Мозговая атака по-американски
Алекс Осборн, творческий рекламный работник в городе Буффало, штат Нью-Йорк, в 1941 году определил мозговую атаку как систематическое усилие и организованную практику в целях генерации идей в группе. Идея Осборн состояла в том, чтобы создать непринужденную обстановку, которая будет стимулировать генерацию творческих идей и мыслей. Обычный метод состоит в том, чтобы предложить небольшой группе обсуждать определенную проблему. Участники по одному высказывают идеи. Один участник группы записывает идеи и предложения на плакате или классной доске. Все воздерживаются от оценок. После мозговой атаки различные идеи и предложения рассматриваются и оцениваются, и группа принимает окончательное решение.
Традиционные техники
Есть много проблем с традиционной мозговой атакой. Сессии могут быть урезанными ввиду однородности группы и воспринимаемых угроз со стороны менеджеров и начальников. Иногда сессии терпят неудачу, потому что людям трудно избежать оценок предлагаемых идей. Кроме того, на ход сессий влияют индивидуальные различия: некоторые люди испытывают естественное желание говорить, в то время как другие склонны молчать.
Эта часть содержит некоторые из наиболее популярных традиционных методов, предназначенных для решения проблем при Мозговой атаке по-американски. Паттерн различных способов Мозговой атаки больше похож на лес из различных взаимозависимых растений или город с различными связанными между со-
; 12 Чак. И145
354 □ Часть 4. Дух товарищества
бой зданиями, чем на одно огромное здание или один основной принцип.
Естественная креативность
Прочитайте следующий абзац.
Солгансо иссдеволанию, пворенендому в Кмеджибрском увенси-решите, не ванжо, в коакм поядкре наиспнаы бвукы в совле, вна-жо лшиь, чбтоы плосеядня и пеарвя бвука в солее блыи на соевм мсете. Все оастльыне муогт бтыь нисапнаы в лоюбм пдяорке, и вы всернаво без пбролем сжемоте чаитть. Это обсъянтяеся тем, что кгода мы умчися чтитаь, мы иещм смсыл нарогмоеждния бкув. Чеовлек не чтиеат кдажую бвуку по отелдътноси, а впро-синмиает свлоо в цоелм. Мы даелем это нЗнеосонано без усчтаия мылешиня.
Мы обладаем естественным талантом интерпретировать сущность вещей. Мы понимаем смысл беспорядочных букв, поскольку сразу видим суть. Этот естественный талант объясняет, почему все мы креативны как дети. Простая коробка может быть крепостью, автомобилем, танком, пещерой, домом, местом для рисования и даже космическим кораблем. Когда мы были детьми, наше воображение не было структурировано или ограничено правилами логики. Мы не стремились исключать возможности — мы стремились их расширять.
Рассмотрим ребенка, строящего что-нибудь из конструктора Lego. Он может создавать любые конструкции и когда закончит, может взять отдельные детали и убрать их, добавить другие детали, разделить конструкции на новые и т. д. Есть очевидные ограничения на набор деталей и конструкцию: их нельзя соединять любым способом, они не останутся вместе, если будет нарушено равновесие, и развалятся под действием гравитации. Эти ограничения присущи объектам и их устройству. Именно устройство деталей налагает эти ограничения. Ребенок быстро понимает, как соединяются между собой кубики Lego и как они не могут соединяться. В конце концов он создает массу различных конструкций, которые соответствуют устройству и ограничениям кубиков Lego.
Если бы этого ребенка попросили сделать что-нибудь из пластмассы и в его распоряжении были бы все методы ее плавления и формовки, конструкции Lego были бы лишь крошечной частью того, что он мог сделать. На самом деле, созданные ребенком кой'
Часть 4. Дух товарищества □ 355
струкции Lego выглядели бы неестественными и тривиальными по сравнению с тем, что он мог бы создать, если бы ничто не ограничивало его фантазию.
В случае с Lego именно ограничения, присущие устройству деталей, ограничивают нас в выборе конструкций. Когда мы говорим о людядс, воображение и изобретательность ограничены усвоенной нами логической системой.
Техники естественной креативности предназначены для устранения ограничений логики и освобождения творческого воображения. Пабло Пикассо замечательно выразил это, когда сказал: «Каждый ребенок — художник. Проблема в том, как остаться художником, когда мы вырастаем». Ценность изучения техник «естественной» креативности заключается именно в этом — снова научиться мыслить как ребенок.
Разогрев
Жители царств У и Юе враждуют между собой, по если они будут переправляться через реку в одной лодке и их застигнет буря, они придут на помощь друг другу, как правая рука помогает левой.
Сунь Цзы
Е |
сли мы бросим семена на твердую почву, шансы на то, что они пустят корни и из них вырастут здоровые растения, невелики. Однако если мы вспашем и возделаем почву — хорошо взрыхлим ее и разобьем комки, — то вполне возможно, что в рыхлой земле большинство наших семян прорастет.
Таким же образом, если мы начинаем мозговую атаку не «разогревшись», с серьезным, напряженным ведущим, предлагающим вопросы и проблемы скованной, консервативной группе, то вероятность генерирования продуктивных идей минимальна.
Упражнения для разогрева
Помогите участникам мозговой атаки расслабиться и разговориться, обработав их сознание с помощью этих упражнений для разогрева. Группа станет более восприимчива к новым идеям, что позволит им пустить ростки в умах участников.
□ Детские рисунки. Попросите каждого участника принести свои детские рисунки. Повесьте их на стену, не подписывая-Попросите, чтобы участники угадали автора каждого р*1' сунка.
Глава 34. Разогрев □ 357
13 Символ. Попросите участников нарисовать личный символ, который представляет их точку зрения на креативность. Это может быть что угодно — орел, компас, кисть, луна и т. д. Затем каждый участник показывает свой символ и объясняет, как или почему он представляет его точку зрения.
р Корпоративный символ. Попросите участников выбрать животное, птицу, насекомое или рыбу в качестве их корпоративного символа. Пусть они обоснуют свой выбор. Спросите, воплощает ли это существо как сильные, так и слабые стороны корпорации.
□ «Вы уволены». Иногда требуется включить пожарную тревогу, чтобы вывести людей из состояния самоуспокоенности. В начале встречи попросите участников вообразить, что их уволили. Затем попросите, чтобы они снова подали заявление о приеме на работу. Это должно встряхнуть их и заставить подумать о своих знаниях и навыках, а самое главное, о том, как их усовершенствовать. Или напечатайте воображаемую будущую газету, в которой есть объявление о банкротстве вашей компании. Затем попросите участников представить причину, по которой обанкротилась компания. Элемент шока побуждает нас по-новому видеть, слышать и ощущать наш мир.
□ Каждый — консультант. Попросите, чтобы каждый человек на чистом листе бумаги написал текущую проблему, связанную с работой. Например: «Как мне лучше наладить сотрудничество с работниками магазина для своевременного выполнения заказов?» или «Как мы можем ответить на проводимую конкурентом программу низких цен и скидок?» Дав несколько минут на запись проблем, попросите, чтобы каждый передал свою проблему человеку, сидящему справа. Этот человек читает только что полученную проблему и кратко записывает свои ответы. Для ответа на каждый лист отводится шестьдесят секунд. Продолжите этот процесс, пока каждый человек не получит обратно свой лист. Затем прочтите и обсудите записанные идеи.
Q Наблюдение за другими. При использовании этого подхода новые мысли и решения приходят в результате поиска идей в посторонних областях. В качестве предварительного упражнения для встречи, посвященной стратегии и тактике продажи роскошных шкатулок, работников, занятых продажами и марке-
358 □ Часть 4. Дух товарищества
тингом, послали наблюдать, как занимаются маркетингом и продажами в посторонних предприятиях розничной торговли, таких как магазины модной одежды, программного обеспечения, рестораны быстрого питания и книжные магазины. Они возвратились с длинными списками идей и предложений, которые можно было применить в своей компании. □ Принятие роли клиента. При использовании этого подхода ■ люди пытаются узнать, что значит находиться в другой роли. Например, агент по продаже недвижимости послал своих продавцов в агентство по продаже автомобилей, чтобы они совершенствовали навыки продаж. Изображая клиентов, они прошли через весь процесс продажи, записывая конкретное поведение, слова и действия продавцов, которые существенно повлияли на их отношение как «покупателей». На общем собрании они поделились опытом и обсудили способы развития собственных навыков продаж. Это опыт заставил продавцов увидеть, что одно дело — говорить о способности встать на место покупателя, а другое — на самом деле сделать это.
Космическое существо
Предложите группе вообразить существо, живущее на другой планете с другой атмосферой в отдаленной солнечной системе. Попросите, чтобы они нарисовали это воображаемое существо. Затем пусть группа покажет свои рисунки.
Вы обнаружите, что большинство людей рисует существ, которые напоминают земных, даже при том, что мы свободны придумать что угодно. А именно, существ с органами зрения, слуха и обоняния, а также руками и ногами с двусторонней симметрией. Вместо того чтобы создать что-нибудь уникальное и непредсказуемое, большинство людей создает существ, у которых много общего друг с другом и с особенностями типичных земных животных.
Нет никаких причин, по которым животные на других планетах должны напоминать земных животных. Люди, рисующие космических существ, могли бы использовать любую существующую базу знаний (например, о геологических формациях, перекати-поле или облаках), чтобы получить представление об общей
Глава 34. Разогрев □ 359
форме космического существа, и каждый человек мог бы придумать что-то особенное и новое. Но большинство людей не делает этого, и поэтому на их рисунках получаются существа, обладающие свойствами земных существ.
Это групповое упражнение демонстрирует феномен, называющийся структурированным воображением. Структурированное воображение связано с тем фактом, что, даже когда для генерации новых идей мы используем свое воображение, эти идеи структурированы очень предсказуемым способом в соответствии с существующими понятиями, категориями и стереотипами. Это верно независимо от того, идет ли речь об изобретателях, художниках, писателях, ученых, дизайнерах, бизнесменах или повседневных мечтах людей о лучшей жизни.
Прогулка в чужих туфлях
Рассадите участников за столы группами по шесть-десять человек и попросите всех разуться. Затем несколько минут поговорите о том, что ощущают участники, сидя за столом на серьезной деловой встрече без обуви. Обсудите тот факт, что ходить без обуви вполне естественно дома и в отпуске, но обычно это не делают в деловой обстановке. Затем попросите участников попробовать выполнить несколько различных действий:
1. Попросите их обменяться обувью — на самом деле надеть чьи-то туфли. Попросите, чтобы они попытались добиться значительного изменения; например, пусть мужчины наденут женские туфли. Обсудите, что они при этом чувствуют. Поговорите о социальных нормах и о том, каково их слегка нарушать.
В. Затем попросите их положить туфли на стол перед собой. Пусть каждый немного посидит и посмотрит на всю эту обувь. Наблюдайте за признаками нервозности. Обычно участники переживают это как нечто неестественное, неудобное и антисоциальное. Поговорите о том, что они чувствуют, когда перед ними на столе лежат чьи-то туфли. Поговорите о том, как участники справляются с ощущением неудобства, обычно, пытаясь ослабить его. Но укажите, что усовершенствование подразумевает изменение, а изменение почти всегда приносит дискомфорт. Инновационное изменение должно на самом де-
360 □ Часть 4. Дух товарищества
ле выходить за общепринятые рамки, что вызывает еще больший дискомфорт, и т. д. 3. Теперь объявите соревнование, в котором команда, построившая самое высокое сооружение из туфель, получит большой контракт. Победитель определяется путем измерения расстояния от поверхности стола до высшей точки любой туфли. Не обсуждайте соревнование подробно; просто сообщите, что должны сделать участники за четыре минуты, и скажите: «Начали!». Одно из решений могло бы состоять в том, чтобы самый высокий человек в группе встал на стол и положил одну туфлю себе на голову. Или вы можете придумать правило, согласно которому все туфли должны располагаться цепочкой, касаясь друг друга, наподобие электрической цепи.
Наблюдайте за тем, что делают участники во время выполнения этого упражнения, чтобы затем вы могли подробно обсудить это. Вы будете поражены творческими решениями, предложенными в группах. Отметьте, насколько быстро или медленно была решена задача в различных группах. Отметьте появление неформальных лидеров. Определите циклы строительства, разрушения и реконструкции и т. д. Просто наблюдайте. В вас появится масса тем для обсуждения.
а Выполнение задания с туфлями укрепляет команду.
□ Участники не знали, что их попросят построить сооружение из туфель, но их постепенно подготавливали к этой идее. Это может быть хорошей стратегией при осуществлении инновационных идей.
а Наибольшее неудобство причиняет то, о чем мы думаем слишком много; просто начните действовать, и ощущение дискомфорта значительно ослабнет.
Q Это не воровство, когда вы берете идею из наблюдений за другой командой. Это обучение на основе чужого опыта при совершенствовании бизнеса.
Q При поиске решений часто полезно использовать самые неожиданные предметы. (Например, я однажды видел, что группа соорудила нечто похожее на дымоход из папок с материалами семинара, и затем заполнила этот дымоход, поставив сверху туфли. Всегда кто-нибудь снимает ремень, чтобы что-то к чему-то привязать, и т. д.)
Глава 34. Разогрев □ 361
□ Инновации часто происходят через циклы проб и ошибок, когда построенное разбирают, пробуют сделать иначе, и т. д. Редко бывает, когда люди просто сидят, думают о проблеме и вырабатывают решение в уме. Действие стимулирует мышление.
□ Мыслительные процессы, задействованные в наиболее креативных подходах, часто сочетают в себе несколько идей и понятий.
Используйте воображение
Стремясь понять проблему, мы сравниваем ее с чем-нибудь необычным. Следовательно, мы разбиваем проблему на различные части и анализируем их, чтобы увидеть, позволяет ли это понять проблему или сделать ее каким-либо образом знакомой. Когда это происходит, мы устанавливаем новые связи, которые могут привести к революционным идеям. Например, несколько лет назад группа дизайнеров искала идеи для новой осветительной арматуры. Они сравнили осветительную арматуру с обезьяной и представили обезьяну, бегающую вокруг дома с фонарем. Эта мысль помогла им создать трековую систему освещения.
Задавайте метафорические вопросы, чтобы стимулировать воображение группы. Например:
а На какое животное похожа эта проблема? Почему?
а В каком отношении холодная, наполовину съеденная пицца похожа на решение этой проблемы?
■Q Чем эта проблема похожа на батарейку для фонарика? Как это сходство может стимулировать новые идеи?
Q Если бы вашей проблемой была лужайка, каковы были бы сорняки?
В рамках курса экологии группа студентов в Университете Сент-Бонавентура проводила мозговую атаку для поиска новых идей в области переработки отходов. Их интересовал следующий вопрос: «Какая известная историческая личность ближе всех подходит в качестве аналогии сущности этой проблемы?»
Один студент предложил братьев Райт из-за их широты интересов в области авиации. Используя это сравнение, другой студент установил связь между братьями Райт и своим хобби — авиамоде-
362 □ Часть 4. Дух товарищества
лизмом. Он объяснил, как он смешивает старые, оставшиеся краски для создания уникального бежевого цвета, чтобы отличать свои модели от других. Это натолкнуло на мысль другого студента, который предположил, что такой же принцип должен применяться при переработке отходов. Они создали фирму, которая собирает старую краску, смешивает ее и затем продает по 5 долларов за галлон. Они назвали эту краску «Бежевая землистая». Теперь они работают над другим проектом, предполагающим сбор макулатуры и изготовление из нее ящичного картона.
Сто одна неудача
Чтобы продемонстрировать ценность риска и неудач, разбейте группу на команды. Дайте каждой команде кучку палочек от мороженого. Упражнение состоит в том, чтобы увидеть, какая команда за двадцать минут может построить из палочек самое высокое сооружение. После выполнения задания попросите участников вспомнить о неудачных попытках. Как правило, тем участникам, которые с самого начала придерживаются определенного, логического плана, не удается построить самое высокое сооружение, а участники, которые успешно выполнили задание, прошли через массу неудач. Урок состоит в том, чтобы освободиться от предвзятых мнений о неудачах, быть открытым к неожиданностям и снова научиться играть подобно непредубежденному ребенку, видя перспективу и контекст.