О- опрос; П- презентация; ПР- письменная работа
Расчетно-графическая работа
Не предусмотрена учебным планом.
Курсовая работа
Не предусмотрена учебным планом.
Курсовой проект
Не предусмотрен учебным планом.
13. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
В процессе освоения образовательной программы у обучающегося в ходе изучения дисциплины «Б.1.2.17 Нетрадиционные источники углеводородов» должны сформироваться компетенции ОПК-5, ОПК-6, ПК-12, ПК-23.
Под компетенцией ОПК-5 понимается способность составлять и оформлять проектную документацию по разработке нефтяных месторождений.
Для формирования компетенции ОПК-5 необходимы базовые знания, полученные при изучении учебных дисциплин Б1.1.5 Правовое государство: история и современность (4 семестр); Б1.2.13 Геология нефти и газа (4 семестр); Б.1.2.10 Литолого-фациальный анализ (3 семестр), Б.1.1.4 Экономика (3 семестр).
Под компетенцией ОПК-6 кроется способность решать стандартные задачи по регулированию разработки нефтяных месторождений с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
Для формирования компетенции ОПК-6 необходимы базовые знания, полученные при изучении учебных дисциплин Б1.1.7 Информатика (1 и 2 семестры); Б.1.1.4 Экономика (3 семестр), Б1.2.12 Инженерная геология (3 семестр.).
Компетенция ПК-12 подразумевает готовность к участию в испытаниях нового оборудования, опытных образцов, отработке новых технологических режимов при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья.
Для формирования компетенции ПК-12 необходимы базовые знания, полученные при изучении учебных дисциплин Б1.2.13 Геология нефти и газа (4 семестр); Б.1.2.10 Литолого-фациальный анализ (3 семестр), Б1.2.9 Инженерная геодезия (1 семестр), Б1.1.20 Безопасность жизнедеятельности.
Под компетенцией ПК-23 понимается способность к изучению и анализу отечественной и зарубежной научно-технической информации по направлению исследований в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов. Отметим, что данная компетенция особо необходима для представителей среднего и высшего звена нефтегазовой отрасли в современную эпоху бурного развития технологий.
Для формирования компетенции ПК-23 необходимы базовые знания, полученные при изучении учебных дисциплин Б1.2.3 Межкультурная профессиональная коммуникация на иностранном языке (4 и 5 семестры); Б1.1.10 Экология (3 семестр); Б1.2.13 Геология нефти и газа (4 семестр).
Для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины «Б.1.2.17 Нетрадиционные источники углеводородов», проводятся промежуточные аттестации в виде зачета и экзамена.
Вопросы для зачета
1. Понятие нетрадиционного источника углеводородов.
2. Принципы и системы классификаций нетрадиционных источников углеводородов.
3. Экономическая рентабельность нетрадиционных ресурсов углеводородов.
4. Переработка тяжелой нефти: проблемы переработки, особенности циклов.
5. Битуминозные пески на мировой карте.
6. Сланцевая нефть: обзор известных в настоящее время месторождений, современная эксплуатация.
7. Сланцевая нефть: методы добычи, стоимость барреля.
8. Основные месторождения тяжелой нефти в Российской Федерации.
9. Характеристика современного состояния разработки нефтяных месторождений Российской Федерации: успехи, проблемы, перспективы.
10. Месторождения шельфа и побережья Печорского и Карского морей
11. Месторождения севера Тимано-Печорской провинции
12. Объект и система разработки
13. Классификация и характеристика систем разработки
14. Ввод нефтяного месторождения в разработку.
15. Режимы пластов, технологии и показатели разработки
16. Типы моделей пластов.
17. Модель пласта с модифицированными относительными проницаемостями.
18. Проявление упругого режима. Изменение давления на контуре нефтяного месторождения при упругом режиме в законтурной области пласта.
19. Режимы растворенного газа и газонапорный.
20. Расчет показателей разработки слоистого пласта на основе модели поршневого вытеснения нефти водой.
21. Расчет показателей разработки однородного пласта на основе модели двухфазной фильтрации.
22. Разработка трещиновато-пористых пластов при вытеснении нефти водой.
23. Расчет пластового давления и дебитов скважин.
24. Проблемы разработки месторождений с применением заводнения.
25. Разработка месторождений при естественных режимах.
26. Разработка месторождений с воздействием на пласт.
27. Разработка глубокозалегающих месторождений с аномально высоким давлением.
28. Разработка месторождений с неньютоновской нефтью.
29. Основные результаты и проблемы разработки нефтегазовых месторождений и пластов с аномальными свойствами.
Вопросы для экзамена
1. Битуминозные пески на мировой карте.
2. Сланцевая нефть: обзор известных в настоящее время месторождений, современная эксплуатация.
3. Основные месторождения тяжелой нефти в Российской Федерации. Методы увеличения нефтеотдачи в залежах с трудноизвлекаемыми запасами на территории Российской Федерации
4. Характеристика современного состояния разработки нефтяных месторождений Российской Федерации: успехи, проблемы, перспективы.
5. Проявление упругого режима. Изменение давления на контуре нефтяного месторождения при упругом режиме в законтурной области пласта.
6. Решение задачи о притоке жидкости из бесконечного пласта к скважине конечного радиуса.
7. Режимы растворенного газа и газонапорный.
8. Расчет пластового давления и дебитов скважин.
9. Проблемы разработки месторождений с применением заводнения.
10. Разработка месторождений при естественных режимах.
11. Разработка глубокозалегающих месторождений с аномально высоким давлением.
12. Разработка месторождений с неньютоновской нефтью.
13. Основные результаты и проблемы разработки нефтегазовых месторождений и пластов с аномальными свойствами.
14. Вытеснение нефти из пластов растворителями и газом при высоком давлении.
15. Разработка месторождений с использованием закачки в пласт двуокиси углерода.
16. Вытеснение нефти из пластов водными растворами поверхностно-активных веществ.
17. Полимерное и мицеллярно-полимерное заводнение нефтяных пластов.
18. Проблемы применения физико-химических методов разработки нефтяных месторождений.
19. Температурная обстановка в пластах и её изменение в процессе эксплуатации месторождения.
20. Вытеснение нефти из пластов горячей водой и паром.
21. Разработка месторождений путем закачки теплоносителей в пласт методом тепловых оторочек.
22. Методика приближенного расчета процесса извлечения нефти из пласта с использованием влажного горения.
23. Технология и механизм извлечения нефти из недр с использованием внутрипластового давления.
24. Сухое и влажное внутрипластовое горение.
25. Результаты и проблемы разработки месторождений тепловыми методами.
26. Критерии подбора объектов воздействия для повышения нефтеотдачи.
27. Измерение, регистрация и анализ показателей разработки месторождения. Компьютерное воспроизведение (history matching) и постоянно действующие модели разработки нефтяных месторождений. Использование математических методов при расчетах разработки.
28. Правовые условия для начала разработки месторождений. Проектные документы по разработке нефтяных месторождений. Структура денежных потоков при разработке нефтяного месторождения.
Задания для подготовки к коллоквиуму
1. Нефтяные пески Канады
2. Сланцевая нефть в современном мире. Добыча в США.
3. Сланцевая нефть в современном мире. Разведка и добыча в различных странах мира.
4. Сланцевая нефть в современном мире. Методы добычи.
5. Сланцевая нефть в современном мире. Проблемы добычи.
6. Сланцевая нефть в современном мире. Высокая цена – чем обусловлена?
7. Тяжелая нефть России: основные месторождения.
8. Тяжелая нефть России: проблемы и перспективы использования.
9. Тяжелая нефть России: Природные битумы Татарстана.
10. Основные месторождения сверхвязких нефтей в Российской Федерации.
11. Программа развития ТЭК Республики Татарстан на период до 2020 года
12. Месторождения шельфа и побережья Печорского и Карского морей
13. Месторождения севера Тимано-Печорской провинции
14. Основные проблемы и пути решения на пути добычи месторождений шельфа и побережья арктического региона России
15. Ярегское нефтитатоновое месторождение
16. Вань-еганское месторождение
17. Переработка тяжелой нефти: проблемы переработки, особенности циклов.
18. Основные продукты переработки. Отличия от циклов переработки «обычной» и лёгкой нефти.
19. Основные проблемы разработки нефтегазовых месторождений и пластов с аномальными свойствами.
Физико-химические методы разработки нефтяных месторождений
20. Вытеснение нефти из пластов растворителями и газом при высоком давлении.
21. Разработка месторождений с использованием закачки в пласт двуокиси углерода.
22. Вытеснение нефти из пластов водными растворами поверхностно-активных веществ.
23. Полимерное и мицеллярно-полимерное заводнение нефтяных пластов.
24. Проблемы применения физико-химических методов разработки нефтяных месторождений
Тепловые методы разработки нефтяных месторождений
25. Температурная обстановка в пластах и её изменение в процессе разработки месторождений
26. Вытеснение нефти из пластов горячей водой и паром
27. Разработка месторождений путём закачки теплоносителей в пласт методом тепловых оторочек
28. Технология и механизм извлечения нефти из недр с использованием внутрипластового горения
29. Сухое и влажное внутрипластовое горение
30. Методики приближенных расчетов процесса извлечения нефти из пласта с использованием влажного горения
31. Результаты и проблемы разработки месторождений тепловыми методами
Тестовые задания по дисциплине
«Б.1.2.18 Геофизические исследования скважин
В нефтегазовом деле»
1. Что входит в понятие коэффициента пористости?
a. Естественное локальное единичное скопление нефти в одном или нескольких сообщающихся между собой пластах-коллекторах
b. Отношение объема всех пор в образце породы к видимому объему образца
c. Отношение объема замкнутых пор в образце породы к видимому объему образца
2. Что входит в понятие проницаемости?
- Способность породы накапливать в себе жидкости и газы
- Способность породы фильтровать через себя жидкости и газы
- Естественное локальное единичное скопление нефти в одном или нескольких сообщающихся между собой пластах-коллекторах
3. Что входит в понятие «месторождение»?
- Естественное локальное единичное скопление нефти в одном или нескольких сообщающихся между собой пластах-коллекторах
- Горные породы, способные вмещать в себе и отдавать при разработке нефть
- Это совокупность залежей углеводородов, приуроченных к одному и тому же участку поверхности Земли и подчиненных в процессе своего образования единой тектонической структуре
4. Что входит в понятие «залежь»?
- Скопление углеводородов в земной коре, приуроченные к одной или нескольким локализованным геологическим структурам
- Совокупность горных пород, способных вмещать в себе и отдавать при разработке нефть
- Естественное локальное единичное скопление нефти в одном или нескольких сообщающихся между собой пластах-коллекторах
5. Какие основные условия характеризуют объект разработки?
- Наличие сообщающихся коллекторов
- Наличие разведанных запасов нефти
- Содержание промышленных запасов нефти и наличие системы скважин
- Наличие определенной системы скважин, объединенных в один куст
- Скопление углеводородов в земной коре, приуроченное к одной или нескольким геологическим структурам
6. Что включает в себя понятие технологии разработки нефтяных месторождений?
- Совокупность способов, применяемых для извлечения нефти из недр
- Применение новых методов воздействия на пласт для повышения нефтеизвлечения.
- Установление нормы отбора нефти по добывающим скважинам.
- Комплексное объединение различных методов для выделения заводненных пластов.
- Целенаправленное поддержание и изменение условий разработки продуктивных пластов, не связанное с изменением системы разработки.
- Комплекс мероприятий по уточнению проектных показателей разработки месторождения.
7. Какое основное условие обеспечивает упругий режим работы залежи?
- Напряженное деформированное состояние пород пласта
- Превышение пластового давления над давлением насыщения
- Литологическая и тектоническая замкнутость залежи
8. Какое основное условие обеспечивает упруговодонапорный режим работы залежи? (множественный выбор)
- Упругое расширение нефти, связанной воды и воды в водоносной части
- Упругое расширение пород пласта в нефтяной залежи и в водоносной области
- Энергия напора краевых вод в водоносной области
- Потенциальная энергия напора нефти
- Крутозалегающие нефтеносные пласты
9. Когда проявляется жесткий водонапорный режим работы залежи?
- С момента начала распространения депрессионной воронки за пределы водонефтяного контакта
- Когда вода внедряется в нефтяную зону и вытесняет нефть к забоям добывающих скважин
- Когда наступает равновесие (баланс) между отбором из залежи жидкости и поступлением в пласт краевых или подошвенных вод
10. Какое основное условие обеспечивает работу залежи в режиме растворенного газа?
- Наличие газовой шапки в залежи
- Снижение пластового давления ниже давления насыщения
- Превышение пластового давления над забойным
11. Чем обеспечивается газонапорный режим работы залежи?
- Наличием газовой шапки
- Проявлением энергии расширения сжатого свободного газа
- Превышением давления в газовой шапке над давлением насыщения
12. Что характеризует упругий газонапорный режим работы залежи?
- Расширение объема свободного газа газовой шапки
- Постоянство давления в газовой шапке
- Наличие газовой шапки
- Превышение пластового давления над давлением насыщения
13. Основными источниками пластовой энергии являются
- Напор подземных вод, давление газа в газовой шапке, силa тяжести, упругость пласта и насыщающих его флюидов
- Температура пласта, вязкость нефти, пористость коллектора
- Давление в залежи, температурный режим, газовый фактор\"
- Забойное давление, напор вод в законтурной области, водонефтяной фактор
14. Способы эксплуатации нефтяных скважин
- Шахтный
- Компрессорный
- Фонтанный, газлифтный, насосный
- Желонки и газлифт
15. Пьезометрические скважины используют для
- Нагнетания воды в пласт
- Измерения дебитов
- Систематического измерения пластового давления
- Измерения температуры
16. Коэффициент нефтеотдачи это
- Количество нефти, добытое в завершающем периоде
- Отношение количества извлеченной нефти к ее первоначальным запасам
- Количество добытой жидкости за весь период разработки
- Количество нефти, добытое во вторую стадию разработки
17. Какой природный режим характерен для месторождений с повышенной вязкостью нефти?
- Упруговодонапорный
- Гравитационный
- Газовой шапки
- Водонапорный
18. Газовый фактор это ....
- Отношение добытого газа к начальным извлекаемым запасам
- Количество газа, добытое за весь период разработки
- Отношение объема добываемого газа, приведенного к стандартным условиям, к добыче в единицу времени дегазированной нефти
19. От чего зависит добыча нефти в условиях гравитационного режима?
- От угла наклона пласта
- От коллекторских свойств
- От глубины залегания продуктивного пласта
- От вязкости нефти
20. Какие свойства нефти являются наиболее важными для разработки?
- Вязкость, плотность, газосодержание
- Цвет, содержание асфальтенов
- Смачиваемость
- Флюоресценция, цвет
21. Что входит в понятие: "Разработка нефтяных месторождений"
- Ускоренная добыча нефти современными методами
- Научно-обоснованный процесс извлечения из недр углеводородов и сопутствующих им компонентов
- Процесс по изучению залежи углеводородов и подсчет их количества
- Измерение месторождения в километрах
22. Сколько стадий выделяют при разработке нефтяного месторождения?
- 2
- 3
- 4
- 5
23. Укажите методы поддержания пластового давления
- нагнетание в пласт воды, газа, пара, нефти
- нагнетание в пласт воды, хим.реагентов, газа, пара
- нагнетание в пласт воды, газа, пара, растворителей
- нагнетание в пласт воды, газа, пара
24. Какая максимальная концентрация углеводородов (мг/м3) допустима в воздухе рабочей зоны?
- 500 мг/м3
- 400 мг/м3
- 300 мг/м3
- 200 мг/м3
25. Укажите радиус опасной зоны при проведении пропарочных работ
- 25 метров
- 40 метров
- 50 метров
- 100 метров
26. На каком расстоянии должен располагаться агрегат депарафинизации (АДП)?
- от нефтегазопроводов, устья скважин – не менее 15 метров, от другого оборудования 10 – метров, от действующих резервуаров 30 метров
- от нефтегазопроводов, устья скважин – не менее 10 метров, от другого оборудования 15 – метров, от действующих резервуаров 25 метров
- от нефтегазопроводов, устья скважин – не менее 25 метров, от другого оборудования 15 – метров, от действующих резервуаров 50метров
- от нефтегазопроводов, устья скважин – не менее 25 метров, от другого оборудования 10 – метров, от действующих резервуаров 40 метров
27. Что обозначает цифра 400 в маркировке АГЗУ типа «Спутник» АМ-40-10-400?
- минимальный остаточный уровень жидкости (мм) в сепараторе
- максимальный дебит замеряемой скважины (м3/сут)
- максимальная пропускная способность АГЗУ (м3/сут)
28. Определите приток из скважины по восстановлению уровня в остановленной скважине, если: диаметр эксплуатационной колонны – 139мм, диаметр НКТ – 73мм, Ндин – 2050м, Нст – 1510м, время 1 час 30мин, объём в 1 метре колцевого пространства – 0,009м3.
- 110,8 м3/сут
- 95 м3/сут
- 103,3 м3/сут
- 77,76 м3/сут
29. Что называется рабочим давлением?
- наибольшее избыточное давление при t вещества или окружающей среды 20градС
- безопасное избыточное давление, при котором обеспечивается заданный режим эксплуатации арматуры и деталей трубопровода
- избыточное давление, при котором должно проводиться гидравлическое испытание арматуры, трубопроводов на прочность и плотность водой при t от +500 до +400С
Процедура оценивания знаний, умений, навыков по дисциплине «Б.1.2.18 Нетрадиционные источники углеводородов» включает учет успешности выполнения практических работ, самостоятельной работы, тестовых заданий, коллоквиума и сдачи зачета и экзамена.
Практические работы считаются успешно выполненными в случае предоставления в конце занятия отчета (протокола), включающего тему, ход работы, соответствующие рисунки и подписи (при наличии), и защите практического или лабораторного занятия – ответе на вопросы по теме работы. Шкала оценивания – «зачтено/не зачтено». «Зачтено» за практическую или лабораторную работу ставится в случае, если она полностью правильно выполнена, при этом обучающимся показано свободное владение материалом по дисциплине. «Не зачтено» ставится в случае, если работа решена неправильно, тогда она возвращается студенту на доработку и затем вновь сдаётся на проверку преподавателю.
Самостоятельная работа считается успешно выполненной в случае предоставления реферата по каждой теме. Задание для реферата соответствует пункту 9 рабочей программы. Оценивание рефератов проводится по 5-балльной шкале.
Отметка «отлично» ставится при условии, если:
- студент в ходе выступления демонстрирует владение научным стилем речи и изложения и правильное использование специальной профессиональной терминологии;
- студент четко и безошибочно отвечает на вопросы по пунктам практики, касающиеся выбора и обоснования методов для проведения исследований, принципов, на которых основаны производственные циклы предприятия, практической значимости полученных результатов; состояния изученности вопроса и основных направлений исследований по своей теме;
- презентация снабжена правильно оформленными графиками, диаграммами, построенными при помощи современных методов компьютерной обработки данных, а также таблицами и рисунками, иллюстрирующими основные результаты исследований.
Отметка «хорошо» ставится при условии, если:
- студент в ходе доклада демонстрирует достаточное владение научным стилем речи и изложения;
- студент с незначительными ошибками отвечает на вопросы по пунктам практики, касающиеся выбора и обоснования методов для проведения исследований, практической значимости полученных результатов; состояния изученности вопроса и основных направлений исследований по своей теме;
- подготовленная презентация не вполне соответствует логике доклада, иллюстрации не показательны и / или не вполне отражают результаты исследований и требуют пояснений.
Отметка «удовлетворительно» ставится при условии, если:
- студент в ходе доклада демонстрирует недостаточное владение научным стилем речи и логикой изложения, неуверенно использует специальные профессиональные термины и понятия;
- студент с затруднениями и / или ошибками отвечает на вопросы по пунктам практики;
- презентация к докладу не иллюстрирует основные результаты научного исследования.
Отметка «неудовлетворительно» ставится при условии, если:
- студент не подготовил доклад и презентацию к выступлению или в ходе доклада не может ответить на вопросы по пунктам практики, демонстрирует несформированность компетенций и /или их частей.
Коллоквиумпроводится в форме дискуссионного круглого стола, на котором каждый студент выступает с коротким докладом по подготовленному согласно списку тем реферату. В конце каждого доклада преподаватель предлагает несколько вопросов по данной теме для общей дискуссии. Оценивание проводится по принципу «зачтено» / «не зачтено».
«Зачтено» ставится при:
- демонстрации достаточного владения научным стилем речи и изложения;
- наличии подготовленной презентации, которая соответствует логике доклада, иллюстрации показательны, отражают результаты исследований, оформление уместно.
- умении оперировать специальными терминами;
- использовании в ответе дополнительного материала;
- полноценном участии хотя бы в 50% дискуссионной работы группы;
Но обучающийся может продемонстрировать:
- негрубые ошибки или неточности;
- затруднения в использовании практического материала;
- не вполне законченные выводы или обобщения.
«Не зачтено» ставится при:
- схематичном неполном ответе,
- неумении оперировать специальными терминами или их незнании.
К зачету по дисциплине обучающиеся допускаются в конце 5го семестра обучения при:
- предоставлении всех отчетов по всем практическим занятиям и защите всех практических занятий;
- успешном написании тестовых заданий.
Зачет сдается устно, по билетам, в которых представлено 2 вопроса из перечня «Вопросы для зачета». Оценивание проводится по принципу «зачтено» / «не зачтено».
«Зачтено» ставится при:
- правильном, полном и логично построенном ответе;
- умении оперировать специальными терминами;
- использовании в ответе дополнительного материала;
- иллюстрировании теоретического положения практическим материалом;
- грамотной работе с картографическими источниками.
Но в ответе могут иметься:
- негрубые ошибки или неточности;
- затруднения в использовании практического материала;
- не вполне законченные выводы или обобщения.
«Не зачтено» ставится при:
- схематичном неполном ответе,
- неумении оперировать специальными терминами или их незнании.
К экзамену по дисциплине обучающиеся допускаются в конце 6го семестра обучения при:
- предоставлении всех отчетов по всем практическим работам и защите всех занятий;
- успешном прохождении коллоквиума;
- сдачи рефератов с учетом того, что они оценены преподавателем положительно;
- успешном написании тестовых заданий.
Экзамен сдается устно, по билетам, в которых представлено 2 вопроса из перечня «Экзаменационные вопросы». Оценивание проводится по 5-балльной шкале.
Оценка «5» (отлично) ставится при:
- правильном, полном и логично построенном ответе,
- умении оперировать специальными терминами,
- использовании в ответе дополнительного материала,
- иллюстрировании теоретических положений практического материала.
Оценка «4» (хорошо) на экзамене ставится при:
- правильном, полном и логично построенном ответе
- умении оперировать специальными терминами
- использовании в ответе дополнительного материала
- иллюстрировании теоретических положений практического материала
Но в ответе:
- имеются негрубые ошибки или неточности;
- возможны затруднения в использовании практического материала;
- делаются не вполне законченные выводы или обобщения.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится при:
- схематичном неполном ответе;
- неумении оперировать специальными терминами или их незнание;
- ответе с одной грубой ошибкой;
- неумении приводить примеры практического использования научных знаний.
Оценка «2» (не удовлетворительно) ставится при:
- ответе на все вопросы билета с грубыми ошибками;
- неумении оперировать специальной терминологией;
- неумении приводить примеры практического использования научных знаний.
Образовательные технологии
При реализации компетентностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «21.03.01 Нефтегазовое дело» удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. Удельный вес таких занятий составляет более 20% (в составе аудиторных занятий). На лекционных, практических занятиях, коллоквиумах предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных программ, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций и др.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Тема занятия | Вид занятия | Интерактивная форма |
Основные понятия и классификация нетрадиционных источников. | лекция | дискуссия |
Нетрадиционные источники на мировой карте. Нетрадиционные источники Российской федерации. | лекция | круглый стол |
Нетрадиционные источники на мировой карте. Нетрадиционные источники Российской федерации. | Практическое занятие | Мозговая атака |
Нетрадиционные источники на мировой карте. Нетрадиционные источники Российской федерации. | Практическое занятие | Дискуссия |
Современные проблемы разработки нефтяных месторождений Российской Федерации и пути их решения. | Практическое занятие | деловая игра |
Современные проблемы разработки нефтяных месторождений Российской Федерации и пути их решения. | Лекция | Дискуссия с привлечением дополнительных данных, приобретенных студентами в ходе самостоятельной работы |
Моделирование разработки нефтяных месторождений | Практическое занятие | Дискуссия |
Регулирование разработки нефтяных месторождений | Практическое занятие | Мозговая атака |
Регулирование разработки нефтяных месторождений | Практическое занятие | деловая игра |
15. Перечень учебно-методического обеспечения для обучающихся по дисциплине
Обязательные издания
1. Липаев А.А. Разработка месторождений тяжелых нефтей и природных битумов [Электронный ресурс]/ Липаев А.А. Электрон. текстовые данные. – Москва, Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, Ижевский институт компьютерных исследований, 2013. 484 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28912. ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Шадрина А.В. Основы нефтегазового дела [Электронный ресурс]/ Шадрина А.В., Крец В.Г. Электрон. текстовые данные. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. 213 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39555. ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Згонникова В.В. Введение в специальность нефтяника [Электронный ресурс]/ Згонникова В.В. Электрон. текстовые данные. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. 113 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39550. ЭБС «IPRbooks», по паролю
Дополнительные издания
4. Макаркин Ю.Н. Эффективное использование фонда эксплуатационных скважин и увеличение нефтеотдачи [Электронный ресурс]/ Макаркин Ю.Н. Электрон. текстовые данные. – М.: Геоинформмарк, Геоинформ, 2006. 65 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16887. ЭБС «IPRbooks», по паролю
5. Арбузов В.Н. Сборник задач по технологии добычи нефти и газа в осложненных условиях [Электронный ресурс]: практикум/ Арбузов В.Н., Курганова Е.В. Электрон. текстовые данные. – Томск: Томский политехнический университет, 2015. 68 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34711. ЭБС «IPRbooks», по паролю
6. Бабак С.В. Эффективность технологий интенсификации добычи нефти и повышения нефтеотдачи пластов [Электронный ресурс]/ Бабак С.В. Электрон. текстовые данные. – М.: Геоинформмарк, Геоинформ, 2008. 108 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16888. ЭБС «IPRbooks», по паролю
7. Дьячкова Е.А. Экономическое регулирование нефтегазовой отрасли в постсоветской России [Электронный ресурс]/ Дьячкова Е.А. Электрон. текстовые данные. – М.: Геоинформмарк, Геоинформ, 2011. 240 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16885. ЭБС «IPRbooks», по паролю
8. Стоимостная оценка нефтегазовых месторождений и участков недр [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ А.А. Герт [и др.].— Электрон. текстовые данные. – М.: Геоинформмарк, Геоинформ, 2010. 195 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16871. ЭБС «IPRbooks», по паролю
Периодические издания
9. Труды российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=25872
10. Нефтепромысловое дело. Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1112810
Источники ИОС
11. https://portal3.sstu.ru/Facult/FES/GIG/21.03.01/B.3.2.11-5/default.aspx –
5 семестр
12. https://portal3.sstu.ru/Facult/FES/GIG/21.03.01/B.3.2.11-6/default.aspx –
6 семестр