НЛО над озером Баскунчак. Рассказывает штурман — испытатель Коваленко Д.Ф.

Шёл 1983год, самый загруженный лётными испытаниями в нашем институте (ГК НИИ ВВС).

Отрабатывались пуски крылатых ракет, шли плановые испытательные и контрольные полёты.

15.07.83. Возвращаясь с очередного испытательного полёта командир экипажа лётчик — испытатель А.Бондаренко получил приказ от РП "подвернуть в сторону озера Баскунчак, где вот уже третьи сутки наземные локаторы наблюдают мощную засветку, проверить, что за объект там висит". Как только приказ РП появился в эфире, засветка исчезла. РП отдаёт распоряжение возвращаться. Экипаж, зная, что горючее на исходе, а объект исчез, пошёл на снижение.

В эти минуты на экранах наземных локаторов вновь появилась цель и опять в районе озера Баскунчак. В воздухе в это время находился другой экипаж самолёта ЯК-28Р, командир — Сергей Буров — штурман Коваленко Д.Ф.

РП отдаёт приказ командиру экипажа, лётчику — испытателю С.Бурову, взять курс на Баскунчак, тот просит уточнить задание. РП передаёт в эфир: "На расстоянии 50 км, точно над озером висит неопознанный объект. Прошу облететь его, тщательно осмотреть, сфотографировать, доложить о замеченном на КП."

Мы приняли решение облететь его вокруг и сфотографировать. Наш самолёт ЯК-28Р — разведчик и на его борту в полной готовности находился плановый фотоаппарат АФ-42-10.

Только мы стали входить в вираж, как "шар" нырнул в облака. Чтобы избежать столкновения, мы остались под облаками, выполняя вираж вокруг того места, где он исчез. Каково же было наше удивление, когда вынырнув недалеко от нашего самолёта, объект пошел на снижение, причем очень резко, и оказался ниже нас.

Тогда командир решил облететь его, выполняя косую петлю и одновременно фотографируя "нарушителя". Выполнив несколько таких манёвров, мы возвратились на точку, доложили. Прямо на место приземления нашего самолёта подъехала машина. Представители Особого отдела забрали у нас плёнку, отснятую в полёте".

А объект снова завис в прежнем месте, метка на экране наземного локатора словно "шарахалась", то появляясь, то исчезая.

РП приказывает лётчику-испытателю, командиру полка Титаренко В.М. слетать в район наблюдения объекта (это уже третий самолёт), сблизиться с ним, принять решение: если он (объект) не подаёт сигнала бедствия, не отвечает на запрос "свой — чужой", заводить его на посадку.

Титаренко обнаружил его сразу, как только взял курс на Баскунчак, на сверхзвуковой скорости включил форсаж и пошёл на сближение. Объект, словно дразня пилота, стал уходить от него с огромной скоростью и через мгновение скрылся. Метка на самолётном и наземном локаторах исчезла.

А ночью снова замечали на локаторе метку, которая металась по всему испытательному региону.

"Через несколько дней, — продолжает рассказ штурман, — мне довелось встретиться с таким же "назойливым наблюдателем", но теперь я находился не в воздухе, а на земле, на аэродроме Эмба.

Стояла ясная погода с удивительной прозрачностью в атмосфере. Находясь на КДП, я увидел на фоне голубого неба огромный блестящий шар, даже не шар, а что-то в виде тарелки, приплюснутой сверху, серовато-стального цвета.

Ракетоносители в это время готовились к полёту. Я срочно доложил РП об увиденном, тот доложил командованию, информация полетела в Москву. Через полчаса были отбиты полёты. "Наблюдатель", очевидно, потеряв интерес к нам, пронесся на огромной скорости над аэродромом и, вертикально взмыв вверх, исчез."

Я взял курс, набрал высоту 6000 м и пошёл на поиск. К сожалению, на экранах самолётного локатора отметка не наблюдалась. Я попросил РП наводить меня на цель. По командам РН пошёл на сближение.

До цели — 10. - слышу голос РП.

До цели — 6.

До цели — 4.

До цели — 2. Объект не вижу.

До цели — 0.

Я понял — вспоминает Припусков — удирает. Снова РП: До цели — 8.

Увеличиваю скорость до 1000 км в час и слышу снова РП:

До цели — 10, высота 7 (имеется в виду 7000 м).

А затем цель исчезла с экрана локатора, очевидно, с огромной скоростью ушла с набором высоты.

Дистанция между нами была уже больше 20 км, я прекратил дальнейшее преследование цели, доложил об этом РП и взял курс на аэродром. Сомнений у меня не было: объект управлялся разумным существом и, имея неограниченные возможности по скорости и маневренности за несколько мгновений дистанция увеличилась с 2 км до 6 км.

Объект, который висел над испытательным аэродромом не отвечал на запрос "свой — чужой", не был включён сигнал бедствия. Вывод один: это было НЛО внеземного происхождения или нашего потенциального противника. Визуально я его не наблюдал, перехват не смог выполнить, значит "рандеву с НЛО не состоялось". Интервьюируя Константина Игоревича, я пристально всматриваюсь в черты его лица: несколько постарел, глазa потускнели, исчез былой огненный блеск, появились морщинки скорби в уголках рта, да это и не удивительно: он много летал и очень много пережил за летную жизнь…

Я вспоминаю случай, когда Константин Игоревич, стараясь спасти самолёт СУ-24, который проходил государственные испытания, тянул почти до земли, предварительно катапультировав штурмана, а сам делал всё возможное, чтобы сохранить самолет, но) вы. пришлось катапультироваться с потрясающе малой высоты — 40 м.

Выжил, но диагноз госпитальных врачей был страшным: ушиб печени, ушиб лёгких, ушиб сердца и перелом (компрессионный) позвоночника. Когда я навестила его в госпитале, то не нашла убитого горем человека, он был весел, шутил, вокруг него было много людей (лётчики, инженеры, техники, одним словом авиационная братия). Увидев в моих глазах слезы, он начал меня успокаивать "Не подобает лётчик) распускать нюни. Всё будет хорошо!"

И действительно, через несколько месяцев он снова встал в строй. А совсем недавно, на одном из самых больших самолётов в мире, он с экипажем, облетев полюса Северный и Южный установил 8 абсолютных мировых рекордов. А полученную денежную премию отдали для постройки жилого дома "Белый Дом" для лётчиков — испытателей и инженеров, в городке Чкаловский.

Однажды я увидела вместе трёх богатырей. Они были все полковники, все заслуженные лётчики-испытатели, очень похожие один на другого: высокие, мужественные, красивые, в лётных ВВК, с ЗШ в руках (ну, не отвести глаз!) — это были три брата: Олег, Константин, Геннадий Припусковы Мы летали в одном НИИ, но в разных Управлениях. Вместе я их никогда не встречала, а у видела — сердце замерло от восторга: "Ну чем не инопланетяне!" К сожалению, Олег погиб в Италии на "Руслане" в 1997 году, а Геннадий в настоящее время находится в Узбекистане. Интервью об

НЛО взять у них не успела…

Наши рекомендации