О, где ты, стиль эпистолярный?..
Письмо из центра до Штирлица не дошло.
Штирлиц прочитал ещё раз. Всё равно не дошло.
Дорогие дачники, новички, чайники и чайницы! Главное: подавляющее большинство знатоков – добрые, общительные и отзывчивые люди. Им приятно видеть, что ряды единомышленников пополняются. Поэтому они с удовольствием помогают всем желающим советом, черенками и саженцами. Однако ситуация у всех разная. Виноградник, особенно испытательная коллекция, требует огромного труда. Без преувеличения, с весны до осени виноградарь занят почти целыми днями! А ведь есть ещё семья, дом, часто – работа. И ещё - изучение литературы, регулярная переписка с коллегами. Прибавим сюда весьма солидный возраст доброй половины опытных мастеров. Ясно, что при всём своём желании знатоки не в состоянии отвечать на пространные вопросы или читать длинные, не относящиеся к делу письма. Посему настоятельно рекомендую принять к сведению нижеупомянутые вводные.
1. Даже и не думайте разочаровываться, если не получили ответа. По той простой причине, что человек не обязан отвечать на любое письмо. А очень занятый человек часто и не в состоянии. Представьте, что вы получаете по нескольку писем в день. Это - два-три часа вдумчивой писанины. Некоторые известные знатоки получают каждый день десятки писем! Кроме того, многие люди по разным причинам не любят писать письма. Наконец, ваше письмо может показаться слишком отвлечённым, туманным или бестактным.
Большинство мастеров стараются отвечать всем. Но это – их добрая воля. А ваша проблема – написать такое письмо, на которое хотелось бы ответить: конкретное, дельное, и вопросы по существу. Если же у мастера есть телефон, а вопросы конкретные – например, есть ли такие-то саженцы и какова цена – лучше позвонить ему, чем напрягать перепиской.
*** 193. «Хорошее общение»
2. Чтобы получить наиболее подробную консультацию, уместнее писать мастерам зимой: и у них есть время ответить, и вам лучше получить ответы до весны. Другое дело – вы хотите сообщить интересные данные, сделать предложение. Тут пишите безотлагательно - таким письмам всегда рад!
3. Пожалуйста, не старайтесь в письме быть кем-то другим. Будьте собой! Прямота и искренность вызывают уважение. Целеустремлённость, оптимизм, готовность учиться и действовать, желание делиться опытом – вот то, что радует и рождает желание ответить! Наоборот: жалобы на проклятую жизнь – от цен на саженцы до здоровья; разочарования, претензии, категоричные несогласия и прочие экскременты угрюмого настроения не стоит демонстрировать никому из тех, кто вам не враг. Заискивание и подобострастие коробят и вызывают неприязнь. Свою беспомощность и неспособность грех навешивать даже на врагов – не говоря уже о друзьях! «Не надеяться на себя» - значит, не хотеть. А кто может помочь тому, кто не хочет?..
4. Крик души: пожалуйста, пишите разборчиво!!! А если свои каракули и сами разбираете с трудом, постарайтесь напечатать послание. Вы не представляете, какое облегчение – достать из конверта печатный текст! Честно признаюсь: если не могу разобрать почерк, то громко и неприлично выражаюсь, а длинные и абстрактные письма читаю «по диагонали». А если интересное, дельное письмо читаться не хочет – прошу помощи у жены, и материться приходится только про себя, что сильно снижает эффект нервной разрядки.
5. Ваше письмо без вложенного конверта (почтовой карточки) с обратным адресом реально означает: «Не надо мне ничего отвечать!» И это – двойной прокол.
Во-первых: напрячь человека своими вопросами, предложить общение - да ещё содрать с него за конверт!? Несколько таких писем в день – это 500-600 рублей в месяц. Представьте только: наши мастера платят за то, что помогают нам советом. Братцы! Предлагаю восстановить справедливость. Получил дельный ответ – пошли три чистых конверта, а для краткого ответа - три почтовых карточки, в знак благодарности. Человек хоть на переписку тратиться не будет!
Во вторых, и главное: надо обладать особой нелюдимостью, чтобы без особой причины игнорировать ваши письма. Не ответить – значит, выразить презрение. Это неприемлемо, трудно. Я, например, отвечаю практически на все письма – есть конверт, или нет. И порой читаю: «Я и не рассчитывал, что вы мне ответите…» Знаете, у такой «скромности» есть изнанка. «Не рассчитывая» на ответ, вы как бы подозреваете человека в том, что он способен отнестись к вам наплевательски. Зачем же тогда писали?..
Ясно, что украинские, как и прочие «иностранные» конверты российская почта не принимает, и все отвечают ей такой же взаимностью. А внутри страны будьте уверены: конверты – настоящий подарок для тех, кто ведёт активную переписку!
6. Старайтесь задавать вопросы, на которые можно дать конкретные ответы. И есть смысл отвечать. Это – тема отдельного трактата. Привожу тезисы с цитатами. За нудность прошу простить.
- Выжимка из письма на пяти страницах: «…Я институтов по растеноводству не кончал, образование среднее, и в вашей книге ничего не понял. Там ничего не объяснено. Не нужно мне нравоучений, я по гороскопу бык! Лучше напишите конкретно, как мне заложить огород, сколько где каких грядок делать и что сажать! Я знаю – навоз, а что такое органика – не понятно! Что делать: накрывать огород картоном, класть навоз, рыть траншеи или сеять треугольником?! И где брать солому? У меня огород длиной 34 метра, так что же, все 34 метра копать?! И куда складывать землю: в проход или направо?.. Я изучил журнал «ПХ» за три года. Вот выписал оттуда все культуры. (Приведён список из 80 культур.) Конкретно: что мне можно сеять, а что нельзя? Что нельзя – вычеркните. Хочу иметь всё своё. Я человек деловой, всё рассчитал – на семена и инструменты надо 3000 рублей. Посоветуйте, где найти спонсора, а то никто не даёт в долг! Мне уже 55 лет, а пенсия у жены маленькая. С уважением».
Переводим с междустрочного: «Я думать и делать ничего не желаю, а вы тут дипломами не махайте – засадите мне огород, дайте денег, и не дай Бог что-то не вырастет!» Человек задал десятки вопросов, но ответы ему не нужны – он старательно «не понял» их в книге, не поймёт и в письме. Он просто сообщил мне, что он хороший, а кругом все гады. Я не поверил – и потому не ответил.
*** 194. «Неотвечаемый вопрос»
- «Вы напишите, какая лично у вас ширина, высота, длина шпалеры. А именно?..»
Более мягкая форма безответственности. Весьма вероятный перевод: «Я сделаю, как вы – и отвечать будете вы же». Ну, я напишу. Человек скопирует – и ошибётся: у него ведь и цели, и условия иные! Ни один мастер не в силах помочь тому, кто отказывается пробовать, думать и наблюдать сам!
- «Уже давно знаком с вами. По книге Курдюмова. А теперь прочёл ваше объявление, и вообще потерял покой. Точнее, обрёл веру! Что приобрету у вас саженцы, и познакомлюсь с вами!»
Знаете, такое простодушие изрядно смущает. Так же, как и подпись типа «Ваш навеки…». Мастер или знаток чётко знает: опыт и знания – одно, а он сам, как человек – другое. Его интересует виноград – а вы восхищаетесь человеком. Нельзя путать человека и его результат! Когда ценят твой труд – это приятно. Но стать для кого-то предметом «веры», «потери покоя» или «преданности» - спаси и сохрани, не дай и не приведи Господь! Я, например, на любую попытку сделать меня кумиром отвечаю весьма откровенной отповедью. А мастера могут просто не ответить.
- Объявление в газете: «Предлагаю привитые саженцы винограда. Реализация – в октябре. Адрес, телефон такой-то». Письмо читательницы: «А вы саженцы продаёте правда привитые? Нет ли в объявлении ошибки?.. И когда приезжать?..» Ну, что тут скажешь? Ответив, вы рискуете получить новое письмо: «Нет, ну правда саженцы привитые? Нет ли ошибки в вашем ответе?..»
- «Не расскажете ли кратенько в письме, как выращивать виноград?.. Книги читать некогда…»
- «Вот что интересует наших телезрителей. Как вырастить саженцы винограда? И главное - как получить хороший урожай? Особое внимание уделите, пожалуйста, защите от болезней и вредителей. У нас целых 20 минут в эфире – надеюсь, этого достаточно!»
Кто вы по профессии, читатель? Предположим, бухгалтер. И я вам пишу: «Расскажите буквально на паре страничек – чтобы не напрягать себя! - как правильно вести бухгалтерию?..» Попытайтесь мне ответить. А потом сделайте умную физиономию и спросите знакомого моториста: «Ну объясни конкретно, в двух словах, как надо ремонтировать автомобили?»
Как мы не любим напрягаться! «Ну, вы же двадцать лет это изучали. А теперь положите-ка это мне в рот, что вам стоит?.. Только прожевать не забудьте!» Но дело даже не в любви к халяве. А в том, что ответов на такие вопросы не существует.
Это - вопросы ни о чём. Пустота их столь обескураживающа, что далеко не сразу осознаётся. Посему задают их довольно часто. Большая половина журнальных статей и телепередач притворяются ответами на подобные вопросы. Журналист делает вид, что задал вопрос, знаток остроумно притворяется, что на него можно ответить, а мы читаем гору прессы и удивляемся: ну почему же наши дачи так мало похожи на те, что в журналах?!
На самом деле, ваш вопрос всегда отражает ваше реальное понимание. Истинная правда: в нормальном вопросе – 90% ответа. «Расскажите, как вырастить виноград?» Тут ясно: человек знает о винограде только то, что его в принципе можно вырастить. Значит, более определённый ответ для него – пустой звук. Но главное: какой именно виноград он имеет в виду? Где, на какой почве, в каких условиях? С какой целью? Что именно он хочет узнать: способы посадки, формировки, ухода, питания, защиты, опыления, или ещё что-то?.. Видите – в вопросе «как выращивать?» нет и намёка на вопрос. Посему, и ответ есть только один, столь же всеобъемлющий: «Молча!».
«Как защитить виноград от милдью?» Ура - человек уже знает про милдью! Но опять же: что конкретно он собрался защищать? О каком сорте речь? Насколько силён куст? Как он сформирован? Как удобряли? Какая погода? Всё определяет ситуация. Для арочного куста Подарка Запорожью в Ростове хватит одного опрыскивания системным фунгицидом. А шпалерный Ризамат в Сочи проще сразу заменить на устойчивые сорта!