Создание предпосылок для создания комфортной психологической атмосферы

Содержание программы

Месяц Дата Часы Название темы Содержание занятий
Январь     Я хочу общаться! Задание «Расшифруй слово общение» Упражнение «Круг моего общения» Советы «Как научиться быть коммуникабельным человеком» Сказка «Сокровище» и обсуждение ее
Кто Я среди Других? Упражнение «Неоконченные предложения» Упражнение «Самоанализ» Упражнение «Кто я среди других?» Притча про мудрого ослика
Я глазами других Упражнение «Твое имя» Упражнение «Ассоциации» Притча «Ворона и Павлин» и дискуссия по ней Упражнение «Неоконченные предложения»
Февраль   Чем пахнут слова Упражнение «Я рад общаться с тобой» Чтение сказки А.В. Боднарук «Чем пахнут слова» Дискуссия по сказке Упражнение «Комплименты»
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги Дискуссия «Эмоции – наши враги и наши друзья» Игры «Угадай эмоцию», «Назови эмоцию», «Изобрази эмоцию» Упражнение «Поставь балл эмоции» Притчи «Слухи», «О зависти и злости» и дискуссия по ним, «О двух волках»
Ярмарка достоинств Игра «Ярмарка достоинств» Упражнение «Вверх по радуге» Притчи «Как важно правильно слушать», «Король и сон» и дискуссии по ним
Какие качества мешают дружить   Дискуссия «Какие качества мешают дружить» Упражнения «Нарисуй очень страшную картинку», «Пойми мой страх Упражнения «Злюсь, страдаю, обижаю», «Мне так не нравится, когда..» Упражнения «Разный цвет горестных чувств»,«Вижу, ты расстроен»
Март   Мои вредные привычки   Дискуссия «Мои вредные привычки» Притча «Избегание трудностей» и дискуссия по ней Игра «Диалог со своим мозгом» Упражнение с шарами
Могу ли я сказать: нет!   Упражнение «Я веду себя уверенно в ситуациях …, а многие ведут себя неуверенно» Упражнение «Я веду себя неуверенно в ситуациях …, а многие ведут себя уверенно» Упражнение «Просьба – отказ» Упражнение «Кейс»
Мы и конфликты Беседа «Конфликты в нашей жизни» Обсуждение басни И.Л.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» Тест Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» Обучение выходу из конфликта
Компания и я Работа в микрогруппах «Моя компания» Беседа (+ и – группы) Упражнение «Свод законов» Упражнение "Я не хочу отвечать на вопрос"  
Апрель     Ищу друга Беседа «Кто такой настоящий друг?» Притчи: «О настоящей дружбе», «Раны, которые мы оставляем», «Поступок друга», «Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне» Дискуссия по притчам Упражнение «Откровенно говоря»
Азбука перемен Упражнение «Азбуку перемен» Упражнение «Нарисуем жизнь» Притча о царе Давиде Притча о том, как изменить мир Игра «Я бросаю тебе мяч»
Тренировка навыков развития межличностных отношений   Практический урок: информирование «Навыки развития межличностных отношений, дискуссия по ним, разбор ситуаций, правила отражения чувств, притча «Пятьдесят лет вежливости».
Учимся слушать друг друга Упражнение «Испорченный телефон» Игра-разминка «Поговорим» Ролевая игра «Разобраться в проблеме» (техники активного слушания) Упражнения «Что он чувствует?», «Свободный микрофон» Притча «Пусть будут рядом сердца!»
Май   Учимся открыто выражать свои чувства   Упражнение «Другой акцент» Упражнение «Начинка для пирога» Упражнение «Переводчик» Упражнение «Открытое выражение чувств»
Учимся принимать критику Игра с мячом «Что звучит обидно?» Дискуссия по игре Упражнение на Я-сообщение Притча «Рациональное зерно»
Итоговое Создаем «Карту памяти»  
Итого:      

Конспекты занятий

Занятие №1.

«Я хочу общаться!»

Цель: знакомство с детьми, создание доверительной обстановки и мотивирования на дельнейшую взаимодействие.

Ритуал входа.

Цель: сплочение группы и настрой группы на работу.

- Перед тем как мы с вами начнём работу, я предлагаю вам придумать особый ритуал, который будет известен только нам. Мы будем проводить его в начале каждого занятия в знак приветствия друг друга.

Например, можно использовать Ритуал «Ладони» - выражение своей готовности и настроенности на работу:

- открытые ладони – «Я готов работать»;

- скрытые – «Я не настроен на работу»;

- одна открыта, другая скрыта «Я неопределённо себя чувствую»;

Группа придумывает Ритуал Приветствия (ну или его предлагает сам ведущий).

Создание предпосылок для создания комфортной психологической атмосферы.

Основные правила работы:

- участники тренинга называют друг друга по имени

- участники тренинга уважительно относятся друг к другу и мнению другого

- участники тренинга соблюдают правило конфиденциальности

Игра «Знакомство»

Меня зовут…. Мои интересы, увлечения … Мои мечты …

Беседа.

Цель:развитие навыков коммуникабельности и уверенного общения

На занятиях мы будем учиться общению, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.

Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»?

О______________________________________

Б________________________________________

Щ________________________________________

Е________________________________________

Н______________________________________

И________________________________________

Е________________________________________

Психолог. Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

Кто такой коммуникабельный человек?

Это прежде всего человек, которому общение доставляет удовольствие. Общительному человеку не важно, с кем общаться; ему интересен сам процесс. Если вы чувствуете, что недостаточно коммуникабельны, что вы часто ищете возможность уклониться от предстоящей беседы, попробуйте прислушаться к следующим советам.

1. Не избегайте общения. Так вы разовьете навык общительности.

2. Научитесь получать удовольствие от общения. Перед разговором, который видится вам неприятным, вы должны настроиться на лучшее: помните, что вы всегда можете изменить ситуацию, поменяться ролями со своим собеседником. К примеру, вам не очень хочется выслушивать воспоминания детства вашего бывшего одноклассника. Отлично — не выслушивайте, начните сами рассказывать, завладейте ситуацией. Или же поверните разговор на другую тему, которая будет интересна вам обоим. Превратите предстоящий неприятный разговор в приятный.

3. Старайтесь выступать инициатором беседы. Как правило, опущенные вниз глаза свидетельствуют о вашем нежелании вступать в контакт, и это срабатывает — с вами тоже не хотят общаться. Лучше всего сами начните разговор, выступите в роли инициатора диалога; вы почувствуете, что это достаточно легко.

4. Вступая в контакт с людьми, не будьте слишком формальны в общении с ними. На вопросы: «Как дела?» и «Как поживаешь?» вполне логично немного рассказать о своих делах и своей жизни. Сухость ваших ответов и нежелание вступать в разговор будут расценены как неуважение и недоброжелательность по отношению к вашему собеседнику.

Для того чтобы стать приятным собеседником, необходимо помнить главное правило любой беседы — нужно уважать мнение собеседника, даже если оно сильно расходится с вашим мнением, если оно вызывает у вас бурю протеста. Ваш протест должен быть высказан цивилизованно.

Если вы выразите уважение к позиции собеседника, тогда вы завоюете его доверие. Но помните, что уважение к мнению вашего оппонента не означает, что вам непременно нужно выразить согласие с его точкой зрения. Как правильно выразить уважение к мнению собеседника?

1). Выслушайте оппонента внимательно, даже если он будет говорить самые немыслимые вещи. Дослушайте его до конца, проявив терпение, попытайтесь проявить интерес к точке зрения вашего собеседника. Если он не владеет нормами литературного языка или основами логики и риторики — не пользуйтесь заминками в его аргументации, чтобы вставить свое слово; так вы можете окончательно сбить вашего собеседника

2). После того, как ваш собеседник закончит изложение своей мысли, прежде всего, отметьте достоинства его мнения, назовите плюсы его позиции, с которыми вы согласны. А уж потом приступайте к критике.

3). Высказывайте свою точку зрения, не унижая и не оскорбляя вашего собеседника. Помните, что ни в коем случае нельзя использовать такие аргументы, как: «Вы совершенно не разбираетесь в вопросе, вы совершенно некомпетентны, вы неправильно понимаете суть дела». Такими высказываниями вы только оскорбите вашего оппонента, но не придете к компромиссу.

4). Для того чтобы высказать уважительное отношение к вашему собеседнику, вы можете использовать высказывания типа: «Допустим, вы правы», «Предположим, я с вами соглашусь». Это будет приятно вашему собеседнику и будет означать, что вы поняли и приняли его точку зрения как достойную.

5). Любой спор должен быть нацелен на то, чтобы найти какое-либо компромиссное решение, а не просто поругаться или доказать вашему оппоненту собственное превосходство. Поэтому в любой беседе всегда стремитесь не к конфликту, а к принятию решения, которое будет устраивать обе стороны.

- А теперь попробуйте дать определение понятию «общение».

Общение это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе — свое Я, а ты мне — свое Я.

- Как вы думаете, есть ли разница между «коммуникацией» и «общением» или это совсем идентичные понятия?

Далее ведущий помогает логически развивать беседу посредством вопросов: - Что такое общение? Как мы можем общаться друг с другом? В чём ценность общения для нас? Когда и в чём мы испытываем сложности и затруднения в процессе общения с другими людьми, и как эти трудности можно преодолеть?…

Сказка «Сокровище» и обсуждение ее.

В давние времена на нашей прекрасной планете жили два племени, которые умели добывать огонь, охотиться на птиц и зверей, собирать грибы и ягоды, танцевать у костра и защищать свой дом от диких животных. Племена не умели только дружить друг с другом. Они ссорились по любому поводу так часто, что однажды, устав от постоянных раздоров, поделили свои земли глубоким рвом и поставили по его краям высокие башни. Жители племен так торопились построить свои крепости, что уложили в них камни, которые нашли в округе. Долгие годы неприступные башни отпугивали своим видом всех противников. Так прошло несколько столетий. Потомки туземцев научились добывать полезные ископаемые и мастерить, изготавливать красивые украшения и ткать ткани. Они научились даже читать и писать. Вместо пещер люди теперь жили в красивых домах, и только башни с ружьями и пушками по-прежнему стояли друг против друга. Новые горожане так же, как и их предки, не научились дружить. А затем прошло еще несколько столетий, и другие поколения жителей научились сочинять поэмы и рассказы, симфонии и легкую музыку. Они занялись даже изучением космоса. И только башни все также неприступно и гордо стояли друг против друга. Но время шло, и от многолетних ветров и ливней, войн и нападений крепости стали медленно разрушаться. Камни падали с высоты в глубокую пропасть и оказывались в чистом ручье. Его воды уносили их куда-то вдаль и смывали осевшие за века пыль и грязь. Когда камни выносило на берег, оказывалось, что в стенах башен, среди гальки и булыжников, были замурованы агаты, бирюза, яшма и даже бриллианты.

Так и лежали бы драгоценные камни на песке, если бы однажды яркий блеск маленького бриллианта, сверкнувшего в лучах восходящего солнца, не привлек внимание одного путника.

- Откуда здесь это сокровище? – подумал он и осмотрелся по сторонам. В воде странник увидел еще несколько красивых минералов и решил найти то чудесное место, откуда они приплыли. Он шел вдоль берега и внимательно всматривался в каждый камень, который лежал на песке или плыл по воде. Когда путник дошел до башен, то с удивлением обнаружил, что именно с их стен падали драгоценные камни. «Невероятно, - подумал он, - жители смотрят друг на друга через бойницы в стенах, не замечая собственных сокровищ». И одинокий странник решил сделать горожанам подарок.

- Люди! – громко закричал он. – Каждый, кто хочет найти сокровище, спускайтесь к этому ручью. Здесь вы обретете богатство и счастье, мудрость и любовь. Жители городов услышали странные слова незнакомца, выглянули из-за стен башен и впервые увидели друг друга и красивую местность, которая лежала между их городами. Зеленая сочная трава, нежные цветы и журчащий голубой ручей – все дышало спокойствием и радостью. Внизу стоял и улыбался одинокий странник; ров, освещенный солнцем, казался совсем не страшным, и соседи были удивительно похожи друг на друга.

- Как же мы не замечали этого раньше? – удивились горожане и решили спуститься вниз, чтобы послушать рассказ путника.

Он показал им драгоценные камни и минералы и спросил:

- Знаете ли вы, что среди булыжников, которые находятся внутри каменных стен, могут быть такие же сокровища? Только враждебность друг к другу мешает вам это увидеть.

Удивленные горожане посмотрели на свои крепости и впервые увидели, что башни закрывают половину неба, горизонт и землю, на которой растут красивые цветы. И хотя жители городов еще побаивались друг друга, их желание найти сокровища и обрести мудрость, любовь и счастье победило. Они разобрали свои башни на камни и тщательно отмыли их от грязи и пыли. Вскоре у воды собрались жители обоих поселений. Увлеченные работой, они даже не заметили, как перемешались друг с другом. Шутки и веселый смех звучали все дни труда, но когда работы была окончена, на лицах горожан читался только один вопрос:

- Что же дальше? Небо стало шире, горизонт ближе, запах трав и шум ручья отчетливее доносились в города, но как же быть друг с другом? Люди больше не хотели расставаться. Здесь они нашли не только драгоценности, но и друзей. А некоторые встретили у ручья свою любовь. Булыжники и минералы лежали по обе стороны ручья, а люди продолжали смотреть на странника.

Он улыбнулся и сказал: - Камнями можно отгородиться друг от друга или напасть на противника, а можно построить мост и соединиться с друзьями. Драгоценности можно замуровать в стену вместо булыжников, а можно их обработать и сделать из них украшения. Все наши поступки исходят из сердца.

- Мост – вот то, что нам нужно, - улыбнулись горожане и дружно принялись за его строительство. А одинокий путник взял в одну руку посох, а в другую – бриллиант чистой воды и отправился странствовать по свету. Он помог горожанам обрести богатство, мудрость и любовь, и только от них теперь зависело, как они используют найденные сокровища.

Беседа по сказке «Сокровище»

• Как вы думаете, о чем эта сказка?

• Какие чувства заставили жителей поселений отгородиться друг от друга?

• Кто помог им взглянуть на свои отношения по-другому? Каким образом?

• Что сделали жители, чтобы найти свои сокровища?

• После каких событий жители решили построить мост между городами?

• Что символизируют между собой сокровища, замурованные в стену?

• Какое «сокровище» есть у каждого из вас?

Ритуал выхода.

- Наша первая встреча подходит к концу, и я думаю. Мы начали с ритуала приветствия, и было бы вполне логично, если бы мы с вами придумали и Ритуал Прощания.

Группа исполняет принятый Ритуал Прощания, ведущий прощается с группой.

ЗАНЯТИЕ 2.
КТО Я СРЕДИ ДРУГИХ?

Цели:Создать у учеников мотивацию на самопознание. Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Упражнение «Цвет настроения»

Каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету.
Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению

Упражнение «Я рад общаться с тобой»

Психолог. Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами.
Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

Самоанализ «Кто я? Какой я?»

Психолог. Продолжите письменно предложения:
Я думаю, что я...
Другие считают, что я...
Мне хочется быть...
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате.
Психолог вывешивает список слов, помогающих ученикам отвечать на вопросы.

Список слов: симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.

Упражнение «Самоанализ»

1. Каким я вижу себя.

Я перечисляю, как мне представляется, положительные и отрицательные стороны:

Положительные стороны Отрицательные стороны
   

2. Каким меня видят другие? (Что говорят обо мне мои близкие, друзья, коллеги, знакомые?)

Положительные стороны Отрицательные стороны
     

3. Синтез (воссоздание образа себя) Я перечитываю ответы в пунктах 1 и 2, выделяя ключевые черты своей личности, какой я вижу ее в настоящий момент, и выписываю их в две колонки;

Положительные стороны Отрицательные стороны
   

4. Мой образ себя представляется мне:

· весьма отрицательным;

· в основном отрицательным;

· положительным и отрицательным в равной мере;

· в основном положительным;

· иногда положительным;

· иногда весьма положительным, иногда весьма отрицательным.

Упражнение «Кто я среди других?»

Каждый учащийся получает рабочий лист, который разделен на 3 части: в 1-й части рабочего листа ученики должны указать 3 важных качества друга, во 2-й части – составить список людей, к которым они могли бы обратиться за помощью. Учитель просит учеников подумать, как можно связать 1 и 2 части рабочего листа. Далее учащимся предлагается ответить на вопрос, «Каким я себя представляю?» и заполнить 3-ю часть рабочего листа – каждый ученик должны описать впечатление, которое, как ему кажется, он производит на других. После заполнения рабочего листа учитель просит учеников подумать, как можно связать 1 и 3 части рабочего листа.
Учитель: Что легче вам было найти - важные качества в позитивном общении других с вами или найти эти качества в себе? Назовите качества, способствующие позитивному общению с другими

Притча мудрого ослика

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: "Как же его оттуда вытащить?”

Тогда хозяин ослика рассудил так: "Осел мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого осла. А колодец, все равно- почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения”.

Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осел сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, ко всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу. Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, ко всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!

... Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Каждая проблема - это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток.
Запомните пять простых правил:
1. Освободите свое сердце от ненависти — простите всех, на кого вы были обижены
2. Освободите свое сердце от волнений —большинство из них бесполезны.
3. Ведите простую жизнь и цените то, что имеете.
4. Отдавайте больше.
5. Ожидайте меньше.

Анализ занятия

Психолог.Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
Что понравилось?
Какие испытывали трудности?
Кого трудней оценивать — себя или других?

Домашнее задание

Психолог. Выполните дома следующее задание. Сделайте рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг и в центре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных — синим.

ЗАНЯТИЕ 3.
Я ГЛАЗАМИ ДРУГИХ

Цели:Формировать способность к самоанализу. Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться. Развивать способность принимать друг друга.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Наши рекомендации