Риски инновационного проекта.
Инновационные риски (риски инновационных проектов) связаны с инновационной деятельностью, главной целью которой является реализация инновации, являются результатом совокупного действия всех факторов (рисков: валютных, политических, предпринимательских, финансовых и др). Поскольку инновационная и предпринимательская деятельность – область пересечения интересов различных сторон, преследующих противоречивые цели, невозможно разработать единую систему классификации рисков.
Деловой риск (риск предпринимательской деятельности) возникает в предпринимательской деятельности и связан с вероятностью снижения выручки до уровня, не покрывающего предпринимательские издержки.
Конъюнктурный риск появляется в результате неблагоприятного изменения конъюнктуры или ошибочной рыночной политики (маркетинговые риски), что связано с необходимостью снижения цен под влиянием конкуренции либо с невозможностью реализации товаров (продукции, услуг) в запланированном объеме.
К рискам инновационных проектов следует отнести [36, 81]:
1. Научно-технические риски:
· отрицательные результаты НИР;
· отклонения параметров ОКР;
· несоответствие технического уровня производства техническому уровню инновации;
· несоответствие кадров профессиональным требованиям проекта;
· отклонения в сроках реализации этапов проектирования;
· возникновение непредвиденных научно-технических проблем.
2. Риски правового обеспечения проекта:
· ошибочный выбор территориальных рынков патентной защиты;
· недостаточно плотные патентные защиты;
· неполучение или запаздывание патентной защиты;
· ограничение в сроках патентной защиты;
· отсутствие просроченных лицензий на отдельные виды деятельности;
· «утечка» отдельных технических решений;
· появление патентнозащищенных конкурентов.
3. Риски коммерческого предложения:
· несоответствие рыночной стратегии фирмы;
· отсутствие поставщиков необходимых ресурсов и комплектующих;
· невыполнение поставщиками обязательств по срокам и качеству поставок.
Инновационный риск возникает при следующих ситуациях:
· при внедрении более дешевого метода производства товара или оказания услуги по сравнению с уже использующимися. Подобные инвестиции принесут организации временную сверхприбыль до тех пор, пока организация является единственным обладателем данной технологии. В данной ситуации организация сталкивается с одним видом риска – возможной неправильной оценкой спроса на производимый товар;
· при создании нового товара или оказании услуги на старом оборудовании. В данном случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия уровня качества товара или услуги в связи с применением оборудования, не позволяющего обеспечивать необходимое качество;
· при производстве нового товара или оказании услуги с помощью новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает риск того, что новый товар или услуга могут не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии требованиям, необходимым для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не соответствует техническому уровню, необходимому для производства новых товар.
В целом, риск, возникающий в инновационной деятельности, включает в себя следующие основные виды рисков [67, 79, 81]:
1. Риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одной из причин возникновения данного риска является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегий организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации. Это может произойти в силу ошибочной оценки роли краткосрочных и долгосрочных интересов собственников организации. Если проект разрабатывается не под конкретного заказчика, а является инициативным на основе исследовательского задела автора инновации, который, как правило, переоценивает практическую значимость имеющегося у него исследовательского задела и исходит из заведомо оптимистического взгляда на значимость своих изобретений для будущих потребителей, может возникнуть риск неиспользования или ограниченного применения результатов разработки.
2. Риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя:
· риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта);
· риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта);
· риск при использовании внешних источников финансирования (бюджет проекта может оказаться дефицитным по причине ликвидации, банкротства, либо наложения ареста на имущество кредиторов, закрытия кредитной линии или приостановления платежей по ней в результате ухудшения платежеспособности кредиторов);
· риск при использовании комбинированного метода финансирования проекта (может не хватить источников финансирования на определенных этапах реализации проекта из-за сложности комбинирования этих источников).
3. Маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта, и сбыта результатов инновационного проекта. Маркетинговые риски, в первую очередь, обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации требуются уникальное оборудование или высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому в некоторых случаях перед организацией встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Кроме этого, может оказаться, что поставщики, на которых рассчитывала организация при разработке инновационного проекта, откажутся от своих обязательств, и организация не сможет получить (приобрести) оборудование, сырье, материалы, комплектующие по ценам, которые заложены в проекте. В данном случае затраты организации при разработке инновационного проекта могут значительно увеличиться, а ожидаемый экономический эффект значительно снизиться. Это произойдет и в случае невыполнения поставщиками своих обязательств по срокам, по качеству предоставляемых услуг и пр. Маркетинговые риски сбыта разработанного инновационного проекта включают следующие виды:
· риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает при разработке и внедрении новых товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а это, в свою очередь, влияет на объемы реализации новых изделий;
· риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка, возникающий когда спрос на новшество на выбранном сегменте оказывается нестабильным или на данном сегменте рынка потребность в новшестве недостаточно сформировалась, если выбран сегмент рынка, где потребность в новшестве оценена неверно или потребность в новшестве ограничена и пр.;
· риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества к потребителю;
· риск проведения неэффективной рекламы новых товаров и услуг либо товаров с усовершенствованными характеристиками;
4. Риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов) бывают:
· риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров (в случае необходимости изменения предварительных условий контракта и в случае недобросовестности партнера)
· риск заключения организацией договоров на условиях либо отличающихся от наиболее приемлемых, либо обычных для организаций данной отрасли (в случае необходимости для выполнения проекта уникального сырья, материалов или комплектующих изделий, количество поставщиков которых ограничено, и в случае, когда организация не имеет достаточного опыта, постоянных и проверенных партнеров и достаточной гибкости, позволяющих ей заключать более сложные контракты на выгодных условиях);
· риск заключения договоров (контрактов) с недееспособными или неплатежеспособными партнерами (контрагентами);
· риск невыполнения партнерами договорных обязательств в установленный срок, в результате чего возникают потери организации, связанные с нарушением графиков поставок, невыполнения партнерами работ, необходимых для осуществления инновационного проекта;
· риск нанесения ущерба третьим лицам, который включает в себя риск загрязнения окружающей среды и риск причинения морального и материального ущерба гражданам при осуществлении инновационного проекта.
5. Риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов.
6. Риски усиления конкуренции. Причины могут быть следующие:
· утечка конфиденциальной информации либо по вине сотрудников организации, либо в результате промышленного шпионажа, предпринятого конкурентами;
· несовершенство маркетинговой политики, т.е. неправильный выбор рынков сбыта и неполная информация о конкурентах или отсутствие достоверной информации о конкурентах;
· замедленное внедрение нововведений по сравнению с конкурентами из-за отсутствия необходимых средств для проведения НИР, внедрения новых технологий, освоения производства новых высококачественных и конкурентных товаров;
· недобросовестность конкурентов (использование методов недобросовестной конкуренции);
· появление на рынке производителей из других отраслей, предлагающих однотипные, взаимозаменяемые товары, способные удовлетворить спрос потребителей;
· выявление непредвиденных функционально однородных заменителей производимых товаров в отрасли, в которой действует данная организация;
· появление новых местных организаций-конкурентов;
· экспансия на местный рынок производимого продукта или его аналогов со стороны зарубежных экспортеров.
7. Риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения.
8. Риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект, возникают по различным причинам:
· риск не обеспечения условий патентования технических, дизайнерских и маркетинговых решений возникает в результате недостаточно «плотной» патентной защиты изобретений, технологий;
· риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические и прочие подобные решения – это вероятность потерь в случае объявления недействительными патентных прав, на основе которых организация уже осуществляет инновационный проект и рассчитывает получить монопольную прибыль. В течение всего срока действия патент может быть оспорен и признан недействительным полностью или частично в случае несоответствия охраняемого объекта промышленной собственности условиям патентоспособности, установленным законом, наличия в формуле изобретения, полезной модели или в совокупности существенных признаков промышленного образца признаков, отсутствующих в первоначальных материалах заявки, неправильного указания в патенте автора (авторов) или патентообладателя (патентообладателей);
· риски легальной и нелегальной имитации конкурентами запатентованных организацией инноваций возникают обычно, в первом случае, при так называемых «параллельных разработках», когда на основе сведений, полученных в открытой печати о запатентованных технических и дизайнерских решениях, конкуренты осуществляют такие же разработки, но с незначительными различиями, которые позволяют им также запатентовать свои инновации, во втором случае, потому что организации-патентообладателю очень трудно контролировать нелегальное использование некоторых запатентованных технических решений.
Избежать полностью риска в инновационной деятельности невозможно, так как инновации и риск – две взаимосвязанных категории.
Оценка инновационного риска осуществляется по правилам, аналогичным оценке коммерческих рисков, с той лишь разницей, что инновационные риски связаны с коммерциализацией новых видов товаров и услуг.
Риск реального инвестиционного проекта (ИП) – вероятность неблагополучных финансовых последствий в форме потери инвестиционного дохода и связанная с неопределенностью условий его осуществления.
Классификация проектных рисков [54, 67, 69, 79, 81]:
1. По видам риска:
1.1. Риск уменьшения финансовой устойчивости и неплатежеспособности связан с несовершенством структуры инвестируемого капитала, снижением ликвидности активов предприятия, что может привести к несбалансированности во времени положительных и отрицательных денежных потоков и вызвать угрозу банкротства.
1.2. Риск проектирования связан с некачественной подготовкой бизнес-плана, проектируемых работ, неверной оценкой показателей эффективности ИП, в связи с недостатком информации о состоянии внешней инвестиционной среды и не верной оценкой внутреннего инвестиционного потенциала.
1.3. Строительный риск связан с выбором неквалифицированных подрядчиков, использованием устаревших технологий и материалов, что может привести к затягиванию сроков строительства и отдалить перспективу получения прибыли.
1.4. Риск финансирования связан с нехваткой денежных средств для финансирования ИП, несвоевременным поступлением средств из различных источников, удержанием цены источника капитала.
1.5. Маркетинговый риск связан с неправильной оценкой конъюнктуры товарного рынка, неверным прогнозом цен на материалы и сырье и прочие затраты, что может привести к неполучению незапланированного дохода и прибыли.
1.6. Процентный риск связан с возможностью изменения ставки процента на финансовом рынке, что отразиться на значениях всех показателей эффективности, так как она принимается в качестве нормы дисконта.
1.7. Инфляционный риск связан с превышением темпов инфляции над прогнозными значениями, что обеспечивает инвестируемый капитал и ЧДП проекта.
1.8. Налоговый риск связан с возможностью изменений действующих ставок налогообложения, введением дополнительных налогов, отменой налоговых льгот в сфере реального инвестирования.
1.9. Криминогенный риск связан с возможностью объявления ложного банкротства партнёрами, подделкой финансовых документов, хищением имущества.
1.10. Прочие виды риска – риски стихийных бедствий, и прочих форс-мажорных обстоятельств.
2. По стадиям инвестиционного процесса:
2.1. Риски прединвестиционного этапа связаны с разработкой бизнес–плана, квалифицированной оценкой экономических партнеров проекта;
2.2. Риски инвестиционного этапа связаны с финансированием ИП, осуществлением строительно-монтажных работ;
2.3. Риски постинвестиционного этапа возникают на стадии эксплуатации объекта инвестирования, определяются объективностью оценки внешней инвестиционной среды и внутренним инвестиционным потенциалом, а так же надежностью поставщиков и партнеров предприятия.
3. По источникам возникновения:
3.1. Внутренний (систематический).
3.2. Внешний (состояние климата, наилучшие условия – им легко управлять).
4. По возможным финансовым показателям:
4.1. Риск, влекущий только экономические потери;
4.2. Риск неполучения экономической прибыли или риск упущения инвестиционных возможностей;
4.3. Риск, влекущий как экономические потери, так и возможность получения более высокого дохода.
5. По уровню возможных потерь:
5.1. Допустимый риск – возможные финансовые потери не превышают расчетной прибыли по проекту;
5.2. Критический риск – возможные финансовые потери не превышают расчетной величины ожидаемого дохода от проекта;
5.3. Катастрофический риск – есть вероятность потери инвестируемого собственного и заемного каптала.
6. По возможности прогнозирования:
6.1. Прогнозируемый риск (инфляционный процент);
6.2. Непрогнозируемый (налоговый, криминогенный, форс-мажорные обстоятельства).
7. По возможности страхования:
7.1. Страхуемый риск (по которому есть себестоимость страховых услуг);
7.2. Не страхуемый риск (себестоимость страховых услуг отсутствует).
Источники возникновения риска:
- неопределенность будущего;
- недостаток информации;
- непредсказуемость поведения партнеров.
Последовательность этапов анализа рисков [54, 67, 69, 79, 81]:
1) поводится идентификация, рисков связанных с реализацией данного ИП (наиболее существенные риски);
2) оценивается широта и достоверность информации, которая необходима при анализе;
3) выбор и использование количественных методов оценки рисков;
4) определяется величина возможных финансовых потерь в случаях наступления рискового события (абсолютная величина риска);
5) в случае сравнительной оценки различных ИП по уровню риска определяется величина возможных потерь в расчете на рубль получаемого инвестиционного дохода.
Методы управления рисками
12.2.1. Мониторинг и анализ внешних
и внутренних факторов риска
Мониторинг– непрерывное наблюдение за параметрами объекта с целью контроля их соблюдения.
К внешним факторам риска относятся факторы макросреды, инфраструктуры региона и микросреды организации [77, 78].
К факторам макросреды относятся международные, политические, экономические, социально-демографические, правовые, экологические, научно-технические, культурные.
К факторам инфраструктуры региона (мезосферы) – следующие: рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей природной среды, образование и наука, здравоохранение, культура, торговля, общественное питание, транспорт и связь, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, промышленность.
Каждый из перечисленных факторов характеризуется рядом показателей, которыми следует управлять (мониторинг, анализ, оптимизация и т. д.).
Так, отрасль образования и науки можно характеризовать такими конкретными показателями, как:
1) фондовооруженность работников этой сферы (учителей, преподавателей вузов, ученых);
2) конкурентоспособность товаров данной сферы на внешнем и внутреннем рынках (речь идет о конкурентоспособности специалистов, выпускников учебных учреждений, менеджеров, элементов основных производственных фондов, технологий, научной продукции и т. д.);
3) прогрессивность научного оборудования и технологий, их возраст;
4) социальная обеспеченность работников образования и науки;
5) средняя заработная плата работников данной сферы;
6) текучесть работников, их эмиграция и другие показатели.
Связь между абсолютными и относительными показателями эффективности, конкурентоспособности и устойчивости функционирования каждой сферы с уровнем риска очевидна. Чем лучше эти показатели по факторам макросферы, инфраструктуры региона (города) и микросреды организации (объекта), тем меньше уровень риска. Для повышения качества управления рисками рекомендуется устанавливать количественные корреляционные (парные) зависимости между важнейшими показателями сфер (факторов) внешней среды объекта и уровнем риска [77, 78].
К факторам микросферы организации относятся следующие: поставщики (вход системы) и их конкуренты; потребители (выход системы) и их конкуренты; контактные аудитории (средства массовой информации, группы содействия, общественные организации, контролирующие органы и др.); маркетинговые посредники на входе и выходе системы; местные органы власти.
К внутренним факторам риска относятся несоответствия, низкая надежность, непропорциональность, слабость отдельных компонентов системы управления организацией, ее производственной и организационной структуры, элементов функциональных видов маркетинга и менеджмента. Другими словами, к внутренним факторам риска относятся все слабости организации, как черного ящика, т. е. ее субстанции: всех видов ресурсов в статике и динамике, системы управления.
Мировая практика показывает, что сначала рекомендуется анализировать внешние факторы риска и только потом – внутренние. Среди внешних факторов риска могут быть непреодолимые в текущее время и в перспективе слабости, которые делают бессмысленными усилия по снижению внутренних рисков. Можно затратить огромные средства на снижение внутренних рисков и получить нулевой результат, если внешние факторы риска являются непреодолимыми. Прежде чем инвестировать проект, развитие объекта, необходимо изучить внешнее окружение этого объекта. Наличие непреодолимых внешних факторов риска делает бессмысленным инвестирование в развитие данного объекта. К сожалению, на практике следуя утвердившемуся понятию, что система – это совокупность взаимосвязанных элементов, анализ инвестиционной ситуации начинают с внутренней, а не внешней среды. Затратив огромные средства на развитие самой системы, на втором этапе – этапе анализа факторов внешней среды – сталкиваются с непреодолимыми препятствиями (неустойчивые инструменты рыночного механизма, некачественная инфраструктура и т. д.), делающими проект бесперспективным, а затраты на развитие внутренней структуры уже не вернешь [77, 78].
Основными методами анализа факторов риска являются общеизвестные методы сравнения: индексный, балансовый, элиминирования, графический, функционально-стоимостный, факторный анализ, системный анализ и др. Главная цель этого анализа – выявление узких мест, слабостей, непропорциональностей субстанции, структуры, производственных и управленческих процессов в системе, повышающих риск вложения инвестиций в ее функционирование или развитие.
Факторы рисков определяются на основе анализа политической, экономической и финансово-кредитной политики как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом – ядром так называемой теории «твердого основания» (Firm-Foundation Theory) [81].
Важная группу фундаментальных факторов – политические:
1. Войны, конфликты, взрывоопасные ситуации и любые высказывания политических деятелей по поводу обострения ситуации.
2. Отставка или смена правительства, выборы (смена правительства ведет к возможности смены политического и экономического курса страны влияет на привлекательность капиталовложений в ее экономику; отставка главы Центрального банка или смена кого-либо из занимающих важные политические или финансовые посты вызывают немедленную реакцию рынка).
3. Угроза национализации.
4. Смена политического строя и т.д.
Полный экономический анализ проводится на трех уровнях:
1. Рассматривается состояние экономики в целом (насколько общая ситуация благоприятна для инвестирования и дает возможность определить основные факторы, детерминирующие указанную ситуацию). Рассматриваются показатели, характеризующие динамику производства, уровень экономической активности, потребление и накопление, влияние инфляционных процессов, финансовое состояние государства. Устанавливаются конкретные механизмы воздействия на положение дел в экономике важнейших политических и социальных событий.
2. Осуществляется анализ отдельных сфер рынка в целях выявления тех из них, которые в сложившихся общеэкономических условиях наиболее благоприятны для помещения средств с точки зрения выбранных инвестиционных целей и приоритетов (рассматривается состояние отраслей и подотраслей экономики – выявляются наиболее предпочтительные направления размещения средств, выбираются конкретных видов вложений, инвестиции в которые обеспечили бы наиболее полное выполнение поставленных задач). В ходе отраслевого анализа осуществляется сопоставление показателей, отражающих динамику производства, объемы реализации, величину товарных и сырьевых запасов, уровень цен и заработной платы, прибыли, накоплений как в разрезе отраслей, так и в сравнении с аналогичными показателями в целом по национальному хозяйству (опираются на стандартные индексы, характеризующие положение дел в различных отраслях).
3. Подробно освещаются конкретные инновационные программы, проекты, состояние отдельных фирм и компаний, чьи долевые или долговые фондовые инструменты обращаются на рынке (решается вопрос о том, какие инструменты являются привлекательными, и от каких следует избавиться). Выбирают инновационные проекты, которые позволяют реализовать поставленные инвестиционные цели.
Оценка риска – качественная или количественная оценка возможных потерь (ущерба, убытков) и возможности их возникновения.
Качественная оценка риска проводится преимущественно экспертными методами в условиях неопределенности и используется при сравнении ограниченного числа альтернатив принимаемых решений, осуществляется в основном посредством рейтинга.
Рейтинг – способ качественной оценки риска в какой-либо области деятельности на основе формализации экспертных методов. Самой простой формой проведения рейтинговой оценки стал так называемый ранкинг (ranking), то есть ранжирование.
Ранжирование – упорядочивание оцениваемых объектов в порядке возрастания или убывания их качеств (в основе лежат экспертные мнения – суждения специалистов об оцениваемом объекте). Наивысший ранг получает объект, набравший большее число голосов экспертов.
Непосредственное ранжирование – самый простой способ рейтинга. Сущность этого метода (ранговая корреляция) состоит в том, что эксперты располагают в определенном порядке (как правило, возрастания или убывания качеств) оцениваемые объекты, затем рассчитывается среднее арифметическое место каждого объекта и в соответствии с этим значением составляется окончательно упорядоченный список. Достоверность результатов экспертизы проверяется по значению коэффициента конкордации – согласованности методов экспертов.
Более сложный вариант ранжирования – попарное сравнение, в соответствии с которым эксперты, сопоставляя поочередно каждые два оцениваемых объекта, определяют, какой из них лучше, затем эти мнения усредняются, и составляется окончательный рейтинг по правилу: «Если А лучше В, В лучше С, то А лучше С». Проблема применения этого способа связана с тем, что экспертам приходится анализировать большое число пар, при этом усреднение может привести к логическому тупику: «А лучше В, В лучше С, С лучше Д». Кроме того, непосредственное ранжирование невозможно применить, если список оцениваемых объектов остается открытым.
Ранжирование на основе балльной оценки сочетает в себе преимущества непосредственного ранжирования и ранговой корреляции. При этом список оцениваемых объектов может быть неограничен. Эксперты сами называют число объектов и оценивают их в баллах или располагают их в определенном порядке, при этом порядковому номеру присваивается соответствующее число баллов. Для получения окончательно упорядоченного списка ранжируемых объектов баллы складываются, а объекты располагаются в порядке возрастания или убывания баллов – одним из наиболее популярных методов рейтинговой оценки среди российских информационных и аналитических агентств.
Главная проблема ранжирования как одного из методов оценки заключается в том, что сравнения объектов осуществляются по нескольким показателям, и результаты могут быть неоднозначными: лидер по одному показателю может стать аутсайдером по другому (классический пример: высокая доходность корпоративных ценных бумаг при высокой степени риска инвестиций). Право определить наиболее важное ранжированное качество предоставляется тому, кто использует результаты рейтинга.
Чтобы снизить субъективное влияние экспертов на результаты оценки в рейтинг включаются объективные характеристики объектов, реально поддающиеся измерению и сопоставлению без участия экспертов. Рейтинг в этой форме получил наименование скоринга (scoring) – оценка на основе системы показателей и балльной оценки.
Методы сведения ранжированных списков по различным показателям в единый список с учетом характеристик объекта представляют собой ноу-хау конкретного рейтинга агентства. Анализ рисков проводит рейтинговое агентство, оно же разрабатывает рекомендации в отношении работы в данной области.
Количественная оценка риска предполагает математическую оценку меры и степени риска. Полученные значения включаются в расчеты, обосновывающие экономическую эффективность принимаемых решений.