Й этап. Создание предпосылок для обучения

Задачи:

Сформировать первичное представление о технике ходьбы.

Обеспечить необходимый для обучения начальный уро-вень физических качеств (выносливости, силы, быстроты, гиб-кости, ловкости).

Средства и методы:

1. Теоретическая подготовка: посещение лекций, участие в семинарах, изучение научно-методической литературы, демонстрация и анализ техники обычной и спортивной ходьбы с помощью кинограмм, видео- и кинофильмов, просмотр эта-лонов техники ходьбы на тренировочных занятиях и соревно-ваниях с последующим их анализом.

2. Общеподготовительные упражнения: прежде всего упраж-нения на выносливость (длительные прогулки и кроссы), гибкость и координацию (игры и прогулки по пересеченной местности).

На данном этапе необходимо обеспечить усвоение буду-щим скороходом знаний о требованиях, предъявляемых прави-лами соревнований по спортивной ходьбе, о биомеханических основах ходьбы и особенностях техники (ключевых фазах и мо-ментах) спортивной (быстрой) ходьбы: в движениях ног и таза, в положении туловища, движениях рук и плечевого пояса.

При этом с самого начала необходимо исходить из того, что наиболее правильной и эффективной является такая тех-ника спортивной ходьбы, которая по своему внешнему рисунку близка к ходьбе обычной.

Й этап. Формирование базовой структуры движений в соответствии с ключевыми фазами и моментами техники

Задачи:

Апробировать на практике сформированное представ-ление о технике.

Обеспечить первичный уровень координационных свя-зей техники движений.

Совершенствовать представление о технике в соответ-ствии с полученным новым двигательным опытом.

Средства и методы:

Спортивная ходьба в медленном равномерном темпе на отрезках 100-400 м.

Специальные координационные упражнения скорохода.

Общеподготовительные упражнения (весь комплекс).

Теоретическая подготовка: то же, что и на предыдущем этапе.

На данном этапе с самого начала необходимо обратить внимание на то, чтобы начальное обучение технике ра-циональной и быстрой ходьбы (как и ее последующее со-вершенствование на всех этапах многолетней подготовки) проходило на основе целостного двигательного акта, при выполнении которого обеспечивается полное согласован-ное включение всех звеньев опорно-двигательного аппарата и тела в целом.

Это связано с тем, что в отличие от многих других видов физических упражнений в основе акта ходьбы лежит шагатель-ный рефлекс, сформировавшийся в результате многих тысяче-летий эволюции человека и включающий в себя рефлекторное взаимодействие всех органов и частей тела человека.

Использование же упражнений, которые являются лишь частью целостной двигательной структуры акта ходьбы, це-лесообразно лишь для решения вводных вспомогательных задач в процессе обучения и совершенствования техники ходьбы.

Й этап. Детализированное разучивание и закрепление техники движений

Задачи:

Отшлифовать и закрепить координационные связи техники.

Устранить закрепощенность и нерациональность в структуре техники движений.

Закрепить структуру техники движений в целом, в том числе по отношению к сбивающим факторам.

Апробировать технику ходьбы в соревнованиях.

Совершенствовать представление о технике.

Средства и методы:

Специально-подготовительные упражнения (в осо-бенности специальные координационные упражнения скоро-хода).

Общеподготовительные упражнения (весь комплекс, в особенности длительная ходьба по пересеченной местно-сти).

Теоретическая подготовка: то же, что и на предыдущих этапах, а также анализ собственной техники ходьбы после тре-нировочных занятий и участия в соревнованиях.

Идеомоторная тренировка (многократное мысленное воспроизведение сформированного представления).

Данный этап является ключевым этапом и по длительно-сти, и по степени важности решаемых на нем задач. На данном этапе скороход должен ясно понимать и уметь достаточно точ-но и детализировано рассказать обо всех особенностях техни-ки, сопоставляя свои теоретические знания и представления с собственными ощущениями.

Это, в свою очередь, должно способствовать формирова-нию у него структуры управления техникой движений на осно-ве внутренних субъективных ощущений.

Наши рекомендации