Особенности технической эксплуатации авиационного оборудования. 30 минут.
Общие сведения
К авиационному оборудованию относятся:
электрооборудование;
электрические и электронные системы и устройства управления силовыми установками;
электронная автоматика авиационного оборудования;
приборное оборудование;
кислородное оборудование;
защитное снаряжение летчика;
фотографические и тепловые средства разведки и поиска;
специальные (нерадиотехнические) средства поиска подводных лодок;
бортовые средства автоматизированного контроля;
бортовые устройства регистрации полетных данных общего назначения.
Электрооборудование
Эксплуатация АБ осуществляется специалистами ИАС и АТЧ в строгом соответствии с требованиями РО и РЭ на батареи и указаниями начальника вооружения.
Бортовые аккумуляторные батареи и съемные контейнеры закрепляются за ВС. На аккумуляторных батареях и съемных контейнерах должна быть надпись с указанием бортового номера ВС и принадлежности их к подразделению.
Снятые с борта ВС аккумуляторные батареи должны храниться в отапливаемых помещениях или на зарядных аккумуляторных станциях.
Совместное хранение кислотных и щелочных аккумуляторных батарей запрещается.
Оставлять аккумуляторные батареи на борту ВС запрещается в следующих случаях:
при их неисправности;
при нахождении ВС на хранении;
при консервации ВС;
при длительном содержании ВС в условиях отрицательных температур;
при выполнении на ВС регламентных (ремонтных) работ в ТЭЧ части (ВАРМ) и ремонта АвРЗ, если это не предусмотрено инструкциями по эксплуатации аккумуляторных батарей и указаниями главного инженера ВВС.
Электрические системы и устройства управления
силовыми установками
Проверку работоспособности, регулировку электрических и электронных систем и устройств управления силовыми установками выполняют специалисты по СД совместно со специалистами по АО.
Проверку и регулировку параметров электрических агрегатов систем регулирования входных устройств, положения створок реактивного сопла, температуры масла, температуры газов и частоты вращения турбины осуществляют специалисты по АО.
Ответственность за исправность электротехнических устройств электрических систем управления силовыми установками несут специалисты по авиационному оборудованию.
Электронная автоматика авиационного оборудования
Девиационные работы выполняются штурманом авиационной эскадрильи (экипажа) совместно со специалистами по авиационному оборудованию одновременно на всех магнитных компасах и каналах магнитного курса курсовых и инерциальных систем самолета в сроки, предусмотренные РТО. Контроль за качеством выполнения девиационных работ возлагается на инженера АТО по авиационному оборудованию.
Ответственность за своевременное проведение девиационных работ, оформление протоколов и запись о проведении девиационных работ в формуляр самолета возлагается на штурмана авиационной эскадрильи (экипажа).
После монтажных работ или выполнения работ по бюллетеням, связанных с электрическими цепями питания гироскопических систем, приборов, агрегатов, проверяется правильность их функционирования от всех источников питания, включая резервные и аварийные.
Для подготовки инерциальных систем используются линии разметки мест стоянки самолетов, а также естественные или специально оборудованные ориентирные пункты, которые обеспечивают возможность оценки стояночного курса при выставке инерциальных систем днем и ночью.
Определение истинного азимута осевой линии и азимутов на ориентирные пункты, а также магнитного склонения стоянок и укрытий выполняют специалисты топогеодезической службы.
За нанесение, сохранность разметки стоянок, состояние специально оборудованных ориентирных пунктов на аэродроме несет ответственность командир аэродромно-технической части.
Приборное оборудование
Проверка работоспособности аэрометрических приборов и герметичности систем ПВД выполняется после любых работ, связанных с демонтажем приборов, агрегатов и трубопроводов, подключенных к системе ПВД, после выполнения работ по устранению полного или частичного нарушения герметичности или закупорки (пережатия) трубопроводов, после закрытия приборных досок. По окончании проверки приборные доски должны быть опломбированы с указанием даты и подписью проводившего проверку.
Для обеспечения полетов на заданных эшелонах на рабочих местах летчиков и штурманов в кабинах самолета устанавливаются бортовые таблицы показаний высотомеров с учетом суммарных поправок.
Инструментальные поправки высотомеров определяются специалистами по авиационному оборудованию ТЭЧ части. Расчет и составление таблиц с учетом суммарных поправок производит штурман подразделения. Установка таблиц на ВС возлагается на специалистов технического расчета по авиационному оборудованию.
Для обеспечения правильности подсоединения потребителей к системам статического и полного давлений соответствующие трубопроводы, шланги, штуцера приборов и блоков должны иметь цветную маркировку.
После замены гиродатчика или комплекта авиагоризонта на самолетах, не имеющих дублирующих авиагоризонтов, работа авиагоризонта должна проверяться при облете ВС.
2.5 Кислородное оборудование
Зарядка систем газообразным кислородом проводится с помощью автомобильных кислородно-зарядных станций до полного рабочего давления, приведенного к нормальным условиям
Во избежание взрыва в зарядных шлангах применять нерасконсервированные и необезжиренные кислородные шланги запрещается. Обезжиренные шланги должны иметь отличительную маркировку в виде двух голубых поперечных полос шириной 5 см на расстоянии 5 см одна от другой.
Контроль зарядки систем проводится по бортовым манометрам.
На самолетах, находящихся на стоянках, кислородные вентили питания экипажа и подпитки силовых установок должны находиться в закрытом положении, давление после вентилей системы питания членов экипажа должно быть стравлено.
При эксплуатации кислородного оборудования не допускается:
- наличие на элементах кислородного оборудования масложировых веществ, работа в замасленной одежде;
- нарушение герметичности кислородных систем;
- продувка и промывка элементов кислородного оборудования газами и жидкостями, не предусмотренными инструкцией;
- пайка кислородных трубопроводов не предусмотренными для этой цели припоями;
- отсоединение зарядных шлангов до предварительного стравливания из них давления через вентили сброса давления;
- скручивание кислородных шлангов и трубопроводов.
Заглушки со штуцеров кислородных дыхательных приборов снимаются при выполнении предполетной подготовки и устанавливаются при выполнении послеполетной подготовки специалистами технического расчета.
Кислородные дыхательные приборы после предполетной подготовки в отсутствии членов экипажа должны находиться на борту в прибортованном состоянии в защитных чехлах без заглушек на штуцерах. Отбортовывают прибор и снимают с него чехол непосредственно перед полетом, надевают чехол и прибортовывают прибор после полета техник самолета совместно с летчиком.
Самолетные кислородные баллоны, в которых давление снижено до атмосферного, допускаются к последующей эксплуатации только после двукратной промывки их кислородом и последующей зарядки до номинального давления.
2.6 Защитное снаряжение летчика
Предметы защитного снаряжения летчика являются личным снаряжением летного состава, на который возлагается ответственность за его состояние, эксплуатацию и правильное применение в соответствии с заданием на полет. Учет защитного снаряжения летчика, переданного им для хранения и технического обслуживания в группу подготовки и регламента высотного оборудования и снаряжения, ведется начальником этой группы.
Работы по подготовке защитного снаряжения к полетам возлагается на специалистов группы подготовки и регламента высотного оборудования и снаряжения. О выполнении работ по подготовке защитного снаряжения к полетам делается запись в журнале.
Регламентные работы на защитном снаряжении выполняются специалистами группы подготовки и регламента высотного оборудования и снаряжения с привлечением специалистов групп регламента по радиоэлектронному оборудованию (для обслуживания устройств радиосвязного оборудования защитного снаряжения), по авиационному вооружению (для обслуживания устройств авиационного вооружения, являющихся принадлежностью защитного снаряжения), специалистов ПДС (для обслуживания углекислотных баллонов, установленных на защитном снаряжении). Планирование отхода предметов защитного снаряжения на регламентные работы и учет их выполнения ведет начальник группы подготовки и регламента высотного оборудования и снаряжения.
Индивидуальная подгонка предметов защитного снаряжения, в том числе и на рабочем месте летчика в кабине самолета, периодические проверки качества подгонки и тренировки летного состава в защитном снаряжении проводятся начальниками медицинской и парашютно-десантной служб части.
Допуск защитного снаряжения летчика к полету по его техническому состоянию возлагается на начальника группы подготовки и регламента высотного оборудования и снаряжения. Допускать к полетам снаряжение, выработавшее установленные сроки службы, не предусмотренное для применения на эксплуатируемых авиационной частью типах самолетов, индивидуально не закрепленных за летчиком, примененное при катапультировании, а также недопущенное к полетам начальником медицинской службы авиационной части, запрещается.
Парашютно-кислородные приборы и автоматы хранятся на парашютах (парашютных системах) в готовом к применению состоянии. Кислородные маски, герметические и защитные шлемы, высотные компенсирующие костюмы, морские спасательные костюмы и скафандры хранятся в готовом к применению состоянии в специальном помещении.
На сумках кислородных масок и на других предметах высотного снаряжения должны быть написаны фамилии и инициалы членов экипажа, за которым они закреплены. Передача их другому лицу запрещается.
a. Бортовые устройства регистрации полетных данных
общего назначения
Ответственность за эксплуатацию БУР общего назначения возлагается на специалистов по авиационному оборудованию.
Демонтаж и монтаж датчиков, установленных в системы самолета, двигателя, РЭО, АО и АВ и предназначенных для измерения параметров, регистрируемых БУР, осуществляют специалисты, эксплуатирующие данное бортовое оборудование. Рассоединение, соединение ШР этих датчиков выполняют специалисты по АО.
Градуировку аналоговых параметров и проверку прохождения разовых команд осуществляют специалисты группы регламента и ремонта по АО совместно со специалистами по СД, АВ и РЭО, эксплуатирующими системы, параметры которых регистрируют бортовые устройства регистрации общего назначения.
Ответственность за имитацию условий формирования разовых команд, подключение необходимых для градуировки средств измерений возлагается на специалистов, эксплуатирующих эти системы.
Построение градуировочных графиков возлагается на специалистов группы регламента по АО. Ответственность за правильность составления градуировочных графиков возлагается на начальника группы регламента и ремонта по АО. Проверка градуировочных графиков осуществляется начальниками групп регламента по принадлежности регистрируемых параметров. Градуировочные пленки, градуировочные таблицы хранятся посамолетно в ТЭЧ части до очередных градуировочных работ.
Выпускать в полет ВС с неисправным бортовым устройством регистрации общего назначения запрещается.
В случае АП необходимо принять все меры по сохранению информации, зарегистрированной бортовым устройством регистрации. Обработка зарегистрированной информации в случае АП без разрешения председателя комиссии, производящей расследование, при АИ без разрешения командира части запрещается.
Эксплуатация и ремонт наземных устройств обработки полетных данных осуществляются специалистами группы КЗА и ОИ бортовых устройств регистрации. Ответственность за техническое состояние наземных устройств обработки возлагается на инженера части по электронной автоматике и счетно-решающим устройствам (по АО).