческого цикла. В течение жизни человек способен решить систему проблем, выполнить систему творческих циклов. В связи с этим человеку необходимо иметь свою собственную Жизненную Стратегию Творческой Личности (ЖСТЛ), освоение которой требует изменения в стиле жизни.(И.17)
Применение ТРИЗ способствует поддержанию наиболее целесообразного режима работы и активности человека при формировании
замысла, выработке гипотезы, определении принципа и путей решения задачи, повышает культуру мышления, создаёт основу для коллективного творчества и управления творческим потенциалом коллектива.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ |
Прошлое | Настоящее | Будущее | |
Надсистема | Группа детей, | Группа | Группа |
выбранная самим | сподвижников | сподвижников | |
ребенком | (учеников) | ||
(неформальная) | |||
Система | Ребенок | Творческая | Творческая |
любознательный, | личность | личность с большим | |
пытливый, со своей | жизненным опытом | ||
точкой зрения, | |||
зачатками воли. | |||
Возраст ребенка - | |||
около 5 лет. | |||
Подсистема | Необходимо | Качества творческой | Качества творческой |
формировать | личности: | личности с | |
умения: | 1. Наличие | приоритетом | |
- фантазировать | достойной цели; | результативности и | |
- ставить цели | 2. Умение | умением продолжать | |
- обозначать словами | планировать | своё дело через | |
предстоящие | 3. | учеников | |
действия | Работоспособность | ||
- постоять за себя | 4. Технология | ||
- быть настойчивым | решения творческих | ||
в достижении | задач, разрешения противоречий | ||
результата | 5. Умение | ||
- анализировать | противостоять | ||
результаты | внешним | ||
обстоятельствам 6. Результативность |
Генрих Саулович Альтшуллер разработал технологию работы с творческими (изобретательскими) задачами, которая получила название ТРИЗ. Ее суть в том, чтобы, целенаправленно сужая поле поиска без сплошного перебора вариантов, находить одно, самое правильное в данной, конкретной, ситуации решение.
Ученики Г. С. Альтшуллера нашли способы внедрения методов развития управляемого воображения и творческого мышления в образовательный процесс. Так появилась ТРИЗ-педагогика. В учебном пособии Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковской «Педагогика и психология», рекомендованном Министерством образования РФ, ТРИЗ-педагогика определяется дак «педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения,
основанное на общих законах теории решения изобретательских задач. (И.8) В основе ТРИЗ-педагогики лежат: —методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;
—методология решения проблем, основанная на законах развития систем,общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;
—воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (TPTJI).
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских функций»
Таким образом, логично утверждать, что ТРИЗ-педагогика, рассматриваемая как педагогический процесс, призвана формировать у ребенка определенные навыки мышления и воображения, которые обеспечат ему возможность самостоятельно исследовать окружающий мир и работать с проблемами.
Теперь перейдем к вопросу КАК УЧИТЬ?
Традиционная модель образования строится на трансляции готового знания. При этом ребенок упражняет память, учится осуществлять по образцу определенные мыслительные операции, чтобы потом самостоятельно применять их в типовых ситуациях. Но столкновение с проблемой вызывает у него растерянность. Невозможно дать такой объем знаний и проиграть такое число ситуаций, чтобы предусмотреть все возможные случаи. Как быть?
Ряд педагогов в основе современной ТРИЗ-педагогики используют в качестве методологии основы ОТСМ. ТРИЗ как технология разрабатывалась в рамках ТРТС. Универсальные модели, разработанные в ОТСМ, позволяют сделать системный анализ проблемы, выявить противоречие и разрешить его, независимо от того, в какой области знаний возникла проблема.
Если говорить об образовательном процессе в дошкольном и школьном возрасте, когда у детей формируются общие представления об окружающем мире, главной задачей должно быть формирование этих самых навыков сильного мышления, позволяющих детям самостоятельно исследовать природу вещей. Кроме того, весьма важным является формирование навыков целенаправленного, осознанного управления воображением, как психическим процессом. При решении творческой задачи нужно уметь представить себе идеальное решение, которое на первый взгляд может показаться нереальным, недостижимым. И человек попадает под давление собственной инерции мышления. В процессе строительства модели решения проблемы возникает необходимость мысленного экспериментирования, представления, как она будет работать. Тут также необходим определенный уровень управляемости воображением. И, наконец, работа в группе сверстников (для детей) и коллег (для взрослых) предполагает определенные навыки общения,
обмена информацией. Отсюда вытекает необходимость особого внимания к речевым навыкам. Тем более что, как известно, отражение результатов мыслительной деятельности чаще всего происходит именно в вербальном общении. И от уровня развития речи во многом зависит общее психическое развитие ребенка и его будущая успешность в школе.(И.17,18)
Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям — развитию речи, мышления и воображения. Все три составляющие взаимосвязаны и дополняют друг друга, а творческие задания, предлагаемые детям для выполнения, носят комплексный развивающий характер.
Следует также отметить, что профессиональные разработчики в области ОТСМ-ТРИЗ-педагогики в зависимости от приоритетности достигаемых целей, как правило, работают в двух основных направлениях:
а)разрабатывают технологии формирования у дошкольников навыков сильного мышления;
б)решают средствами ОТСМ-ТРИЗ конкретные образовательные проблемы, создавая под эти решения обучающие методики. Таковыми, например, являются методики А. А. Нестеренко, И. Н. Мурашковски, Т. А. Сидорчук и некоторых других авторов. Примечательно, что эти методики, кроме решения поставленной проблемы (например, обучения составлению творческих рассказов по картинке), дают в качестве дополнительного эффекта формирование навыков системного диалектического мышления, которое так необходимо для грамотной работы по решению проблем.
Достаточно часто возникает вопрос: согласуется ли инновационный подход с базисной программой? Для педагогов, использующих ОТСМ- ТРИЗ-технологию в образовательном процессе, этот вопрос не стоит — универсальность моделей позволяет работать с любым содержанием.
Основными целями ТРИЗ-образования является развитие творческих способностей, активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формирование качеств творческой личности.
При этом должны быть решены следующие задачи: -предлагаемые программы обучения должны включать основные разделы теории Г. С. Альтшуллера;
-при построении обучения необходимо учитывать возрастные особенности детей;
-необходимо отслеживать следующие линии проведения занятий:
- развитие ассоциативно-образного, системного и диалектического мышления;
- изучение и применение методики решения творческих задач;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- задания, упражнения, задачи, предлагаемые детям должны отражать возможно больший спектр областей человеческой деятельности; (2,10)
- необходимо формировать интерес к творчеству в самых разных областях;
С самого раннего детства я убедилась, что можно научить ребенка системно думать об объекте, решать задачи прогнозного характера, придумывать сказки, стишки и многое - многое другое. Ребенок овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта более успешно адаптируется к школе. Причем не впадает в зависимость к системе обучения. Он как бы научается сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, проявленное творческое мышление.
Мною установлено, что оптимальным средством педагогического воздействия для развития мышления, воображения и речи дошкольника является система заданий, игр, занятий с использованием элементов ТРИЗ, активное включение их в образовательный процесс.
Главной особенностью их использования является то, что работать с ними надо нелинейным способом. Например, я, как педагог, планирующий педагогическое воздействие, использую параллельно задание по составлению сравнений и сразу переходить на обучение сужению поля поиска.
Я считаю, важно учитывать основные принципы (автор А.А. Гин) при использовании творческих заданий с элементами ТРИЗ:
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА
В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ.
Сталкивать ребенка с открытыми задачами, у которых нет единственно правильного решения. В тексте творческого задания закладываются варианты условий или разные пути решения таких задач.
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Освоенные детьми мыслительные операции отрабатываются в деятельности. Любое творческое задание заканчивается каким-либо практическим видом деятельности.
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.
Регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций с помощью развитой системы приемов обратной связи. Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым воспитатель может проконтролировать степень освоения материала.
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ.
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих детей с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любого занятия с детьми.(И.3,4)