Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.

4.. СОСТАВЬТЕ РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК.

«Москва не сразу строилась». Научиться – означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
5. СОВЕТУЙТЕСЬ ЧАСТО И ИСКРЕННЕ.

Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться – это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность создать коллектив
6. СВЯЖИТЕ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТОЙ.

Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объёма дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.
7. СМЕЛО ВСТРЕЧАЙТЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ» ПРОБЛЕМЫ.

Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.
8. ПООЩРЯЙТЕ ОТКРЫТОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ.

С глубоко укоренившимися предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.
9. НЕ ВЫЗЫВАЙТЕ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД.

Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют вас.
10. ЕСЛИ НУЖНО, ПЕРЕСТРОЙТЕ СВОЮ РАБОТУ.

Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объём работы.
11. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕИЗВЕСТНОЕ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗВЕСТНОЕ. ПОМНИТЕ, ЧТО РАЗВИТИЕ В ОСНОВНОМ САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ.

Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете, мы сами отвечаем за своё развитие.
12. ПОМНИТЕ, ЧТО «ВЫ МОЖЕТЕ ЗАГНАТЬ ЛОШАДЬ В ВОДУ, НО НЕ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ЕЁ ПИТЬ».

Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
13. ПОМНИТЕ О ТЕХ, КТО ВНЕ ИГРЫ.

Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть участниками.
14. ПОМНИТЕ, ЧТО СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ.

Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.
15. ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛЬЗУЙТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ.

Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт. Делегирование (передача) полномочий обычно означает развитие.
16. ПРИНИМАЙТЕ ПОМОЩЬ ИЗВНЕ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО.

Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны свой взгляд на проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется беспристрастным.
17. УЧИТЕСЬ НА ОШИБКАХ.

Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь – это самое ценное, что вам могут дать коллеги.
18. ДЕЛАЙТЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ ГОВОРИТЕ.

Дела говорят сами за себя.

Запрещенные темы для разговоров, в присутствии детей:

- Выяснение отношений между педагогами.
- Обсуждение детей.
- Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
- Решение вопросов личного характера.

Общение с родителями:

1.Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.
2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.
3. В первые же секунды беседы выясните имя-отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще.
4. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…».
5. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в до лагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.
6. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей:
«Как вы думаете, может быть, лучше…»
«Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…»
«А как вы отнесетесь, если мы поступим так…»
Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.
7. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами.
8. Закончите разговор фразой, начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?…».

Этика вожатого

Этика вожатого - это профессиональная этика, выступающая как средство формирования личности самого вожатого и как педагогический фактор, обеспечивающий влияние на детей, формирование их морали, воздействие личным примером.

Педагогическая этика очень специфична, в ней большое количество особых вопросов, закономерностей, принципов, требующих специальной разработки, особой теории.

Другой частью педагогической этики, является её прикладная сторона, определение правил, заповедей, выработка особого кодекса чести вожатого, разного рода памяток, указывающих пути и формы поведения вожатого по отношению к детям, к коллегам по работе, к родителям.

Этой частью педагогическая этика примыкает и сливается с повседневной жизнью, решением возникающих ситуаций, проявлением личности вожатого у всех на виду. Здесь-то и обнаруживается умение, способность вожатого строить свои действия в духе педагогической этики.

Этика отношений к старшим по должности. Здесь всегда возникает вопрос у студентов: как быть, если начальник лагеря, старший вожатый окажутся малокультурными людьми. Общая установка здесь ясна: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям, — уважительное, вежливое; беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным, как унижение. В то же время каждому человеку присуще чувство собственного достоинства. Отношение подчиненного по службе не должно носить оттенки подобострастия вышестоящему должностному лицу, но также недопустимы и грубость, развязность. Без серьёзных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. Если же деловые и этические качества руководителя низки, единственно принципиальной является постановка вопроса о снижении его по должности. Речь может идти лишь о критике, а не унижении человеческого достоинства. При детях, учащихся любого возраста, даже самая идеальная форма критики воспитателя, вожатого, практиканта, директора, начальника лагеря считается полностью исключенной. Место критики — лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам. Исключения возможны только в чрезвычайных обстоятельствах.

Этика быта вожатых, воспитателей в лагере складывается из таких элементов, как костюм, личная гигиена, жилище, бытовой труд, питание, формы отдыха, личные симпатии и привязанности, бытовые взаимоотношения между воспитателями, вожатыми, администрацией лагеря, соблюдение общих норм культуры поведения. Скромность во всем, никаких грубых бытовых «сцен» и конфликтов старших дети не должны наблюдать. В отношении с посетителями, родителями детей—максимум такта, предупредительности, сердечности. В случаях беды, горя у одного из членов коллектива — единственно моральным является сочувствие, моральная и посильная практическая поддержка его в трудные минуты жизни.

Неуместно практиканту начинать с категорических запрещений, публичных замечаний и тем более обсуждений поступков ребят или хотя бы легкой иронии. Наедине, тактично, ласково объяснить, почему не следует так поступать, терпеливо напоминать, если поведение не сразу изменилось у таких мальчиков, девочек. Обязательно заметить их изменение, сдвиг в лучшую сторону и также наедине похвалить ребенка, порадоваться с ним этим успехам, обратить внимание, как легче, радостнее стало ему жить в коллективе.

Примерно такого же стиля работы следует придерживаться и с детьми, оказавшимися небрежными, неопрятными, грубыми или слишком скованными, застенчивыми в повседневном быту среди большого коллектива ребят.

Всегда следует воспитателю исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности детей, тактично помогать им в самовоспитании, а не подходить с меркой требования и взыскания, как к уже вполне сложившимся характерам.

Самая большая педагогическая ошибка — на грубость отвечать грубостью, на игнорирование личности воспитателя — игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, — в таких случаях единственно правильным оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведения.

Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющие у некоторых школьников, так сказать, «философскую основу» (сорвать, коллективное дело, подавить инициативу товарищей — и этими средствами утвердить свое «превосходство», поставить себя хотя бы в лице части ребят в исключительное командование положение и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные миры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к директору лагеря).

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику, независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.

Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Ели замечания высказываются грубо — не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры этого рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

Некоторые нормы педагогической этики

Внешний вид вожатого. Внешний облик вожатого, кроме простого, опрятного костюма, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер; доброжелательность, приветливое выражение лица, внимание ко всем и каждому ребенку отдельно. Угрюмое, раздраженное и тем более «отсутствующее» выражение лица вожатого недопустимы в общении с детьми, коллегами, старшими, родителями детей.

Отношение вожатого к воспитанникам. Вежливость, уважение, требовательность, строгость, разумная любовь, постоянная забота, внимание, чуткость, тенденция к защите более слабого. Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной симпатии. Позиция вожатого зависит от возраста воспитанников.

Обращения вожатого к воспитанникам должны быть во всех без исключения случаях доброжелательны. Это не исключает права на строгость, суровость, иногда специально подчеркнутую сдержанность учительского тона.

Голос, тон, дикция вожатого, их связь с педагогической этикой. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. И почти автоматической формой самозащиты воспитанников в этом случае является не восприятие его слов. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, - тотчас перестаёт быть воспитателем. Между вожатым и воспитанников поселяется чувство страха, последнего перед первым. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.

Голос, тон, даже дикция должны соответствовать этической норме отношений с воспитанниками, отражать нравственную культуру вожатого.

Отношение к лагерю, ее администрация, коллегам, обслуживающему персоналу. Вожатый строго соблюдает внутренний распорядок жизни лагеря, в которой работает, беспрекословно выполняет общие внутренние правила и обязанности, бережно хранить традиции лагеря, принимает активное участие в их развитии.

В необходимых случаях обращается сначала к старшему вожатому, а в случае неразрешенности вопроса — к директору.

Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников.

Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Следует всегда терпеливо выслушать родителей, их замечания и тактично высказать свои наблюдения, пожелания.

Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье.

Оформление отрядного уголка

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада).Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Уголок обязательно должен содержать: - название отряда - девиз отряда - отрядная песня - расписание кружков - распорядок дня (лагерный и отрядный) - списки детей (кстати, в первые дни можно разместить схемку типа кто где "живёт" в отряде, чтобы дети лучше друг друга запомнили) - списки именинников текущей смены - законы лагеря - грамоты и награды отряда (вешаются в течение смены) - поздравление с приездом - экран настроения

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, есть некоторые рекомендации, которые Вам помогут:

1. Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны обновляться (должны появляться новые детские рисунки, новые выпуски лагерной газеты и т.п.)

2. В уголке должна быть всесторонне описана жизнь отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

Игры на знакомство

"5 важных вещей"

Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.

"Математика"

Дети сидят в кругу. Вожатый дает задание: «Начнем считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трем, произносит вместо цифры свое имя». Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Проиграйте, и вы убедитесь, что это действительно так.

"Что одето на вожатом?"

Предложите ребятам в порядке очереди, назвать все предметы Вашей одежды. Кто назовет последний предмет, тот и победил. Можно разбиться на две команды. Эта игра не просто концентрирует внимание на Вас (Вы и так находитесь в центре внимания ребят), но позволяет очень быстро преодолеть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе общения с незнакомым человеком, поскольку сам процесс Вашего «раздевания» пускает ребят в Вашу интимную зону общения и, тем самым, способствует более быстрому установлению контакта.

"Павлин"

На листе ватмана нарисуйте павлина, но без хвоста. Для того чтобы нарисовать хвост, попросите каждого из детей приложить к бумаге ладошку и обвести ее. Ладонь — это одно из перьев хвоста. В результате вокруг павлина получается хвост из ладошек детей. Внутри своей ладони они могут что-нибудь нарисовать или написать. Повесьте павлина рядом с отрядным уголком как большой портрет отряда.

"Сбор рукопожатий"

Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.

"Назовись"

Все стоят в кругу, держа вытянутые руки перед собой. Начинающий игру бросает мяч через центр круга одному из участников и называет при этом свое имя. После броска он опускает руки. После того, как мяч обойдет всех, и все опустят руки, игра начинается по второму кругу. Каждый из участников бросает мяч тому человеку, которому он бросал в первый раз, и снова называет свое имя. Третий раунд этой игры несколько изменен. Опять же все стоят в кругу с вытянутыми руками, но теперь участник, бросавший мяч должен назвать свое имя, поймавший мяч проделывает то же самое и т.д. После проведения этой игры (на ее проведение затрачивается 10-15 минут) делается вполне реальным запомнить до 20 имен.

«Давай познакомимся»

Играющие образуют два круга. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к внешнему. Звучит музыка, играющие в кругах движутся в противоположные стороны. После прекращения музыки участники игры останавливаются друг перед другом, знакомятся, называя имя. Далее вновь звучит музыка, только уже теперь, двигаясь в разные стороны и пробегая мимо знакомого, машут ему рукой. Музыка перестает играть, появляются новые знакомые. Игра продолжается.

«Семейное фото»

Разделите детей на группы по 3-4 человека. Дайте каждой группе лист бумаги, карандаши и фломастеры. Предложите им создать групповой портрет, объединив в нем черты каждого из группы. В конце работы попросите каждую группу назвать свой портрет, создав его из первых букв имен участников. В завершении устройте выставку портретов.

«Визитка»

Вначале можно задать вопрос: «Что значит «визитка»?». Предложите ребятам придумать свои надписи. Затем каждый зачитывает в круге свою «Визитку». Это упражнение помогает ребятам лучше узнать друг друга, почувствовать общность взглядов. Вожатому важно запомнить всех участников, создать доброжелательную обстановку. Ведущий должен уметь слушать своих ребят, наблюдать за их поведением, эмоциями, реакцией, высказываниями. К концу занятия Вы можете увидеть для себя активных и пассивных, лидеров-инициаторов, проблемных, «тревожных» детей и т.д.

«Карточки»

Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какая-то информация о человеке. (Например: «Я люблю петь». «У меня есть собака». «Мне грустно». и т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется «выиграть» в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).

«Мне нравится, когда меня зовут ...»

В игре можно использовать небольших размеров мягкую игрушку или мяч. Ведущий передает игрушку любому участнику, который должен назвать свое имя и то, как он хотел бы, чтобы его называли.

«Знакомимся по кругу»

Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце.

«Рассказ - эстафета»

Участники рассказывают о своих именах, кто дал имя, в честь кого носит имя, значение имени, кого из известных людей с таким именем знают, смешные истории со своим именем и т.д.

«Краткая характеристика»

Произнести громко и четко: «Я -...» (три различных прилагательных, которые могли бы его охарактеризовать). Ведущий отмечает для себя у кого из ребят возможно заниженная самооценка, тогда может понадобиться индивидуальная работа с ребенком. Возможно следующее продолжение этого упражнения: участники образуют микрогруппы по 3-4 человека и дополняют образ друг друга.

Наши рекомендации