Законодательная база в области ИС
Законодательная базарегулирует имущественные и неимущественные отношения, связанные с ИС.
Имущественные – право владения.
Неимущественные связаны с авторским правом.
В систему законодательных актов, регулирующих имущественные и неимущественные отношения входят:
Стокгольмская Конвенция 1967 года «Об учреждении ВОИС».
Она содержит основные положения по защите прав интеллектуальной собственности.
Парижская Конвенция 1997 года «Об охране ИС». Содержит детальные положения о защите прав ИС.
Эти две Конвенции являются наднациональными законодательными актами.
В Республике Беларусь в Гражданском Кодексе (V раздел)
Закон «О научной деятельности»
Закон «О научно-технической информации»
Указы Президента 2000, 2001, 2003, 2006, 2009 № 252.
ИС защищается патентом, авторским свидетельством, товарным знаком.
Регистрация ведется Национальным Центром интеллектуальной собственности, который функционирует при ГК по науке и технологиям.
33. Нематериальные активы и их роль в инновационном развитии предприятия.
Нематериальные активы, в том числе интеллектуальная собственность, являются в настоящее время основным источником повышения эффективности деятельности предприятия и получения необходимых для инновационной деятельности финансовых средств.
34. Патентно-лицензионная деятельность предприятия
Основой интеллектуальной собственности составляет промышленная собственность, в которую входят:
¾ изобретения;
¾ полезные модели (конструктивное выполнение, составные части – малое изобретение);
¾ промышленные образцы (художественно-конструктивное решение изделия – эргономические характеристики и эстетический дизайн);
¾ товарные знаки;
¾ знаки обслуживания;
¾ наименование места происхождения товара;
¾ фирменное наименование
¾ доменные имена в сети Интернет.
Право использования ИС осуществляется механизмом лицензирования, который включает 2 этапа:
¾ заключение лицензионного договора;
¾ продажа лицензии.
Лицензионные договоры:
¾ чистые – связанные с патентами и регулируют всю процедуру использования лицензии;
¾ сопутствующие – право пользования инновационным продуктом фиксируется в коммерческом контракте;
¾ сублицензионный договор – лицензиат, обладающий полной лицензией, передаёт её 3-му лицу.
Методы оценки ИС
Применяетсясистема отсроченной экспертизы,которая состоит из 2-х этапов:
1. Формальная экспертиза– проверка наличия необъодимых документов, относится ли к объекту правовой охраны (устройство, способ, вещество), приоритет изобретения. Автор может вносить уточняющие изменения. Через 18 месяцев публикуется.
2. Патентная экспертиза в течение 3-х лет с даты поступления заявки. Три критерия: новизна, промышленная применимость, изобретательский уровень. Рубрика Международной патентной классификации (МПК). Решение о выдаче патента.
Роль интеллектуальной собственности в инновационном процессе - защита новшества позволяет владельцу устанавливать монопольные цены на свою инновационную продукцию на законных основаниях. Полученная в результате реализации новой научно-технической продукции сверхприбыль может быть использована предприятием или предпринимателем для финансирования разработки других новшеств.
Дополнительная прибыль (доход) может быть получена в результате диффузии технологии, т.е. передачи за плату прав на ограниченный или неограниченный выпуск новой продукции другим предпринимателем в собственной стране и за рубежом.
Ноу-хау - совокупность знаний и опыта в некой области деятельности, которая обладает научно-технической и коммерческой ценностью, и может иметь практическое применение. Такие полезные сведения могут иметь различные характер: технический, технологический, коммерческий, управленческий, финансовый…
Ноу-хау - самая старая форма охраны результатов интеллектуальной деятельности. Это очень эффективный способ защиты предпринимателями своих монопольных прав, который в отличие от патентования неограничен в сроках, не предполагает раскрытия сути нововведения.
Так в мировой практике охраняются рецепты бездымного пороха, духов Шанель №5, Кока-Кола.
Критерии ноу-хау:
¾ ноу-хау всегда относится к научно-техническим достижениям (изобретение без патента). Патент не получают с целью сохранения тайны и неразглашения направления производимых фирмой исследований;
¾ ноу-хау имеет техническую ценность и может быть произведено промышленным путем. Ноу-хау не защищены действующим законодательством. Сам факт существования ноу-хау зачастую храниться в тайне;
¾ ноу-хау содержит коммерческую тайну.
При переговорах о покупке новшества целое изделие дробиться на блоки, узлы и части. Для каждой выделяется своё ноу-хау. При торговле комплексным оборудованием удается продать сотни соответствующих лицензий на ноу-хау.
Для использования ноу-хау необходимо обладать определенными знаниями. Обычно применятся понятие «существующий уровень техники» - это знания, которыми обладает специалист в данной области на основе открытых источников. При передаче ноу-хау не имеет значения, в какой форме это будет сделано: устной, письменной или визуальной.
В отличие от других форм собственности, ноу-хау не носят исключительного характера, не ограничены в сроках, а так же не требует государственной регистрации.
35. Трансферт технологий: понятие, место и роль в инновационном процессе
Под технологическим трансфертом понимается передача инновационной разработки от её создателя к потребителю.
Передача происходит от научного учреждения к предприятию, от головной организации – дочерней, передача от предприятия другому предприятию, которые между собой связаны как субъекты одной организации, передача от одного другому при найме работника, обладающего уникальными знаниями.
Эта передача происходит потому, что первая организация не в состоянии освоить новшество из-за ряда причин:
¾ незнание рынка;
¾ отсутствие оборудования для производства;
¾ отсутствие финансирования и пр.
Трансферт осуществляется в 2-х формах:
- Коммерческой (продажа).
- Некоммерческой (безвозмездная передача или с частичным возмещением). Такая передача осуществляется головной организацией дочерней.
Безвозмездная передача может происходить по стратегическим или политическим мотивам между странами.
Например, РФ передал ядерную технологию Ирану.
Методытехнологического трансферта:
1 прямой трансферт
2 непрямой через посредника
Трансферт всегда оформляется договором или контрактом.
36. Инновационный проект: понятие, цели, задачи, структура
Инновационный проект- это комплекс работ и мероприятий по созданию, производству и продвижению на рынок новых высокотехнологичных продуктов с указанием исполнителей. используемых ресурсов и их источников. Этот комплекс объединен единой целью и приурочен к определенному времени выполнения.
Управление проекта- это управленческая задача по завершению проекта в срок в рамках установленного бюджета и в соответствии с техническими спецификациями и требованиями.
Основные признаки инновационного проекта:
Ø новизна
Ø изменения как основное содержание проекта
Ø неповторимость
Ø конкретная цель, ограниченная во времени
Ø временная ограниченность продолжительности проекта
Ø ограниченность требуемых ресурсов
Ø бюджет, относящийся к проекту
Ø комплексность решения проблемы
Ø выделение сферы проекта в сфере взаимодействия организации и рынка.
Окружение проекта- это совокупность внутренний и внешних факторов, влияющих на достижение результатов проекта.
Ближнее окружение проекта:
- руководство предприятия: определяет цели и основные требования проекта, а так же порядок их корректировки.
- сфера финансов: определяет бюджет проекта, его смету, источники финансирования.
- сфера сбыта: определяется решениями покупателей и действиями конкурентов.
- сфера производства: предполагает необходимость согласования требований к проекту с возможностями рынка средств производства.
- сфера материального обеспечения: формирует требования к проекту, исходя из возможностей обеспечения сырьем, материалами и оборудованием по приемлемым ценам.
- сфера инфраструктуры: формирует требования к рекламе, транспорту, связи, телекоммуникациям, информационному и инженерному обеспечению.
- сфера очистки и утилизации отходов: формирует требования к охране окружающей природной среды и утилизации отходов производства.
Дальнее окружение проекта:
- политические факторы: стабильность. уровень преступности, торговый баланс со странами участницами проекта, поддержка проекта.
-экономические факторы: структура хозяйства страны, тарифы, налоги, уровень инфляции ,стабильность валют, развитость банковской системы, источники инвестиции, рыночной инфраструктуры, уровень цен, состояние рынка сбыта, инвестиций, средств производства, сырья, рабочей силы.
- социальные факторы: уровень жизни, образования, свобода перемещения, медицина.
- законы и право
- наука и техника
- природные экологические факторы
- инфраструктура: средства транспорта, связь и коммуникации, сети ЭВМ.
Жизненный цикл проекта- это процесс реализации проекта, состоящей из стадий:
1) концепция
2) разработка
3) реализация
4) завершение проекта или демонтаж.
Стадии проекта состоят из этапов:
- на фазе концепции решается вопрос быть или не быть проекту;
Основные компоненты:
Ø состав работ
Ø взаимосвязь работ
Ø время реализации проекта
Ø ресурс
Ø бюджет или смета
Ø ограничения проекта или его составляющих
Ø процессы управления проектом. Процесс - это совокупность действий, приносящее результат. Процессы управления проектом разбивают на 6 основных групп:
- процессы инициации - от формулирования идеи до принятия решения о начале выполнения проекта.
- процессы планирования - определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем достижения целей.
- процессы исполнения - координация ресурсов для выполнения плана.
- процессы анализа - определение соответствия плану и исполнение проекта поставленным целям ,принятие решения о корректирующих воздействиях.
- процессы непосредственного управления - определение корректирующих воздействий, их согласование, утверждение, применение.
- процессы завершения – формализация выполнения проекта (оформление документов) и подведение его к упорядоченному финалу.
Участники проекта:
1. инициаторы проекта: генератор и главный проталкиватель идеи
2. руководитель проекта: лицо ответственное за управление
3. покупатель (потребитель)
4. команда проекта - группа исполнителей или организация, сотрудники которой непосредственно вовлечены в выполнение проекта.
5. инвестор - лицо, группа или организация, представляющая финансовые ресурсы для исполнения проекта.
6. заказчик (владелец) – лицо или организация, которая является будущими собственниками проекта.
Классификация проектов:
-по сложности: монопроекты, комплексные проекты, мегапроекты.
- по целям: оперативные, тактические, стратегические
- по времени действия: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные
- по масштабам: локальные, региональные, национальные, международные, глобальные.
37. Фазы жизненного цикла инновационного продукта и инновационного проекта
Классический жизненный цикл товара представляет собой изменение объёма продаж по времени.
Первая стадия – зарождение рынка, внедрение на него нового товара. На этой стадии устанавливается реакция покупателей на товар и осуществляется естественная монополия новатора на товар.
Вторая стадия – ускорение роста рынка товара. Производитель становится «эффективным монополистом» и компенсирует свои затраты законной сверхприбылью. Во второй части этой стадии к новатору присоединяются другие производители, появляется конкуренция.
Третья стадия – замедление роста рынка товара. Конкуренция становится ожесточённой. Уменьшается темп роста продаж новатором.
Четвёртая стадия – зрелость рынка, его насыщение товаром. Это олигополистический рынок, где идёт жесткая конкурентная борьба.
Пятая стадия – спад рынка товара.
На всех стадиях жизненного цикла товарареализуются различные инновации. На стадии зарождения рынка и в начале ускоренного роста весь рынок создаётся новатором. Это область продуктовой инновации.
На стадии ускоренного и замедленного роста наблюдаются конструкторские улучшения продукта.
На стадии зрелости идёт постоянное снижение издержек за счёт технологических инноваций, когда внедряются ресурсосберегающие технологии.
На стадии спада вводятся новые продукты и осваиваются новые рынки.
Жизненный цикл инновационного проекта состоит из 4-х частей:
- зарождение инновационной идеи и инновационного проекта;
- создание новшества;
- распространение новшества;
- потребление новшества.
Первая часть – зарождение инновационной идеи и инновационного проекта:
¾ фундаментальные исследования (ФИ), включающие теоретические исследования (ТИ), экспериментальные исследования, поисковые исследования (ПИ);
¾ прикладные исследования (ПрИ), также включающие экспериментальные исследования;
¾ техническое задание.
Вторая часть – создание новшества:
¾ опытно-конструкторские и технологические разработки;
¾ создание и испытание опытного образца;
¾ строительное проектирование и строительные работы;
¾ конструкторская и технологическая подготовка производства;
¾ экономическая и организационная подготовка производства, включая финансовую подготовку и подготовку кадров.
¾ серийное и массовое промышленное производство.
Третья часть – распространение новшества:
¾ маркетинг – маркетинговый мониторинг и маркетинговые решения: 1) маркетинговая разработка товара, 2) ценообразование на новый товар, 3) рыночное и нерыночное распространение нового товара, 4) распространение нового товара на традиционные и новые рынки, 5) человеческий ресурс, знание обучение, 6) сервисная поддержка нового товара;
¾ логистика – формирование потоков инноваций – от потоков идей и инновационных проектов до потоков знаний в группе, подразделении, организации, корпорации, отрасли, государстве;
¾ диффузия – рыночное и нерыночное распространение новшества. Нерыночное: внутрифирменное, внутрикорпорационное, внутриотраслевое, через муниципальные региональные и государственные инновационные программы и проекты обучения. Рыночное: через «пионерный» рынок, мелкосерийный, серийный, массовый, специальный, сервисный, лизинговый, франчайзинговый и другие рынки.
Четвертая часть – потребление новшества:
¾ рутинизация – перенесение всего нового в текущую жизнь организации-инноватора и потребителей новой продукции. Приобретение, таким образом, новых конкурентных преимуществ;
¾ потребительский сервис – обучение персонала использованию новшества, предпродажная подготовка, послепродажное обслуживание, помощь в сбыте.
38. Риски в инновационном проекте
Инновационные риски – под риском реального инновационного проекта понимается вероятность возникновения неблагоприятных финансовых последствий в виде потери ожидаемого дохода в ситуации неопределённости условий его получения.
Риск осуществления проекта – интегрированный риск. Включает в себя многочисленные виды конкретных рисков.
Проектный риск – объективное явление и существует всегда.
На каждой стадии инновационного проекта существуют свои специфические риски.
Фактор времени – оказывает существенное влияние на общий уровень проектного риска
Краткосрочные проекты – генерируют наименьший уровень риска.
Однотипные реальные проекты требуют индивидуальной оценки уровня риска в виду конкретных условий его осуществления (в разное время и в разных условиях могут быть)
Поиск информации для расчёта уровня риска связан с дополнительными финансовыми затратами. Часто отсутствуют индикаторы для расчёта уровня конкретного риска. Это снижает возможность надёжной оценки факторов, вызывающих риск. Проектный риск имеет объективную природу, но оценочный уровень риска носит субъективный характер (неравнозначность оценки явления на конкретных предприятиях, различие полноты информационной базы, опыта и знаний менеджеров).
Классификация рисков. По видам:
1) Риск снижения финансовой устойчивости предприятия. Возникает из-за чрезмерной доли используемых заёмных средств (ведущая роль)
2) Неплатёжеспособность предприятия или риск несбалансированной ликвидности. Вызывается снижение ликвидности оборотных средств во времени
3) Риск проектирования. Вызывается несовершенством подготовки Бизнес плана и проектных работ, недостатку информации по внешней среде, неправильной оценки параметров внутреннего инвестиционного потенциала, старая техника и технологии
4) Строительный риск – генерируется выбором недостаточно квалифицированных подрядчиков, использование устаревших строительных технологий и материалов
5) Маркетинговый риск – возможное снижение цен по сравнению с проектом, а так же другие фактор, приводящие к уменьшению объёму операционного дохода
6) Риск финансирования проекта – недостаточный общий объём инвестиционных ресурсов, их несвоевременное поступление, несовершенство структуры источников формирования заёмных финансовых средств
7) Инфляционный риск – в условиях нынешней экономики в самостоятельный вид и характеризуется возможностью обесценивания реальной стоимости капитала.
8) Процентный риск – непредвиденный рост процентной ставки на финансовом рынке
9) Налоговый риск – вязан с вероятностью введения новых видов налогов и сборов, увеличение уровня ставок, изменение сроков и условий отдельных налоговых платежей. Этот риск непредсказуемый.
10) Структурно-операционный риск – генерируется неэффективным финансирование текущих затрат и повышения удельного веса постоянных издержек
11) Криминогенный риск – объявление партнёрами финансового банкротства, подделка документов, хищение отдельных видов активов собственным персоналом
Прочие виды рисков:
1) Риски стихийных бедствии (форс-мажорные) могут привести не только к потере дохода, но и части актива предприятия
2) Риск несвоевременного осуществления расчетно-кассовых операций, связанных с неудачным выбором обслуживания коммерческого банка и другие виды риска
По этапам осуществления проекта выделяют след группы рисков:
1) Проектные риски прединвестиционного этапа связаны с выбором инвестиционной идеи, подготовкой бизнес-планов, обоснованностью оценки основных результатов проекта
2) Проектные риски инвестиционного этапа - риски строит-монтажных работ, неэффективный контроль за качеством работ, неэффективное финансирование по стадиям строительства, низкое ресурсное обеспечение
3) Проектные риски эксплуатационного этапа - несвоевременный выход производства на предусмотренную проектную мощность, недостаточное обеспечение сырьем и материалами, их неритмичная поставка, низкая квалификация персонала и недостатки в маркетинговой политике
По источникам возникновения:
1) Внешний систематический или рыночный риск возникает при смене отдельных стадий экономического цикла, изменение конъюнктуры и в других случаях, когда предприятие не может повлиять на процесс
2) Внутренний несистематический или специфический риск зависит от деятельности конкретного предприятия (неквалифицированный менеджмент, неэффективная структура активов и капитала , недооценка хозяйственных партнеров).
По финансовым последствиям:
1) Риск, влекущий только экономические потери
2) Риск, влекущий упущенную выгоду
3) Риск, влекущий как экономические потери, так и дополнительные доходы (спекулятивный риск).
39. Основы управления инновационными проектами.
40. Оценка эффективности инновационных проектов
Экспертиза инновационных проектов: инновационные проекты проходят ту же экспертизу, что и венчурные проекты, только исключается этап - полное соблюдение.