Схема анализа урока русского языка

При анализе урока русского языка внимание обращается на следующие основные моменты.

1. В какой мере структура и содержание урока соответствует типу уроков по грамматике и орфографии, основным этапом в формировании грамматического понятия, орфографического навыка в развитии речи учащегося, правильно ли подобраны дидактический материал, наглядные пособия, ТСО.

2. Умеет ли учитель при проведении на уроке упражнений, направленных на совершенствование каллиграфического навыка, чётко объяснить способ написания буквы, показать типы соединений с учётом характера написания предыдущей и последующей букв для осуществления безотрывного письма, связь упражнения в каллиграфии с темой и задачами урока.

3. Владеет ли учитель методикой словарно-каллиграфической работы: как вводится новое слово, какие признаки первичного закрепления используются на уроке, какими видами знаний, способствующими лучшему запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами, владеет учитель и умеет ли он выбрать те из них, которые позволяют наиболее успешно включить словарно-орфографические упражнения в общую систему работы по грамматике, орфографии и развитию речи на данном уроке.

4. Чем основан выбор метода объяснения нового грамматического понятия или орфографического правила, правильно ли отобран языковой материал: позволяет ли он максимально чётко выявить признаки нового понятия орфограммы, подвести ученика к необходимым выводам, реализовать обучающие, воспитывающие и развивающие задачи.

5. Насколько полно учитываются при подборе упражнений специфика изучаемого материала, возможность опоры на различные виды восприятия материала, возрастающая доля самостоятельности детей, необходимость проведения работ творческого характера, упражнений, связанных с развитием устной и письменной речи учащихся с повышением её культуры. При проведении нового упражнения необходимо чётко уметь разъяснить задание, вооружить учащихся необходимыми приёмами его выполнения. Какие приёмы использованы для проверки выполнения упражнения, как контролируется работа слабоуспевающих учащихся, какая помощь на уроке им оказывается.

6. Как организована работа с учебником на уроке для получения новых знаний, их обобщения и закрепления. Владеет ли учитель методикой работы над определением грамматического понятия и орфографического правила, как учит детей ориентироваться в их содержании.

7. Наличие, объём, характер домашних заданий и их целесообразность.

8. Культура работы учителя на уроке: владение речью, умение работать на классной доске, внимание к детям, заинтересованность в успехе учащихся.

Схема анализа урока чтения

1. Насколько глубоко разбирается учитель в особенностях изучаемого на уроке текста: в природе данного литературного материала (научно- познавательный текст или художественное произведение), в его жанровой специфике, в особенностях композиции, языковой организации текста. В какой мере специфика данного текста соответствует избранным на уроке приёмам первоначального чтения, системе вопросов учителя, видам пересказов и творческих заданий, характеру подготовительной работы.

2. Как организуется на уроке многочтение: стимулирование интереса к перечитыванию текста, выборочное чтение, выразительное чтение отдельных отрывков и всего текста, чтение по ролям, самостоятельное чтение. Насколько каждый из этих видов чтения мотивирован самой логикой анализа данного текста.

3. Продумана ли система вопросов и заданий при анализе художественного текста: в какой мере эти вопросы помогают детям понять фактическое содержание произведений, вскрыть подтекст, понять идейный смысл, оценить художественные достоинства.

4. В какой мере на уроке анализируется читательский опыт учащихся, используются наблюдения детей за окружающей действительностью, природой родного края; как расширяются знания детей, уточняются их представления по темам, предусмотренным программой и учебными книгами по чтению.

5. Умеет ли учитель работать с иллюстрациями учебника: владеет ли методикой работы с иллюстрацией на этапе подготовки к восприятию текста, в процессе анализа литературного материала, при обобщении знаний учащихся; как использует иллюстрации для формирования навыков чтения, для развития творческого воображения и речи детей.

6. Эффективно ли используются на уроке чтения различные виды наглядности, фототека, диапозитивы, картины, предметная наглядность и т.п.

7. В какой мере удалось на уроке реализовать обучающие, развивающие и воспитывающие цели.

8. Наличие, объём, характер домашних заданий и их целесообразность.

9. Выводы и предложения.

Наши рекомендации