Методика формирования ритмотемповой структуры движений рук и ног боксеров
Все удары (кроме некоторых одиночных) выполняются в перекрестной координации. Это делается для того, чтобы погасить реактивные силы в случае промаха и тем самым сохранить равновесие. При выполнении ударов в передвижении маховая нога ставится на опору раньше или одновременно с касанием удара цели. Исходя из этого, количество шагов должно быть примерно равным количеству ударов.
Сами удары в серии неодинаковы по силе. Акцентированные удары стоят в начале или чаще в конце серии (В. А. Шишов, 2000). Таким образом, имеют место различные временные промежутки между ними (ритм). Соответственно ритмы выполнения шагов и ударов должны совпадать. При рассогласовании ритмов мы видим, что ноги отстают, путаются, не поспевают за руками. Поэтому необходимо сначала учить ритму ног, а руки за ногами всегда поспеют.
При этом шаг не всегда означает изменение местоположения боксера, шаг может выполняться и на месте. Сильному удару (которому необходима большая амплитуда движения, замах) будет предшествовать более длинный шаг, с большим сгибанием ноги и переносом веса тела, т. к. необходим более мощный толчок ногой.
С учетом выявленных особенностей выполнения серий ударов и на основании разработанной методики обучения двигательному ритму были разработаны комплексы упражнений по совершенствованию ударных действий на средней и ближней дистанциях (конкретные серии ударов, с заданным ритмом выполнения). Это: атака левым — правым прямыми в голову — уклон вправо — ответ правым снизу — правым сбоку; атака правым прямым — левым боковым в голову — уклон влево — ответ левым снизу в туловище — левым сбоку в голову; традиционные кресты: левый — правый снизу в туловище — правый сбоку в голову; правый — левый снизу в туловище — правый сбоку в голову и т. п. 1-й вариант задания: добавляем к трем ударам четвертый — правый снизу в туловище. Получается новая серия, в которой два последних удара асимметричны и различны по цели. Ритмическая характеристика будет следующей: правой — левой снизу — правой сбоку (выполняются примерно с одной скоростью и силой) — уклон — правой снизу (акцентированный удар).
Таким образом, финальное усилие нарастает к последнему удару. 2-й вариант, когда сильный удар (это атакующий или встречный) находится в начале серии. Это может быть и ответный удар, которому будет предшествовать защита, чаще всего уклоном, т. к. она создает объективные исходные предпосылки для сильного удара (перенос веса тела на одноименную удару ногу, разворот плечевой оси, создание угла между бедром и туловищем, отведением руки для удара и т. п.). Пример: защита уклоном влево — сильный левый снизу в туловище — боковой в голову — правый прямой в голову — левый боковой в голову. 3-й вариант: когда акцентированный удар может находиться и в начале, и в конце серии. Пример: защита уклоном влево — сильный снизу левой в туловище — боковой правой в голову — уклон вправо — сильный снизу правой в туловище и т. п. При обучении третьему варианту ритмотемповой структуры выполняем на три счета первый вариант: раз (акцентированное усилие)—два—три (на месте) и в другую сторону — раз (акцентированное усилие). Все — цикл закончен, можно начинать выполнять его в другую сторону.
Упражнения с заданной ритмотемповой структурой сначала отрабатываются в подготовительной части занятия во время выполнения традиционного боя с «тенью», перед зеркалом, в прямолинейном передвижении вперед-назад, на месте, постепенно увеличивая темп выполнения по мере овладения, в различных вариантах (с ударами и защитами). В основной части занятия — при выполнении упражнений на снарядах, а затем в парах, в условиях противодействия партнера, в условных и вольных боях.
Примечание. При формировании заданной ритмотемповой структуры атакующих действий квалифицированных боксеров необходимо помнить, что акцентированная фаза действия (операция, которая выполняется с большей относительно других амплитудой, силой, скоростью и т. п.) может быть ударом, защитой, шагом, операцией, направленной на отвлечение противника, и т. п. Ритм выполнения занимающиеся задают себе сами голосом, вслух или про себя просчитывая. Начинается обучение с формирования у боксеров заданной ритмотемповой структуры, а затем при сохранении двигательного ритма заменяем как обычные операции, так и акцентированную фазу действия, получая необходимые вариации исполнения.
Для обучения технике передвижения по рингу можно использовать варианты передвижений в боевой стойке в различных направлениях, основанные на биомеханическом анализе и целесообразности ведения боксерского поединка. При этом необходимо соблюдать следующие правила:
1. Для сохранения ритма выполнения упражнения каждый последующий шаг делать другой ногой (даже на месте).
2. При передвижении приставными шагами первый шаг делать ногой, ближней к направлению движения.
3. Ноги вместе не ставить.
4. Стремиться к сохранению боевой стойки (положение ног).
Варианты передвижений в боевой стойке в различных направлениях,