Упражнение «Когда нельзя ничего изменить»
Выберите одну из ситуаций:
§ Вы «застряли в пробке, а впереди – важная встреча (переговоры, совещание);
§ У Вас «завис» компьютер, а Вы готовите важный доклад (отчет) боссу;
§ Вы дали другу крупную сумму в долг, прошли все сроки, а он и не думает отдавать Вам деньги;
§ На Вас несправедливо накричал руководитель;
§ Вы купили туристическую путевку в одну из южных стран, завтра вылетать в тур, а сегодня у Вас еще не оформлена виза.
По любой из выбранных Вами ситуаций, напишите, какие негативные последствия для Вас, Вашей жизни и работы имеет эта ситуация:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А теперь напишите, какие позитивные последствия эта ситуация имеет для Вас:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Проблемная ситуация».
Вспомните свою проблемную ситуацию (трудный разговор, конфликт на работе или частной сфере). Разделите лист вертикальной чертой пополам. В левой части страницы запишите для себя все негативные последствия, возникшие для Вас в результате данной ситуации.
Затем, переходя в правую часть страницы, отметьте положительные последствия этой же ситуации. Желательно, чтобы количество позиций в левой части было примерно равным числу позиций в правой части.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Позитивное переформулирование
Принципы:
§ Позитивность формулировки
§ Определенность и четкость позитивной формулировки
§ Влияние Вашей индивидуальность на формулирование позитивной идеи
§ Ориентация на действие и результат
§ Принятие на себя ответственности
§ Лаконичность
Пример:
Негативная мысль «У меня ничего не получается»
Первый вариант переформулировки:
«Если долго мучиться, что-нибудь получится»
Почему это переформулирование неудачно:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Второй вариант переформулировки: «Первый блин – комом».
Почему это переформулирование неудачно:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Третий вариант переформулировки: «Я готов делать, если мне объяснят, как это надо реализовывать».
Почему это переформулирование неудачно:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Мой партнер по конфликту».
В левой части страницы отметьте недостатки человека, с которым у Вас возник конфликт. Переходя в правую часть страницы, переформулируйте каждое качество-недостаток таким образом, чтобы превратить его в достоинство.
Его недостатки Его достоинства
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Проанализируйте свою самооценку».
Запишите десять предложений, начинающихся с местоимения «Я». Например, «Я – умный», «Я – порядочный» и т.п. Пишите все, что приходит в голову, не только позитивное, но и негативное.
1._______________________________________________________2._______________________________________________________3._______________________________________________________4._______________________________________________________5._______________________________________________________6._______________________________________________________7._______________________________________________________8._______________________________________________________9._______________________________________________________10.______________________________________________________
После того, как Вы написали десять предложений, проведите анализ.
§ Сколько характеристик можно отнести к положительным, сколько – к отрицательным?
______________________________________________________________________________________________________________________
§ Какие качества Ваш лучший друг или лучшая подруга, хорошо знающие Вас, отнесли бы к качествам, наиболее присущим Вам, а какие – менее?
______________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Контраргументы».
Отметьте все моменты за последние две недели, когда Вы думали о себе плохо. Что или кто Вас заставил так думать о себе?
Возьмите лист бумаги и слева запишите слова или фразы, когда Вы думали о себе плохо.
Например, Вы запишите:
§ Меня никто не понимает.
§ У меня трудная жизнь и т.п.
По каждой негативной фразе сформулируйте контраргументы, т.е. то положительное, что им можно противопоставить. По отношению к тем фразам, которые мы написали выше, это могут быть такие позитивные утверждения:
§ Те, кому я доверял, смогли понять и оценить меня.
§ У меня жизнь такая же, как у большинства моих знакомых и в чем-то даже лучше, чем у них.
Итак, за последние две недели Вы думали о себе плохо:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примените технику позитивного переформулирования, сформулируйте контраргументы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Самооценка»
В левой части страницы опишите свои недостатки. В правой части каждое качество-недостаток следует переформулировать так, чтобы выделить его положительную основу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Мои достоинства».
Каждый человек может что-то делать хорошо и даже лучше всех. Подумайте о том, что Вы умеете делать лучше других? Это может быть все, что угодно: рассказывать анекдоты, водить машину, работать на компьютере, смеяться и т.п.
Что Вы умеете делать лучше других?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Мой идеал».
Представьте себе человека, которым Вы восхищаетесь. Это может быть Ваш руководитель или коллега, знакомый или родственник, известный деятель или актер (актриса).
Какими качествами обладает этот человек? Перечислите их.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подумайте, как бы вел себя этот человек, если бы он жил той жизнью, которой живете Вы, и в тех условиях, в которых живете Вы?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение «Записки о хорошем настроении».Ответьте на вопросы:
§ Сколько всего было хороших событий в Вашей жизни в течение месяца?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
§ Сколько приятных событий произошло по Вашей инициативе?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ Сколько приятных событий произошло по инициативе других людей?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
§ Что можно сделать, чтобы приятных событий в Вашей жизни было больше?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕСТ К ШЕСТОМУ МОДУЛЮ
1.Позитивное мышления для Вас означает:
а) всегда относиться к любому событию только с положительных сторон
б) в любом событии необходимо найти позитивный смысл
в) стремиться взвешивать все плюсы и минусы события
г) всегда улыбаться и радовать других людей
Правильный ответ б.
2. Если человек оценивает события своей жизни только негативно, то:
а) он программирует себя на дальнейшие негативные события
б) он начинает испытывать панические атаки
в) он привлекает негативные события в собственную жизнь
г) он реалистично смотрит на жизненные события и обстоятельства
Правильные ответы а, б, в.
3. Если человек оценивает события своей жизни только позитивно, то:
а) он программирует себя на успех и достижения
б) он привлекает других людей
в) он просто наивный человек
г) он неправильно относиться к жизни
Правильные ответы а, б.
4. Какие из философских и экзистенциальных подходов выступают вариантами позитивного подхода?
а) философия маленьких радостей
б) технология позитивного переформулирования
в) психология позитивной самооценки
г) философия достижений
Правильные ответы а, б, в, г.
5.Какими техниками можно заменить технологию позитивного подхода?
а) техникой развития оптимистичного подхода к жизни
б) техникой углубленного самоанализа
в) техниками абстрактных размышлений
г) техникой созерцания
Правильный ответ а.
СЕДЬМОЙ МОДУЛЬ
ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ
Миссия и смысл жизни важны для комфорта и экологии внутреннего мира человека.
Подумайте и постарайтесь ответить на вопросы:
Ради чего сегодня утром я встал (а) с постели?____________________________________________________________________________________________________________________
Ради чего и кого я живу?
____________________________________________________________________________________________________________________________
В чем заключается смысл моей жизни?
_____________________________________________________________
Упражнение «Чего у меня нет, и что у меня есть».
Составьте для себя два списка. Первый список - под названием «Чего у меня нет», в котором запишите все, чего у Вас нет, но что бы Вам хотелось иметь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте второй список под названием: «Что у меня есть». Не забудьте написать не только такие ощутимо-материальные вещи, как дом, одежда или еда, но и нематериальные ценности, такие, как здоровье, увлечения, друзья, работа и что-то еще, важно для Вас.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________