Требования к исходному уровню знаний. Знать принцип формирования корней вторичной структуры, принципиальные отли­чия корней вторичной структуры от корней первичной структуры

Знать принцип формирования корней вторичной структуры, принципиальные отли­чия корней вторичной структуры от корней первичной структуры. Знать типы видоизменений главного корня и их отличия.

Вопросы для самоподготовки

1. Назвать зону корнядвудольных растений, в которой начинаетсяформированиевторичной структуры.

2. Назвать латеральные меристемы, за счет которых формируется вторичная структура корня. Дать характеристику этих меристем.

3. Назвать гистологические элементы корней вторичной структуры. Дать характеристику тканей каждого гистологического элемента.

4. Определение корнеплодов. Основные типы.

5. Назвать диагностические признаки, по которым можно определить корни первичной и вторичной структуры.

Вопросы для самоконтроля

Ответы записать в альбом

1. Сколько гистологичес­ких элементов имеют корни вторичной структуры? Как происходит формирование этих гистологических элементов?

2. Назвать ткани, формирующиеся участками камбия, которые закладываются из: основ­ной ткани, прокамбия и перицикла.

3. Объяснить, почему в корнях вторичной структуры отсутствует эндодерма.

4. Из какой меристемы формируется перидерма?

5. Какая ткань образуется в центре корня вторичной структуры?

6. Особенности строения проводящей системы корней вторичной струк­туры.

7. Из Приложения 4 выбрать корни двудольных растений.

7.1. Определить типы строения корней.

7.2. Назвать гистологические элементы.

7.3. Указать расположение тканей от центра к периферии.

8. Назвать отличия корнеплодов от корней вторичной структуры.

9. Вам предложили препараты:

1) корень первичной структуры двудольного

2) корень вторичной структуры двудольного

3) корень однодольного

4) корнеплод типа моркови.

9.1 По каким признакам вы отличите препараты 1 и 2; 1 и 3; 2 и 3; 2 и 4?

9.2 Будет ли отличаться тип покровной ткани в препаратах 2 и 4; 1 и 3; 1 и 2?

Раздел 2. Работа на занятии

План занятия

1. Проверка исходного уровня знаний 20 мин.

2. Самостоятельная работа 105 мин.

3. Тестовый контроль 10 мин.

Работа 1. Строение корня тыквы

1.1. Рассмотреть препарат поперечного среза корня тыквы при малом увеличении. В центре корня имеются сосуды первичной ксилемы в виде «звездочки». Сосчитать количество лучей первичной ксилемы.

1.2. Определить тип покровной ткани.

1.3. Найти проводящие пучки, определить тип строения корня. Найти в пучках камбий, определить тип пучков. Отметить харак­тер расположения флоэмы и ксилемы в пучке.

1.4. Найти паренхиму вторичной коры, широкие сердцевинные лучи между пучками.

1.5. Сделать детальный рисунок сегмента корня тыквы, обозначить в рисунке:

I. Покровная ткань

1) перидерма

II. ЦОЦ

2) паренхима вторичной коры

3) открытый коллатеральный пучок:

а) первичная флоэма

б) вторичная флоэма

в) камбий

г) вторичная ксилема

4) сердцевинный луч

5) «звездочка» первичной ксилемы

Работа 2 .Строение корня двудольного растения

2.1. Рассмотреть препарат поперечного среза корня при большом и малом увеличении. В центре корня имеется «звездочка» первичной ксилемы.

2.2. Найти камбий, определить характер расположения ксилемы и флоэмы. Определить тип строения органа.

2.3. Определить тип покровной ткани.

2.4. Найти паренхиму вторичной коры, 1-2-рядные сердцевинные лучи. Граница окончания сердцевидных лучей является границей окончания вторичной флоэмы.

2.5. Составить перечень тканей, входящих в каждый гистологический элемент.

2.6. Сделать детальный рисунок сегмента корня, обозначить в рисунке:

I. Покровная ткань

1) перидерма

II. ЦОЦ

2) паренхима вторичной коры

3) участки первичной флоэмы

4) вторичная флоэма

5) камбий

6) вторичная ксилема

7) «звездочка» первичной ксилемы

Работа 3 .Строение корней двудольных растений

3.1. Сделать поперечный срез корня, предложенного, преподавателем, окрасить сульфатом анилина.

3.2. Приготовить временный препарат.

3.3. Рассмотреть препарат на малом и большом увеличении. Обратить внимание на сплошную линию камбия и на характер флоэмы и ксилемы. Определить тип строения корня.

3.4. Найти паренхиму вторичной коры, сердцевинные лучи, обратить внимание на покровную ткань.

3.5. Составить перечень тканей, входящих в каждый гистологический элемент.

3.6. Если в корне имеются запасающие, выделительные или механичес­кие ткани, отметить их соответственно расположе­нию в органе.

3.7. Составить доказательство, подтверждающее правильность опреде­ления органа.

Работа 4. Строение корнеплодов

4.1. Рассмотреть последовательно поперечные срезы корнеплодов моркови, свеклы и редьки на малом увеличении.

4.2. В каждом препарате найти камбий, сопоставить соотношение в органах флоэмы и ксилемы. Обратить внимание на дополнительные слоя камбия в корнеплоде свеклы, определить тип образованных им пучков. Определить место локализации запасающей паренхимы в каждом типе корнеплодов.

4.3. Сделать схематичные рисунки каждого типа корнеплодов в виде сектора, соблюдая соотношение флоэмы и ксилемы. Обозначить:

1) перидерма

2) вторичная кора

3) камбий

4) вторичная ксилема

5) первичная ксилема

Для корнеплода свеклы:

6) дополнительные слои камбия

7) открытые коллатеральные пучки.

4.4. Составить доказательство правильности определения корнеплодов.

Работа 5. Назвать особенности анатомического строения корней, которые могут быть использованы при микродиагностике лекарственного растительного сырья.

Работа 6. Ответить на вопросы тестового контроля по теме: «Строение корней».

ЗАНЯТИЕ 12

Тема: Строение стеблей и корневищ однодольных растений

Объем темы: 3часа

Целевые задачи:

- усвоить особенности формирования стеблей однодольных растений;

- научиться определять типы строения стеблей однодольных растений;

- сформировать представление об анатомической структуре корневищ, как о видоизмененных стеблях;

- научиться определять типы корневищ однодольных;

- научиться выполнять анатомические рисунки.

Раздел 1. Самоподготовка

Требования к исходному уровню знаний

Знать типы анатомического строения стеблей и корневищ однодольных растений, характеристику тканей составляющих их структуру.

Вопросы для самоподготовки

1. Основные функции стебля.

2. Из каких апикальных меристем формируются гистологические элементы стеблей: покровная ткань, первичная кора и ЦОЦ.

3. Какие ткани и комплексы тканей составляют: покровную ткань, первичную кору и ЦОЦ стеблей однодольных?

4. Принцип формирования пучков в стеблях однодольных растений, типы пучков.

5. Принципиальные отличия в строении стеблей однодольных с выраженной и с невыраженной первичной корой.

6. Особенности строения корневищ однодольных растений.

Вопросы для самоконтроля

Ответы записать в альбом

1. Начертить схему, показывающую связь между апикальными меристемами и основными гистологическими элементами стебля.

2. Назвать постоянные ткани, которые дифференцируются из клеток туники.

3. Какую функцию выполняет «образовательное кольцо»?

4. Назвать гистологический элемент стебля, в котором закладываются латеральные меристемы перицикл и прокамбий.

5. Почему стебли однодольных растений имеют только пучковое строение?

6. Какие ткани могут входить в состав первичной коры?

7. Назвать отличия в строении эпидермы стебля и листа.

8. Что из себя представляет эндодерма стеблей?

9. Чем может быть представлена сердцевина стеблей однодольных рас­тений?

10. Назвать механические ткани, которые могут образовываться в стеблях?

11. Заполнить таблицу: «Стебли однодольных растений».

Меристемы Образуемые ими ткани В каком гистологическом элементе находятся
Апикальные:    
Латеральные:    

12. Почему в стеблях однодольных растений все ткани только первич­ные по происхождению?

13. Из Приложения 4 выбрать стебель и корневище однодольных растений.

13.1 Определить типы строения.

13.2 Назвать гистологические элементы.

13.3 Назвать отличия в строении первичной коры стебля и корневища однодольных растений.

13.4 Перечислить признаки, отличающие корневища от стеблей.

Раздел 2. Работа на занятии

План занятия

1. Проверка исходного уровня знаний 20 мин.

2. Самостоятельная работа 105мин.

3. Тестовый контроль 10 мин.

Работа 1. Строение стебля купены

1.1. Рассмотреть поперечный срез стебля купены на малом увеличении. Выделить три гистологических элемента: покровную ткань, пер­вичную кору и ЦОЦ.

1.2. Определить тип покровной ткани.

1.3. Обратить внимание на тип ткани, составляющей первичную кору. Найти эндодерму и многорядный склерифицированный перицикл с которого начинается ЦОЦ.

1.4. В ЦОЦ определить тип проводящих пучков, обратить внимание на характер их расположения.

1.5. Сделать вывод о типе строения стебля: с выраженной или с не­выраженной первичной корой.

1.6. Сделать детальный рисунок сегмента, обозначить в рисунке:

I. Покровная ткань

1) эпидерма

II. Первичная кора

2) хлоренхима

3) эндодерма

III. ЦОЦ

4) склерифицированный перицикл

5) основная паренхима

6) закрытые коллатеральные пучки

7) сердцевина

1.7. Составить доказательство, подтверждающее правильность определения органа.

Работа 2. Строение стебля ржи

2.1. Рассмотреть поперечный срез стебля ржи на малом увеличении. Найти покровную ткань, первичную кору и ЦОЦ.

2.2. Определить тип покровной ткани.

2.3. Обратить внимание на ткани первичной коры и особенности их расположения. Найти ассимиляционную паренхиму, расположенную в виде отдельных участков под эпидермой. Большая часть паренхимы первичной коры склерифицирована.

2.4. ЦОЦ начинается со склерифицированного перицикла, имеются многочисленные проводящие пучки с механической обкладкой, расположенные в шахматном порядке. Определить тип пучков.

2.5. Сделать вывод о типе строения стебля ржи.

2.6. Чем представлена сердцевина органа?

2.7. Сделать детальный рисунок сегмента, обозначения как в п.1.6. Работы 1. Дополнительно обозначить воздухоносную полость в сердцевине и склерифицированную паренхиму в первичной коре.

2.8. Составить доказательство, подтверждающее правильность определения органа.

Работа 3. Строение корневищ однодольных растений

3.1. Сделать поперечные срезы корневищ, предложенных преподавателем. Окрасить сульфатом анилина, приготовить временные препараты.

3.2. Рассмотреть каждый препарат, сначала на малом, а затем на большом увеличении.

3.3. Определить тип строения. Отметить особенности строения пер­вичной коры и ЦОЦ.

3.4. Составить перечень тканей, входящих в каждый гистологический элемент последовательно, начиная с покровной ткани.

3.5. Составить доказательство, подтверждающее правильность опре­деления органа.

Работа 4. Ответить на вопросы тестового контроля по теме: «Строение стеблей и корневищ однодольных растений».

ЗАНЯТИЕ 13

Тема: Строение стеблей и корневищ двудольных растений

Объем темы: 3 часа

Целевые задачи:

- усвоить особенности формирования стеблей двудольных растений;

- научиться определять типы строения стеблей двудольных растений;

- научиться определять типы строения корневищ двудольных растений;

- научиться выполнять анатомические рисунки.

Раздел 1. Самоподготовка

Требования к исходному уровню знаний

Знать типы анатомического строения стеблей и корневищ двудольных расте­ний, характеристику тканей составляющих их структуру.

Вопросы для самоподготовки

1. Чем обусловлено различие в строении стеблей однодольных и дву­дольных растений?

2. Типы строения стеблей двудольных растений и способы их образования.

3. Характеристика проводящих пучков в стеблях двудольных растений и особенности их расположения.

4. Гистологические элементы стеблей двудольных растений и особен­ности их строения у травянистых и древесных растений.

5. Характеристика механических тканей стеблей травянистых и древесных двудольных растений.

6. Характеристика покровных тканей стеблей травянистых и древесных растений.

7. Особенности строения корневищ двудольных растений.

Вопросы для самоконтроля

Ответы записать в альбом

1. Какая вторичная латеральная меристема определяет тип строения стеблей двудольных растений?

2. Назвать вторичную латеральную меристему, которая присутствует в стеблях древесных двудольных растений и отсутствует в стеблях травянис­тых двудольных растений. Какую ткань она формирует?

3. Почему в структуре стеблей двудольных три гистологических эле­мента, а в структуре корня двудольных только два?

4. Может ли стебель травянистого двудольного растения иметь различ­ный тип строения на разных уровнях?

5. Заполнить таблицу: «Стебли двудольных растений».

Меристемы Образуемые ими ткани В каком гистологическом элементе находятся Растения
Травянистые Древесные
Апикальные        
Латеральные первичные        
Латеральные вторичные        

6. Чем может быть представлена сердцевина стеблей травянистых и древесных двудольных растений?

7. Дать определение «годичного кольца».

8. Чем отличается «весенняя» и «осенняя» древесина? С чем это связано?

9. Назвать механические ткани, которые развиваются в стеблях травянистых и древесных растений.

10. Какие особенности существуют в строении стеблей древесных голосеменных растений?

11. По какому признаку можно определить в препарате границу пер­вичной и вторичной коры в стебле двудольного растения.

12. Какой диагностический признак позволяет четко дифференцировать между собой корни и стебли.

13. Из Приложения 4 выбрать стебли и корневища двудольных растений.

13.1. Выбрать стебли и определить тип строения.

13.2. Назвать гистологические элементы.

13.3. Назвать отличия в строении первичной коры.

13.4. Назвать отличия в строении ЦОЦ.

13.5. Назвать типы строения корневищ.

13.6. Назвать признак, по которому отличаются стебли древесных растений и корневища двудольных непучкового типа.

Раздел 2. Работа на занятии

План занятия

1. Проверка исходного уровня знаний 20 мин.

2. Самостоятельная работа 150 мин.

3. Тестовый контроль 10 мин.

Работа 1. Строение стебля кирказона

1.1. Рассмотреть поперечный срез стебля кирказона на малом увели­чении. Найти покровную ткань, первичную кору и ЦОЦ.

1.2. Обратить внимание на характер расположения пучков. Определить тип проводящего пучка.

1.3. Сделать вывод о типе строения стебля.

1.4. На большом увеличении рассмотреть ткани каждого гистологичес­кого элемента, составить их перечень.

1.5. Сделать детальный рисунок сегмента стебля, обозначить в ри­сунке:

I. Покровная ткань

1) эпидерма

II. Первичная кора

2) уголковая колленхима

3) ассимиляционная паренхима

4) эндодерма

III. ЦОЦ

5) склерифицированный перицикл

6) проводящие пучки

7) паренхима

8) сердцевина

1.6. Составить доказательство, подтверждающее правильность определения органа.

Работа 2. Строение стебля льна

2.1. Рассмотреть поперечный срез стебля льна или конопли на малом увеличении, определить границы покровной ткани, первичной коры и ЦОЦ.

2.2. По характеру расположения камбия и проводящих тканей сделать вывод о типе строения стебля.

2.3. Далее как в пунктах 1.4, 1.5 и 1.6 Работы 1.

Работа 3. Строение стебля липы

3.1. Рассмотреть поперечный срез стебля липы на малом увеличении. Определить границы покровной ткани, первичной коры и ЦОЦ.

3.2. Рассмотреть на большом увеличении типы тканей, входящих в состав каждого гистологического элемента.

3.3. Сосчитать количество «годичных колец», определить положение весенней и осенней древесины, отметить отличие в их строении.

3.4. Составить доказательство, подтверждающее правильность опре­деления органа.

Работа 4. Строение корневищ двудольных растений

4.1. Сделать поперечные срезы корневищ двудольных растений, предложенных преподавателем, окрасить сульфатом анилина, приготовить временные препараты.

4.2. Рассмотреть препараты на малом и большом увеличении, определить тип строения.

4.3. Определить границы гистологических элементов, назвать ткани, входящие в каждый гистологический элемент.

4.4. Сделать схематичные рисунки корневищ, со всеми необходимыми обозначениями.

4.5. Составить доказательство правильности определения органов.

Работа 3. Сделать таблицу сравнительных анатомических признаков корневищ однодольных и двудольных растений, имеющих значение при микродиагностике лекарственного растительного сырья.

Работа 4. Ответить на вопросы тестового контроля по теме: «Строение стеблей и корневищ двудольных растений ».

ЗАНЯТИЕ 14

Тема: Итоговая контрольная работа по теме «Строение вегетативных органов растений»

Объем темы: 3 часа

Целевые задачи:

- проверить степень усвоения теоретического и практического материала по строению корней, стеблей и корневищ;

- закрепить практические навыки приготовления временных препаратов;

- проверить умение идентифицировать органы и выполнять анатомические рисунки.

Раздел 1. Самоподготовка

Наши рекомендации