В пространстве урока русского языка

А.М. Аккулова

Оренбургский государственный педагогический университет

Научный руководитель: В.И. Попова, доктор педагогических наук, профессор

В современных условиях реформирования образовательной системы особую значимость приобретает нравственное воспитание подростка средствами предмета «Русский язык». Следует исходить из того, что воспитание – это сложный и многогранный процесс формирования личности, создания таких оптимальных условий, в которых появляется возможность физического, психического и социального развития подростка.

Следует исходить из того, что основная цель современного воспитания – гармоничное развитие личности. Для этого необходимо овладеть языковой и коммуникативной компетенциями, востребованными на современном этапе развития языковой личности. Это объясняется тем, что необходим отбор транслируемой информации, которая может нести негативный эффект и не всегда соответствует запросам подрастающего поколения.

По мнению Н.Е. Щурковой, новые социокультурные условия создают предпосылки дегуманизации человека, а приспособление к новым условиям зачастую содействует вытеснению истинных ценностей. Так «снижение общей культуры в стране обусловливает нравственную деградацию, падение моральных устоев, ухудшение самочувствия граждан, ухудшение в обществе социально-психологического климата» [7, с.8].

Поиск путей и средств нравственного воспитания подростка в образовательном процессе обнаруживает необходимость привлечения внимания к ценности человеческой жизни. Это объясняется сущностью самого человека как особого и совершенного творения природы и общества.

Уроки русского языка несут в себе нравственное начало, поскольку работа со словом как ценностью воспитывает отношение к миру, людям и самому себе. Разностороннее воспитание подростка предполагает формирование у него определенных качеств в соответствии с требованиями морального, умственного, трудового, физического и эстетического воспитания.

В соответствии с заявленной проблемой нравственного воспитания потребовалось толкование данного определения. «Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Термин нравственность, как правило, употреблялся в качестве синонима термину мораль, реже – этика» [4, с.324].

Успех нравственного воспитания возможен лишь при условии воспитательного взаимодействия школы, семьи, общественности, имеющих целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения. Все это возможно лишь на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, принятых в данном обществе.

Так, основными задачами нравственного воспитания современного подростка в пространстве урока являются: овладение средствами русского языка как государственного языка РФ, нормами и правилами его употребления, речевого поведения; формирование чувств и убеждений, соответствующих нормам общественных отношений.

Как известно, методологической основой нравственного воспитания являются этика и мораль. «Этика (от гр. ethika – привычка, нрав, обычай) – наука, объектом изучения которой является мораль» [4, с.512]. Этика дает ответы на следующие вопросы: как должен поступать человек (нормативный аспект) и каково происхождение и сущность морали (теоретический аспект).

«Мораль (от лат moras – обычай) – это система взглядов и представлений, норм, оценок, регулирующих нравственное поведение людей в обществе» [4, с.243]. Мораль, как известно, регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни: труде, политике, науке, семейных, личностных, коллективных, межнациональных и международных отношениях.

Важно учитывать общечеловеческие ценности, которые составляют основу содержания нравственного воспитания. Проведенный анализ позволяет утверждать, что общечеловеческие моральные ценности – это приобретенные предыдущими поколениями морально-духовные качества, которые определяют основу поведения и жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом. К общечеловеческим ценностям относятся гуманизм, доброта, честность, правда, достоинство, мудрость, справедливость, чувство прекрасного, имеющие всеобъемлющую область применения.

Заявленные основания нравственного воспитания подростка должны быть соотнесены с формированием навыков речевого этикета, включающего нормы и правила общения в разных жизненных ситуациях. Это особенно необходимо в условиях многонационального социума. Обращение к национальным ценностям в историческом аспекте позволяет обнаружить, что моральные национальные ценности – это обусловленные и созданные народом взгляды, убеждения, идеалы, традиции и обычаи, основанные на общечеловеческих ценностях. При этом нравственные основы жизни людей играют особую роль во взаимоуважении представителей разных поколений [3].

Таким образом, обращение к общечеловеческим ценностям позволяет акцентировать внимание на ценность каждого человека, его ценностных ориентиров поведения и жизнедеятельности. Такие ценностные основания обеспечивают новое видение преподавания русского языка в нравственно-ориентированном ключе.

Ведущие качества нравственности формируются, как известно, в раннем детском возрасте на основе так называемого «социального наследования», а в подростковом возрасте они приобретают особую значимость. Так, в младшем школьном возрасте, когда закладывают основы нравственных качеств личности, решающую роль играют родители, их собственное поведение, что способствует целенаправленному воздействию на личность ребенка. В подростковом возрасте влияние на нравственные качества оказывает окружение: друзья, знакомые, одноклассники, являющиеся примером для подражания.

Развивая идеи общечеловеческих нравственных ценностей, как основы формирования духовности человека, В.А. Сухомлинский определил программу нравственного воспитания школьников: необходимо помнить о том, что каждый поступок отражается на окружающих людях; за добро следует платить тем же; все вокруг создается трудом, учение – это тоже труд; необходимо бескорыстно помогать слабым и беззащитным; против зла, обмана, несправедливости надо бороться [5, с.87].

Признание особой роли нравственности в подростковом возрасте определяет деятельность образовательной организации, родителей, сообщества и самих подростков в направлении выбора нравственных норм поведения, общения и ответственности за свои поступки.

Решение заявленных проблем следует соотнести с такими понятиями, как «язык и культура». Познание культуры народа средствами языка возможно в процессе осознания многообразия духовного и материального мира, понимание ценностей культуры в диалоге культур.

Таким образом, для подростка необходимо выработать адекватные методы работы по нравственному воспитанию. Важна точка зрения Н.Е. Щурковой, которая определяет воспитание как целенаправленное, организованное педагогом «восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» [7, с.46]. Поскольку «человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным» [7, с.46], то есть носителем блага и добра, то нравственное воспитание в пространстве урока становится приоритетным.

Перспективным является обращение к воспитательному пространству урока, в котором подросток осознает ценности знания и ценностно-смыслового взаимодействия с окружающими людьми.

Список использованной литературы

1. Дейкина, А.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка / А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко // Русский язык в школе. 2011. №6.

2. Коротаева, Е.В. Педагогическая аксиология как основа духовно-нравственного воспитания / Е.В. Коротаева // Русский язык в школе. 2011. №7.

3. Кузьминский, А.И. Педагогика в вопросах и ответах / А.И. Кузьминский, В.Л. Омельяненко. – М.: Знание, 2006. – 311 с.

4. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.: ил.

5. Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива (Методика воспитания коллектива) // Пер. с укр. Н. Дангуловой. – М.: «Молодая гвардия», 1975. – 240 с.

6. Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью// Попова В.И. Воспитательная работа с детьми и с молодежью: содержание доминанты, с.7 // сборник научных статей // сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В.И. Попова – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. – 129 с.

7. Щуркова, Н.Е. Воспитание – XXI век. Методика и искусство / Н.Е. Щуркова, М.И. Мухин. – Волгоград: Учитель, 2015. – 177с.

Наши рекомендации