Основные подходы к классификации религий

При изучении религий надо учиться замечать, как общее, так и особен­ное. Те, кто не видят деревьев из-за леса, не лучше тех, что не видят леса за деревьями. Поэтому логическая операция классификации должна осуществ­ляться по наиболее существенному признаку. Интересно отметить, что то, что берется в качестве существенного признака в то или иное время много говорит о времени, в котором он применяется. Так, самая первая религиовед­ческая классификация, которую проводили миссионеры-колонизаторы была предельно проста, все религии делились на истинную и ложную. Естест­венно, что подобную классификацию нельзя рассматривать как правдопо­добную в силу ее субъективных оснований.

Среди классификаций религий с большей долей объективных оснований можно выделить следующие подходы:

• Эволюционный;

• Морфологический;

• По характеру происхождения, распространения и влияния;

• По характеру отношения;

• Статистический;

• Генеалогический.

Эволюционный. Религия сравнивается с объектом или процессом, кото­рый имеет зарождение (или проявление) в человеческом обществе, сущест­вование и угасание. Действительно, как мы увидим при изучении структуры религии, в разные этапы ее развития доминируют определенные ее функции, соответствующие периоду религиозного подъема или распада. С XIX века существует классификация религий по ступеням развития (по аналогии с взрослением человека). Этот подход, если его применять ко всему мировому процессу имеет много изъянов. Примером может послужить классификация, проведенная Ф.Гегелем.

Эволюционная классификация Ф.Гегеля:

I. Естественная религия.

1. Непосредственная религия (колдовство).

2. Раскол сознания в себе. Религии субстанции.

2.1. Религия меры (Китай).

2.2. Религия фантазии (брахманизм).

2.3. Религия «в-себе-бытия» (буддизм).

3. Естественная религия в переходе к религии свободы. Борьба субъек­тивности.

3.1. Религия добра или света (Персия).

3.2. Религия страдания (Сирия).

3.3. Религия загадок (Египет).

II. Религия духовной индивидуальности.

1. Религия величия (иудаизм).

2. Религия прекрасного (Греция).

3. Религия целесообразности или рассудка (Рим).

III. Абсолютная религия (христианство).

Здесь просматривается поверхностное образное определение той или иной религии, а затем необоснованное деление по неясному основанию, в добавок классификация носит на себе печать пан-христианства. Подобную классификацию предлагает богослов А.Мень, выдвигая тезис о том, что все религии — это предыстория христианства, подготовка к нему.

Эволюционная классификация применима к отдельно взятым религиям, т.к. можно рассмотреть их индивидуальный рост и угасание на шкале вре­мени, однако применение этой классификации по отношению ко всем рели­гиям несет опасность упрощения мирового развития.

Морфологический. При этом подходе религии разделяются по их со­ставу, внутреннему содержанию (мифологические / догматические религии), по идейному содержанию, по форме вероучения, по характеру культа, по идеалу, по отношению к нравственности, искусству и т.д. Так, в зависимости от объекта поклонения религии делят на:

монотеизм (единобожие),

·политеизм (многобожие),

·генотеизм («однобожие», т.е. религии с иерархией бо­гов и верховным Богом),

·атеистические религии (например, ранний буддизм, сатанизм, саентология),

·супратеизм или «надбожие» (монизм Шанкары, элли­нистический космизм);

Несомненно, что и эта классификация имеет погрешности. Иудаизм, традиционно относимы к единобожию, И.А. Крывелев считает монолатрией и это верно в каком-то смысле, т.к. в раннем иудаизме фигура Яхве не выде­лялась как запредельный надмирный бог.

Атеистические религии сильно отличаются между собой. В раннем буд­дизме индивид индифферентен к существованию бога. Сатанизм в разных своих проявлениях может либо отрицать наличие самого благого бога, либо отвергать его абсолютную власть, т.е. здесь мы имеем некоторую форму бо­гоборчества. Саентология признает за индивидом возможность самому стать «богом», в целом же роль бога в управлении миром и индивидом там не ак­центируется.

По характеру происхождения, распространения и влияния выделяют национальные и мировые религии, естественные религии и религии открове­ния, народные и личностные религии. Этот подход надо понимать диалекти­чески, т.к. одна и та же религия, взятая в разных временных отношениях, может выступать и как национальная и как мировая, народная и личностная.

По характеру отношения к миру, человеку религии делят на миротер­пимые, мироотрицающие и мироутверждающие. В религии может преобла­дать неутилитарное отношение (сотериологические культы), гностическое, мистическое (магия) или прагматическое (религии процветания).

Статистический. Самый позитивный подход, т.к. здесь в качестве ос­нования деления берутся эмпирически фиксируемые данные — количество верующих, возрастной и половой состав, географическая распространен­ность.

Генеалогический. При этом подходе учитываются реальные историче­ские и семиотические связи между религиями. Согласно этой классификации можно объединить и рассматривать вместе иудаизм, христианство и мусуль­манство как авраамические религии; индуизм, джайнизм, буддизм, сикхизм как религии юго-восточной Азии; религии славян, германцев, кельтов, греков и римлян как индоевропейские религии т.п. Несомненно, и эта классифика­ция не идеальна. Между тем она позволяет проследить происхождение рели­гий и вывить общее культурное пространство.

Наши рекомендации