Материальное и техническое обеспечение учения
Материальное и техническое обеспечение при подготовке и проведении учения заключается:
- в обеспечении участников учения необходимой техникой, автотранспортом, имуществом и другими материальными средствами;
- в оборудовании рабочих мест (помещений) для руководства, штаба руководства и обучаемых;
- в обеспечении участников учения принадлежностями для работы, а также в организации питания и отдыха;
- в техническом обслуживании автотранспорта и другой техники, привлекаемой на учение.
Материальное и техническое обеспечение учения по указанию руководителя учения осуществляется должностными лицами соответствующих служб и формированиями, предназначенными для этих целей. Основные мероприятия материального и технического обеспечения могут определяться в приказе о подготовке и проведении учения.
Контроль за ходом подготовки учения
Для определения степени готовности участников к учениям, оказания им необходимой помощи осуществляется контроль за ходом подготовки. Основным его содержанием является проверка выполнения указаний руководителя по подготовке учения, полноты и качества проведения мероприятий, предусмотренных календарным планом подготовки учений.
Контроль за ходом подготовки к учению осуществляет руководитель учения лично, через своих заместителей, помощников, штаб руководства с привлечением обучаемых должностных лиц. Это позволит более полно и всесторонне оценить готовность к учению привлекаемых органов управления и формирований с учетом выполнения ими задач по предназначению.
При определении степени готовности к проведению учения руководитель определяет также готовность самого руководства и его аппарата (штаба руководства, посредников), имитации, учебно-материальной базы, систем управления.
Методика проведения командно-штабных учений
Общие положения
Проведение учения с отработкой задач ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является наиболее сложным ответственным этапом в работе руководителя умения, заместителей, штаба руководства, посредников и обучаемых.
Основным содержанием и методами работы должностных лиц руководства и посредников в ходе учения являются:
-личное изучение стиля и методов работы обучаемых в ходе учения;
- заслушивание кратких докладов обучаемых;
- изучение отработанных документов;
- проверка качества и эффективности выполняемых научении практических мероприятий;
- оказание помощи обучаемым в выполнении функциональных обязанностей, обобщение информации о положительных результатах и недостатках в работе в ходе учения.
При изучении методов работы обучаемых обращается внимание на слаженность и согласованность в работе органов управления при оценке обстановки, принятии и объявлении решений, подготовке и отдаче распоряжений, своевременность и обоснованность применения нештатных аварийно-спасательных формирований.
В ходе изучения отработанных документов проверяются и оцениваются: их реальность, соответствие нормативным документам и обстановке (наглядность и культура исполнения).
Практические мероприятия должны учитываться и хронометрироваться, обобщенный опыт использоваться в исследовательских целях, а также для корректировки планов ГО, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Розыгрыш хода учения осуществляется на основе плана его проведения в соответствии с принимаемыми решениями и отдаваемыми распоряжениями обучаемым.
Штаб руководства с учетом анализа этих решений и распоряжений разрабатывает и докладывает руководителю предложения по дальнейшему наращиванию обстановки.
Наращивание обстановки осуществляется таким образом, чтобы она вынуждала обучаемых реагировать на ее изменения принятием новых или уточнением ранее принятых решений, документальным их отражением, постановкой или уточнением задач подчиненным, проведением практических мероприятий и завершалась контролем исполнения.
Обстановка наращивается непрерывно, круглосуточно, в реальном масштабе времени, т.е. методом «час за час» и методом
оперативных скачков и пауз.
При резких изменениях обстановки после оперативного скачка обучаемым предоставляется время, необходимое для ее уяснения И оценки, принятия решения, постановки задач формированиям, .1 1лкже организации их выполнения. В необходимых случаях руководство учением уточняет обучаемым ранее поставленные задачи или ставит дополнительные с целью приближения деятельности органов управления, действий привлекаемых на учения сил к реальнымусловиям обстановки. При этом применяется передача учебных сигналов и распоряжений на выполнение мероприятий по ликвидации радиоактивного загрязнения, химического или бактериологического (биологического) заражения, последствий iтеррористических актов и др.
Руководитель, его заместители, помощники и посредники и ходе розыгрыша находятся с обучаемыми там, где решаются главные вопросы учения, осуществляют контроль и оценивают действияобучаемых.
Комплексное применение форм и методов работы руководства учения с учетом подготовленности обучаемых и решаемых ими задач является непременным методическим
требованием к проведению учения. Такой подход позволит более глубоко и всесторонне отработать учебные вопросы участниками учения, определить истинное состояние дел в каждом звене обучаемых и наметить мероприятия по совершенствованию готовности ГО объекта и объектового звена РСЧС к выполнению задач по предназначению.