Основные подходы к классификации инновационного стратегического поведения организаций

Реальные конкурентные преимущества фирм на современном рынке зависят от целого ряда факторов общего и частного характера, но несмотря на их разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации.

Стратегия фирмы – это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Стратегия развития фирмы предусматривает разработку комплекса подходов, которые обеспечили бы ей жизнеспособность на рынке в будущем. Только после принятия стратегии развития и ее документального подтверждения в виде стратегического плана фирма перейдет к обоснованию своих планов в области маркетинга и производства, построит свою организационную структуру управления, определит размер необходимых инвестиций, установит оплату труда персонала и т.д.

Усложнение производственных процессов, повышение наукоемкости выпускаемой продукции, изменение внешней среды организации обусловливают повышение требований к содержанию ее политики, стратегии и тактики, качеству менеджмента. В этой ситуации любые стратегические меры, предпринимаемые фирмой, носят инновационный характер, поскольку они, так или иначе, основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах. Поэтому вполне логично определить инновационную стратегию как ключевое звено в организационной стратегии, не умаляя при этом роль и значение других ее элементов.

В экономических литературных источниках представлены следующие определения инновационной стратегии:

· составная часть общей стратегии организации, направленная на определение приоритетов перспективного развития организации и достижения, в результате чего обеспечивается новое качество производства и управления, реализуемая посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации [37];

· одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей (инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов) [55, 77].

Таким образом, инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и менеджмента. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.

Практика показывает, что характер инновационной стратегии, реализуемой предприятием, определяется рядом особенностей:

1. Особенности планирования проявляются в процессе определения его реальных временных и количественных границ, принципов формирования и распределения всех видов ресурсов организации, возможностей применения различных приемов и методов управления нововведениями, известных из практики.

2. Особенности финансового регулирования влияют: на принципы, критерии и факторы оценки эффективности инновационных программ, разрабатываемых и реализуемых в соответствии с инновационной политикой организации, условия и конкретные формы распределения финансовых ресурсов между этапами инновационного процесса, отдельными исполнителями и т.п.

3. Особенности организации работ и стимулирования связаны с процессами активизации индивидуальной и коллективной творческой инициативы работников, независимо от уровня квалификации и должностных обязанностей.

Единой модели инновационной стратегии, как и единого стратегического управления для всех предприятий, не существует по одной простой причине: каждая фирма по своим характеристикам уникальна. Отсюда следует, что содержание стратегического управления инновационным процессом также уникально и для каждой фирмы существует своя специфическая форма. Выбор инновационной стратегии зависит от многих факторов: рыночной позиции фирмы и динамики ее изменения, производственного и технологического потенциала предприятия, направленности и объема, реализуемых в производственных и исследовательских подразделениях работ в рамках инновационного цикла по различным видам новшеств, сферы их применения, вида производимой продукции, а также внешних факторов.

Оценивая инновационную стратегию организации, следует учитывать высокую зависимость перспектив ее развития от результатов деятельности предыдущих периодов, накопленного потенциала. Большое влияние на содержание и результаты инновационной стратегии оказывают интенсивность и качество взаимодействия между специализированными и профессиональными подразделениями. Но в любом случае приоритеты инновационной стратегии товаропроизводителя ограничиваются ее инновационным потенциалом в сфере производственной (основной) деятельности.

Любые стратегии направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды, поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия.

Наиболее простым является разделение инновационных стратегий на стратегии лидера и последователя. В основе такого деления лежит вид инноваций, внедряемых организацией. Стратегия рыночного лидера подразумевает внедрение базисных (радикальных) инноваций, включающих создание принципиально новых видов продукции, технологий, методов организации и управления. Стратегии последователя придерживаются организации, внедряющие улучшающие инновации.

Относительно внутренней среды инновационные стратегииподразделяются на несколько крупных групп (рис. 6.1) [55, 77]:

· продуктовые (портфельные, предпринимательские, или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

· функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);

· ресурсов (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);

· организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления).

    ПРЕДПРИЯТИЕ    
Новые ресурсы —> Ресурсы Функции: Продукция —> Новая продукция
    НИОКР    
Новые технологии —> производство —> Новые технологии
  —> реализация; —>  
Новые структуры —> обслуживание —> Новые услуги
    Организация: технология/ оргструктура Управление: общее/ функциональное/ проектное    
Новое управление —> —> Новые рынки
       
               

Рис. 6.1. Инновационные стратегии, обусловленные составом компонентов

Наши рекомендации