Й этап. Создание предпосылок для обучения
Задачи:
Сформировать первичное представление о технике ходьбы.
Обеспечить необходимый для обучения начальный уро-вень физических качеств (выносливости, силы, быстроты, гиб-кости, ловкости).
Средства и методы:
1. Теоретическая подготовка: посещение лекций, участие в семинарах, изучение научно-методической литературы, демонстрация и анализ техники обычной и спортивной ходьбы с помощью кинограмм, видео- и кинофильмов, просмотр эта-лонов техники ходьбы на тренировочных занятиях и соревно-ваниях с последующим их анализом.
2. Общеподготовительные упражнения: прежде всего упраж-нения на выносливость (длительные прогулки и кроссы), гибкость и координацию (игры и прогулки по пересеченной местности).
На данном этапе необходимо обеспечить усвоение буду-щим скороходом знаний о требованиях, предъявляемых прави-лами соревнований по спортивной ходьбе, о биомеханических основах ходьбы и особенностях техники (ключевых фазах и мо-ментах) спортивной (быстрой) ходьбы: в движениях ног и таза, в положении туловища, движениях рук и плечевого пояса.
При этом с самого начала необходимо исходить из того, что наиболее правильной и эффективной является такая тех-ника спортивной ходьбы, которая по своему внешнему рисунку близка к ходьбе обычной.
Й этап. Формирование базовой структуры движений в соответствии с ключевыми фазами и моментами техники
Задачи:
Апробировать на практике сформированное представ-ление о технике.
Обеспечить первичный уровень координационных свя-зей техники движений.
Совершенствовать представление о технике в соответ-ствии с полученным новым двигательным опытом.
Средства и методы:
Спортивная ходьба в медленном равномерном темпе на отрезках 100-400 м.
Специальные координационные упражнения скорохода.
Общеподготовительные упражнения (весь комплекс).
Теоретическая подготовка: то же, что и на предыдущем этапе.
На данном этапе с самого начала необходимо обратить внимание на то, чтобы начальное обучение технике ра-циональной и быстрой ходьбы (как и ее последующее со-вершенствование на всех этапах многолетней подготовки) проходило на основе целостного двигательного акта, при выполнении которого обеспечивается полное согласован-ное включение всех звеньев опорно-двигательного аппарата и тела в целом.
Это связано с тем, что в отличие от многих других видов физических упражнений в основе акта ходьбы лежит шагатель-ный рефлекс, сформировавшийся в результате многих тысяче-летий эволюции человека и включающий в себя рефлекторное взаимодействие всех органов и частей тела человека.
Использование же упражнений, которые являются лишь частью целостной двигательной структуры акта ходьбы, це-лесообразно лишь для решения вводных вспомогательных задач в процессе обучения и совершенствования техники ходьбы.
Й этап. Детализированное разучивание и закрепление техники движений
Задачи:
Отшлифовать и закрепить координационные связи техники.
Устранить закрепощенность и нерациональность в структуре техники движений.
Закрепить структуру техники движений в целом, в том числе по отношению к сбивающим факторам.
Апробировать технику ходьбы в соревнованиях.
Совершенствовать представление о технике.
Средства и методы:
Специально-подготовительные упражнения (в осо-бенности специальные координационные упражнения скоро-хода).
Общеподготовительные упражнения (весь комплекс, в особенности длительная ходьба по пересеченной местно-сти).
Теоретическая подготовка: то же, что и на предыдущих этапах, а также анализ собственной техники ходьбы после тре-нировочных занятий и участия в соревнованиях.
Идеомоторная тренировка (многократное мысленное воспроизведение сформированного представления).
Данный этап является ключевым этапом и по длительно-сти, и по степени важности решаемых на нем задач. На данном этапе скороход должен ясно понимать и уметь достаточно точ-но и детализировано рассказать обо всех особенностях техни-ки, сопоставляя свои теоретические знания и представления с собственными ощущениями.
Это, в свою очередь, должно способствовать формирова-нию у него структуры управления техникой движений на осно-ве внутренних субъективных ощущений.