Это желтый или синий вопрос?

Вызовите свой исследовательский дух, используя «цветные во­просы», основанные на работе Джерри Роудза, который провел обширное исследование менеджеров и стилей управления. Роудз разработал довольно обширную классификацию различных ви­дов вопросов. В ее основе лежат четыре типа вопросов, которые определяются как «цвета сознания». Цветные вопросы таковы:

Q Желтые вопросы. Подумайте о желтом цвете как нейтральном и объективном. Вопрос должен быть совершенно ясным. Спро-

Глава 34. Разогрев □ 363

сите: «Каков...?» Например: «Какова наиболее существенная проблема или забота, с которой мы сталкиваемся?»

□ Зеленые вопросы. Подумайте о зеленом как плодородном и креа­тивном. Вопрос должен быть образным и оригинальным. Спро­сите: «Что если мы...?» или «Предположим, мы...?» Приду­майте как можно более изобретательный вопрос.

а Синие вопросы. Подумайте о синем как обнадеживающем и по­ложительном. Вопрос должен быть основан на мнении или су­ждении о какой-либо ценности или потребности. Подумайте о том, что нужно сделать или добавить. Спросите: «Что мы мо­жем сделать?» или «Что мы должны сделать?»

а Черные вопросы. Подумайте о черном как негативном. Спроси­те: «Что мы не можем сделать?» или «Что невозможно сде­лать? »

При мозговой атаке для генерации идей и решений на кон­кретную тему отметьте четыре отдельных листа бумаги как жел­тый, зеленый, синий и черный. Пусть группа придумает как можно больше желтых, зеленых, биних и черных вопросов на данную тему и запишет их на соответствующих листах. Вы може­те расположить их колонками на большом листе бумаги. Вы так­же можете написать их на карточках или на стене под соответст­вующей цветной карточкой. Всякий раз, когда у вас возникает негативный вопрос, записывайте его на черном листе. На более позднем этапе рассмотрите черные вопросы и попробуйте найти способы разобраться с ними. После составления списка вопросов определите приоритеты, чтобы решить, на какой вопрос отвечать в первую очередь.

Примите другую точку зрения

На классной доске напишите вертикально алфавит. Затем попро­сите назвать фамилии известных (реальных или вымышленных) людей, начинающиеся на каждую букву: А = Нейл Армстронг, В = Александр Грэм Белл, С = Чарли Чаплин, D = Леонардо да Винчи, Е = Альберт Эйнштейн, F = Фред Флинтстоун, G = Бой Джордж и т. д. Пусть каждый член группы выберет фамилию, ко­торая начинается с той же буквы, что и его собственная. Человек

364 □ Часть 4. Дух товарищества

может выбрать Альберта Эйнштейна или Дэвида Леттермана. Затем пусть каждый член группы подумает о том, как этот из­вестный человек мог бы подойти к решению данной проблемы. Предположим, что проблема состоит в том, как стимулировать работников предлагать больше идей. Например, как Чарли Чап­лин стимулировал бы работников? Как бы это делал Александр Грэм Белл? Наконец, предложите группе поделиться своими со­ображениями.

Один + один = один

Если одну каплю воды добавить к другой, то получится только од­на капля, а не две. Примечательно, что, когда вы добавляете одно понятие к другому, все равно получается одно понятие, а не два. Обратите внимание, как легко вы понимаете такие комбинации слов, как «селекторноесовещание», «главная страница», «клуб­ная тусовка» и «новые правые». Эти примеры сочетания слов по­казывают, как формируется новое понятие путем объединения двух понятий в одно. Понятие «новые правые», например, отно­сится к группе людей с твердыми религиозными убеждениями, которые пытаются влиять на политический процесс.

Грегори Мерфи из Университета штата Иллинойс предлагал людям оценить, насколько истинны некоторые свойства отдель­ных понятий и их сочетаний. Один набор понятий состоял из от­дельных слов «пустой» и «магазин» и их комбинации «пустой магазин». Рассмотрим свойство «тратить деньги». Подобно ис­пытуемым в исследовании Мерфи, вы, вероятно, понимаете, что тратить деньги характерно для «пустых магазинов», но не для «магазинов» вообще или «пустых» предметов. При комбиниро­вании понятий смысл изменяется, и чем новее комбинация, тем новее ее значение.

По большей части, творческое мышление предполагает объе­динение ранее не связанных между собой идей, товаров или услуг и превращение их в нечто новое. Гутенберг создал печатный ста­нок, соединив пресс для штамповки монет с виноградным прес­сом. Процесс объединения идей, элементов или частей идей на­зывают синтезом. Многие считают синтез сутью креативности.




Глава 34. Разогрев □ 365

Попросите участников вспомнить название объекта, который начинается с той же буквы, что и их фамилия (например, П = пи­ща, Я = яблоко, К = кредитная карточка, А = алмаз и т. д.). Напи­шите эти названия на самоклеющемся листке и прилепите его им на лоб. Теперь попросите, чтобы участники смешались между со­бой и объединили свой объект с чужим объектом, чтобы создать что-нибудь новое. Например:

а Камень + Стул = Эластичный коврик, который вы можете по­ложить на камень, чтобы превратить любой камень в стул.

а Покрытие + Lego = Сборно-разборное деревянное покрытие, которое можно демонтировать и убрать.

а Стол + Бегущая дорожка = Стол с бегущей дорожкой. Вы мо­жете идти со скоростью одну милю в час во время работы на компьютере, что обеспечит вам потерю веса без сидения на диете.

а Бомба + Ванна = Бомбочки для собачьих ванн. Бомбочки сде­ланы из шампуня для собак, который запрессован в твердую форму. Вы бросаете бомбочку в воду, и она пузырится и ши­пит, избавляя вас от необходимости одновременно держать в руках скользкую бутылку с шампунем и свою извивающуюся собаку.

□ Собака + Совок = Новый бизнес, связанный с домашними жи­вотными. За определенную плату оказывайте услугу по убор­ке собачьих экскрементов для учреждений, корпораций, по­лей для гольфа и поместий.

Вы были бы удивлены новыми идеями, товарами и возможно­стями в бизнесе, которые придумывают люди, используя это про­стое упражнение.

Я — фотоаппарат

Это упражнение поможет вам научиться непредвзято смотреть на вещи. Представьте, что вы — фотоаппарат, в то время как другой человек будет играть роль фотографа. Фотограф стоит позади вас. Ваши глаза — линзы, а правое плечо — затвор фотообъектива. Держите глаза (линзы) закрытыми, пока фотограф не будет де­лать снимок, слегка стукнув по вашему правому плечу (затвору).

Збб □ Часть 4. Дух товарищества

Быстро откройте и закройте глаза подобно тому, как это делает затвор фотокамеры.

Вас водит фотограф, направляя за плечи и ставя так, чтобы различные сцены были прямо перед вами. Сделайте это несколь­ко раз, чтобы вы перемещались и делали моментальные снимки. Задача фотоаппарата — точно, без искажений фиксировать каж­дую деталь картины. Открывайте глаза только на секунду. Все, что вы должны делать, — видеть то, что находится перед вами, без каких-либо предвзятых понятий о каждой из фотографий, кото­рые вы делаете. Цель всего этого состоит в том, что быстрая после­довательность заснятых впечатлений дает вам опыт наблюдения без влияния на восприятие ваших ожиданий. Это наблюдение без каких-либо заранее заданных представлений, что очень важно. Обучение тому, как преодолеть свои предвзятые мнения при столкновении с новой проблемой, — крайне важный элемент в творческом процессе.

Другое упражнение, которое поможет избавиться от предвзя­тых мнений, состоит в том, чтобы придумывать различные назва­ния для предметов. Например, радугу можно было бы назвать «разноцветным дождем». В группе предложите участникам при­думать различные названия для:

□ горы;

а облака;

□ океана;

□ мира;

□ картины.

Затем пусть участники придумают другое название для темы встречи. Например, если встреча посвящена моральному духу в офисе, моральный дух можно было бы назвать «весенним цвет­ком» или «теплым объятием», и т. д.

Вы молоток или гвоздь?

Это веселое групповое обсуждение. Задайте участникам группы вопросы о том, что их лучше всего описывает, и затем попросите их объяснить, почему они так считают.

Глава 34. Разогрев □ 367

1. Что вас точнее описывает в целом:

о Молоток или гвоздь? о Облако или скала?

2. На работе:

о Дерево или ветер?

о Солонка или бутылка кетчупа?

3. На встречах:

о Рукопожатие или поцелуй? о Часы или компас?

4. Вашу креативность:

о Снежинка или кипящая вода?

о Гроза или запах горящих листьев?

Марсиане прилетели

Хоть слова и возникли из образов и символов, это не означает, что они более продвинуты. Последний успех в компьютерной техно­логии — графический символ. Специалисты многих профессий используют графические языки: физики рисуют диаграммы, ад­министраторы используют графики, а корпорации известны по своим торговым маркам.

Наглядно-образное и вербальное мышление, фактически, до­полняют друг друга. Если вы сосредоточитесь на представленной слева фигуре, то заметите, как лица меняются местами. Сначала левая сторона будет выглядеть как фон, а правая — как лицо; а затем правая будет лицом, а левая — фоном, и т. д.

Так работает наглядно-образное и вербальное мышление. То, что мы называем вербальным мышлением, всегда направлено во­вне. Но при этом всегда присутствует внутреннее наглядно-образ­ное мышление, и когда мы обращаем свое мышление внутрь, мы также вызываем это мышление.

Попробуйте выполнить с группой следующее упражнение. Во­образите, что на автомобильной стоянке вашей компании только что приземлилась делегация марсиан. Вы приглашаете их зайти к вам. Они не понимают никаких земных языков — только гра­фические символы. Они интересуются вашей компанией и вами. Они хотят знать, чем занимается компания и что делаете вы.

368 □ Часть 4. Дух товарищества '

Р Предложите участникам подготовить короткую речь, состав­ленную из графических символов, чтобы приветствовать мар­сиан и объяснить, чем занимается компания и какова их роль в компании (то есть, их должность).

□ Вывесите речи на стены. Пусть участники рассмотрят все эти речи.

а Выберите одну речь, которую вы представили бы марсианам.

Скрещивание

Одна японская женщина создала новинку, которая стала очень популярна в Японии. Это брелок с растением: прозрачная пла­стиковая коробочка, в которой растения растут в миниатюрном питомнике, пока не вырастут настолько, что их можно переса­дить в большие горшки. Как же к ней пришла эта идея?

Она додумалась до этого, играя с различными идеями и скре­щивая их с и различными объектами в своем сознании, пока не получила правильную комбинацию. Однажды она думала о клю­че и смотрела на подсолнух. Она задумалась над тем, можно ли скрестить ключ с цветком, чтобы ключ всегда был доступен, как цветок в саду. Она рассмеялась, когда подумала о том, что будет в течение дня носить свой ключ-цветок с собой. Затем ей внезапно пришла в голову мысль о миниатюризации ключа и цветка в фор­ме брелока с растением.

Заставьте воображение работать с помощью причудливого скрещивания идей. Что бы получилось при скрещивании прези­дента компании с подсолнухом? Менеджера по персоналу с бейс­болом? Коммерческого директора с подводной лодкой? Вице-пре­зидента по маркетингу с гекконом?

Предложите группе поэкспериментировать, скрещивая расте­ния, неодушевленные предметы, животных и людей.

1. Подготовьте четыре коробки, содержащие полоски бумаги со случайными названиями растений, неодушевленных предме­тов, животных и профессий. Постарайтесь использовать не­одушевленные предметы, связанные с бизнесом, такие как ко­пировальный аппарат, товар, телефон, документация, стол, комната для собраний и т. д.

Глава 34. Разогрев □ 369

2. Попросите, чтобы каждый участник взял по одной полоске и затем сделал из них гибриды. Например: о птица х начальник; о пони х продавец; о клиент х дверь; о арбуз х секретарь; о документы х ключ. о служба работы с покупателями х балерина

3. Спросить группу, что напоминает каждый гибрид? Сделайте рисунок. Назовите его и повесьте на стену.

4. Попросите, чтобы группа подумала о том, что делает каждый гибрид. Какой звук он издает? Каковы уникальные достоинст­ва каждого (по крайней мере три)? Каковы уникальные недос­татки каждого (по крайней мере три)?

Невозможные гибриды

Другое упражнение для развития воображения сфокусировано на создании невозможных объектов. Креативность предполагает синтез разнородных понятий, особенно когда они обычно не рас­сматриваются как пересекающиеся. Ниже представлены такие необычные сочетания объектов. Попытайтесь представить каж­дый объект, опишите его как можно подробнее и нарисуйте.

□ Предмет мебели, который также является фруктом.

□ Транспортное средство, которое также является рыбой. а Пища, которая также является камнем, а Фрукт, который также является человеческим жильем. а Птица, которая также является кухонной посудой, а Приправа, которая также является инструментом, а Компьютер, который также является чашкой.

□ Духовка, которая также является велосипедом. а Абажур, который также является книгой.

Например, для первого сочетания вы могли бы нарисовать ги­гантский ананас, из которого вырезан стул. Для транспортного средства, которое также является рыбой, вы могли бы нарисо-

370 □ Часть 4. Дух товарищества

вать дельфина, тянущего лодку. Духовка, которая также являет­ся велосипедом, может предполагать наполнение труб велосипед­ной рамы паром, на котором можно готовить пищу, в то время как езда на велосипеде служила бы источником энергии. Пища, которая также является камнем, могла бы подразумевать, что минералы в камне служат источником пищевых добавок.

Резюме

Подобного рода упражнения помогают освободить воображение для генерации оригинальных идей. Одна директор средней шко­лы рассказала мне, как они с уборщицей придумали идею для ре­шения проблемы помады на зеркалах. Девочки любили остав­лять следы от поцелуев на зеркалах. Она пригласила группу школьниц посмотреть, насколько трудно уборщице смывать по­маду с зеркал. Директор представила им уборщицу, вошедшую с резиновой шваброй, которую она отнесла в туалетную кабину, опустила в унитаз и затем использовала для очистки зеркал от по­мады. После этой демонстрации на зеркалах больше не было по­мады.

Это желтый или синий вопрос? - student2.ru Это желтый или синий вопрос? - student2.ru

Мозговаяатака

Талантливый полководец командует армией, а не отдельными солдатами.

Сунь Цзы

Г

оворя образно, при мозговой атаке группа людей собирает­ся для того, чтобы вместе вылепить некую скульптуру. Ка­ждый приносит с собой немного глины и кладет на стол. Глину собирают в один большой ком, из которого затем общими уси­лиями ваяют скульптуру до тех пор, пока не сходятся на окон­чательном ее варианте.

Методика мозгового штурма была разработана еще в 1941 году А. Ф. Осборном. Ее цель — побудить членов группы выражать са­мые разные идеи, не опасаясь критики коллег. Все предлагаемые идеи вносятся в список, а затем дополняются, изменяются, рас­ширяются и т. д. В итоге группа приходит к единому решению.

Смысл этой техники состоит в том, чтобы создать атмосферу, которая будет стимулировать работу воображения и мысли. Обычно в небольшой группе (шесть—двенадцать человек) обсуж­дают какую-то определенную проблему. Один из участников группы фиксирует высказываемые предложения и замечания. Ни одна из идей не отвергается. В конце заседания все идеи и пред­ложения обсуждаются.

Далее —два основных принципа мозговой атаки.

1. Количество переходит в качество. Как корабль не должен выходить в море без запасного якоря, так и вам не следует пы­таться решить задачу исходя из одной-единственной идеи. Чем больше идей вы придумаете, тем выше вероятность того, что вы примете правильное решение.

372 □ Часть 4. Дух товарищества

2. Не спешите с критикой. Посмотрите на следующий рисунок. Отвечая на вопрос о местоположении точки, большинство лю­дей сразу скажут, что она находится ниже центра треугольни­ка. Но это не так. Если вы произведете необходимые измере­ния, то обнаружите, что точка расположена в самом центре фигуры.

Это желтый или синий вопрос? - student2.ru

Так же мы оцениваем и новые идеи. Мы выносим суждение ин­стинктивно и немедленно, и часто — неправильно. А ведь в других вопросах мы не делаем поспешных выводов. Например, покупая новую рубашку или свитер, вы обычно не берете первую попав­шуюся вещь, а внимательно изучаете весь ассортимент, и это впол­не естественно. Так и с идеями — стоит не торопясь обдумать все предложения, прежде чем «купиться» на новую идею.

Строительство железной дороги, наряду со сложным инже­нерным проектом, требует еще и воображения, интеллекта, мас­терства. Но чтобы поезд сошел с рельсов, кому-то достаточно лишь неправильно перевести стрелку. Это не требует, как извест­но, особых знаний, а разрушительный эффект огромен.

Негативно настроенный критик может с ходу «зарубить» лю­бое предложение, если ему что-то в нем не понравится. Аргумен­тация его зиждется на том, что одно слабое место подразумевает несостоятельность всего проекта.

Отвергая часть, вы можете уничтожить и целое (при этом, не затратив ни времени, ни усилий, вы считаете, будто чего-то дос­тигли).

Когда мы сотрудничаем с другими людьми, действуем с ними заодно ради общей цели, наши силы должны быть направлены в конструктивное русло. Успех любой мозговой атаки зависит от всех ее участников, понимающих важность создания благопри-

Глава 35. Мозговая атака □ 373

ятной атмосферы для выдвижения идей. Поэтому следует избе­гать негативных оценочных суждений, например таких.

а Давайте отложим это до лучших времен,

а Что это еще за выдумка?

□ У меня есть идея получше.

□ Мы уже пытались это сделать. а Сейчас важно совсем другое.

□ Это противоречит проводимой нами политике, а Это неоправданный риск. Р Все это, конечно, замечательно, но...

□ Это уже было.

□ Я давным-давно думал об этом.
а Мы не можем себе это позволить,
а Вряд ли нас поддержат другие.
а Глупости!

а Это совершенно излишне,

а Вы забегаете вперед,

а Это старо как мир.

Работа в группе мозгового штурма учит конструктивному под­ходу к рассмотрению идей.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1.Определите задачу. Сформулируйте — как можно четче — вашу проблему в виде вопроса.

2. Подберите участников. Оптимальное количество членов группы — от шести до двенадцати человек. Все участники должны иметь положительный на­строй и быстрый, гибкий ум. Это должны быть сильные, независимые лично­сти, с энтузиазмом относящиеся к участию в подобном семинаре и чувствую­щие реальную потребность улучшить положение дел. На занятие следует также пригласить человека, способного, в силу своего положения, прини­мать решения и осуществлять задуманное.

Примечание. Важно, чтобы лидер группы корректировал при необходимости высказывания влиятельного лица, поскольку ничто не довлеет над подчи­ненными так, как мнение руководства.

3. Создайте благоприятную обстановку. Лучшее место для занятий — удоб­
ная комната. Участники группы должны осознать недостаток свежих творче­
ских идей и безотлагательность проведения мозгового штурма, но следует
предусмотреть и перерывы в занятиях.

374 ' □ Часть 4. Дух товарищества

4. Выберите лидера группы (ведущего). Он должен обладать опытом налажи­
вания контактов в коллективе и быть достаточно красноречивым (способ­
ным перефразировать высказанные предложения и найти приемлемые ана­
логии).

Обязанности лидера группы.

о Он должен как следует готовиться к заседаниям.

о Попросите всех участников группы ознакомиться с некоторыми методи­ками развития творческого потенциала. Составьте подробный план се­минара.

о Ему следует пригласить на встречу представителей разных сфер деятель­ности: как экспертов в данной области, так и неспециалистов, а также лиц, от которых может зависеть будущая судьба обсуждаемых в группе идей. Наблюдатели и приглашенные не должны влиять на решения груп­пы. Как ложка дегтя в состоянии испортить бочку меда, так и мнение влиятельного лица может свести на нет усилия группы по поиску новых идей. Все участники должны быть равноправны.

о Ему надлежит составить план занятия и разослать его всем приглашен­ным.

о Он должен использовать разные творческие приемы, чтобы способство­вать рождению идей. Для создания непринужденной атмосферы не воз­браняются шутки, анекдоты, забавные случаи из жизни и т. д.

о Ему необходимо сосредоточиться на поставленной задаче.

о Четко формулируйте предлагаемые решения и в ходе занятия постоянно подводите промежуточные итоги.

о Он должен поощрять любое проявление инициативы; чем более стран­ной выглядит идея, тем лучше.

о Обращайте внимание именно на идеи, избегая отождествления опреде­ленной идеи с личностью человека, который ее выдвинул.

о Ему следует управлять процессом выдвижения идей. Для творчества все­гда важно умение направлять ход мыслей.

о Используйте наводящие вопросы и другие способы, чтобы помочь участ­никам семинара изменить привычный взгляд на вещи, старайтесь по-иному расставить акценты, разбудить их воображение, а в конечном ито­ге выработать в сжатые сроки как можно больше идей. Воспользуйтесь вопросами СКАМПЕР (см. главу девятую).

о Ему необходимо подчеркнуть вклад каждого в решение общей задачи.

5. Выберите «дежурного». Поручите одному из участников семинара записы­
вать все высказываемые предложения. Если идеи не записывать, они забы­
ваются.

По окончании мозговой атаки лидер группы (или все участники вместе) дол­жен разделить идеи по принципу приоритетности и оценить их. В процессе оценки некоторые предложения будут отвергнуты, другие отмечены как за-

Глава 35. Мозговая атака □ 375

служивающие внимания — именно они и нуждаются в дальнейшей прора­ботке.

Используйте разнообразные способы для того, чтобы наглядно представить стоящую перед группой задачу: рисуйте диаграммы, графики, пользуйтесь яркими маркерами. Это поможет обеспечить заинтересованное участие всех присутствующих и найти нескучные способы изобразить возникающие идеи и проиллюстрировать ход размышлений группы. Этот метод набросков и за­рисовок очень близок большинству из нас и отражает естественное развитие мысли. Позже ваши «художества» можно будет перевести на доступный язык и записать.

В одной строительной компании для разработки проектов новых гаражей была проведена мозговая атака. При этом имели место графические набро­ски. Дизайнерам удалось разработать несколько весьма оригинальных про­ектов, и было решено остановиться на проектировании домашнего двух­этажного гаража в десять футов шириной и двадцать футов высотой. Один из проектов предполагал подъем автомобилей с помощью специального лифта. Этот проект оказался идеальным для тех, кто хотел освободить лужайку пе­ред домом или был владельцем классических, раритетных авто с высоким верхом. Впоследствии строительная компания создала и программу обслу­живания с взиманием ежегодной платы за эксплуатацию подъемников в та­ких гаражах. 6. Если уж идти — так до конца. Сразу после занятий организуйте для всей группы завтрак, обед или даже вечеринку, чтобы отпраздновать достигнутый успех. Напишите благодарственные письма всем наблюдателям и участни­кам семинара, отметив вклад каждого из них в разрешение нелегкой задачи. Послать заинтересованным лицам список идей, предложенных группой, — тоже замечательная мысль. Это поможет продолжить работу над идеями и сохранит в памяти каждого участника творческую атмосферу мозгового штурма.

Еще один полезный шаг — попросить участников мозговой атаки написать вам, какая из идей, по их мнению, достойна воплощения и что для этого необ­ходимо предпринять.

Служащие одного из торговых центров искали пути повышения товарообо­рота. Одной из прозвучавших во время мозговой атаки идей было установить простую доску объявлений для покупателей. Через два дня один из участни­ков встречи развил эту идею и предложил организовать в торговом центре электронную почту. Проделав несложные действия на компьютере, вы може­те послать сообщение другу, получить ответ или оставить «записку» (с ис­пользованием шифра) для конкретного человека или даже послание для всего мира. Нажав на кнопку, вы тут же получите распечатку. И все это бес­платно. Идея состоит в том, чтобы сделать из торгового центра нечто боль­шее — центр связи, который, несомненно, привлечет покупателей.

376 □ Часть 4. Дух товарищества

7. Оценить идеи. Если одновременно пустить горячую и холодную воду,то в ре­зультате польется теплая. Если вы попытаетесь оценить идею сразу, кактоль-ко она возникнет, вы не сможете ни по достоинству ее оценить, ни увидеть все ее недостатки. Не спешите с суждениями, оценивайте идеи лишь в конце занятий.

В завершение мозговой атаки разделите все идеи на три группы: те, внедрение которых принесет быструю отдачу, те, над которыми еще стоит поработать, и пер­спективные подходы к проблеме.

Ведущий может квалифицировать идеи сам или пригласить всю группу участво­вать в их оценке.

Идей должно быть как можно больше. Вносите в список все возникающие идеи, даже если некоторые из них будут во многом повторять одна другую.

Ряд дуг на следующем рисунке составляет колонку. Все дуги одного размера, поэтому колонка должна быть совершенно пря­мой, и все же кажется, будто вершина колонки шире ее основа­ния. Одинаковые дуги, нарисованные одна под другой, создали иллюзию восприятия. Мы видим нечто отличное от того, что фак­тически изображено. Подобным же образом, когда вы составляе­те список идей, не имеет значения, кажутся они кому-то похожи­ми или идентичными.

Это желтый или синий вопрос? - student2.ru

Глава 35. Мозговая атака □ 377

Участники группы мозгового штурма обсуждали проблему не­желательных телефонных звонков (непристойные вопросы, кто-то молчит и тяжело дышит в трубку, приставания торговых аген­тов и т. д.). Соответственно требовалось решить задачу: как избе­жать нежелательных телефонных звонков?

Один из участников заседания выдвинул такую идею: почему бы нам не отслеживать эти звонки и не поступать так же в отмест­ку? В конце занятия группа придумала телефон мести. Фактиче­ски речь идет об автоответчике с уже записанным ответом на не­желательный звонок. Подняв трубку и нажав на специальную клавишу, вы можете принять любое сообщение. Нажимаете на другую — и на том конце провода слышится «взрыв» в 100 деци­бел. Еще одна клавиша — и грозный мужской голос зловеще во­прошает: «Что, в ад захотелось?!»

Каждый участник группы должен думать о том, как отшлифо­вать идеи или как объединить две или несколько идей в одну, но «усовершенствованную». Лидеру группы, подбадривая участни­ков обсуждения, следует постоянно спрашивать: «А что еще можно придумать?»

Другой участник предложил: «Вместо автоответчика надо изобрести такое устройство, которое обеспечило бы защиту не только от телефонных хулиганов, но и от рекламных агентов!» Общими усилиями группа придумала простой, но эффективный способ. Это устройство, словно сито, может отсеивать нежела­тельные звонки с помощью секретного кода. Если звонящий не знает пароль, ему придется оставить свое сообщение, но звонок в таких случаях не раздается. Коды могут быть разнообразными: один — для близких друзей и родственников, другой — для дело­вых партнеров и т. д.

Затем выступила дама: «Наш разговор навел меня на одну мысль. Она не имеет никакого отношения к непристойным теле­фонным звонкам, но, я думаю, все равно любопытна. Почему бы не установить повсюду телефоны-автоматы с двумя трубками? »

Ее идея состояла в следующем. Предположим, вы с приятелем находитесь в центре города и собираетесь повидаться с вашим об­щим другом. Вы должны решить, где именно вы встретитесь, но хотите обсудить это все вместе. Если бы существовали телефоны-автоматы с двумя трубками, то пока один человек слушает, дру­гой — записывает дату и время встречи. Такой телефон, вероят-

378 □ Часть 4. Дух товарищества

но, принес бы больше денег, чем обычный, поскольку разговоры трех человек длились бы дольше.

Размышляйте над уже высказанными предложениями. На­много легче отталкиваться от уже существующей идеи, чем соз­давать что-то оригинальное. Все время задавайте себе вопрос: «Что еще можно придумать?»

А вот предложение четвертого участника «телефонной» моз­говой атаки: «Давайте вернемся к автоответчику. Что, если бы автоответчик не просто записывал сообщения, а работал как на­стоящий секретарь? На автоответчике был бы записан целый на­бор разных фраз, так что его владелец мог бы использовать в нуж­ный момент наиболее подходящий вариант, чтобы достойно ответить на звонок хулигана или на другой нежелательный зво­нок».

Идея: автоответчик, который позволяет контролировать поступаю­щие звонки, сам задает вопросы и соответствующим образом отвечает, причем трубку при этом можно не поднимать. Напри­мер:

— Алло, кабинет Ричарда Страттона. Пожалуйста, назовите ваше имя.

— Здравствуйте, вас беспокоит Алан Шпигель из «Акме энерджи К°». Могу я поговорить с господином Страттоном?

Кто такой Алан Шпигель и что ему нужно — Страттон не зна­ет, поэтому он нажимает кнопку, и автоответчик говорит:

— Не могли бы вы сообщить, по какому вопросу звоните?

— Я хотел бы продемонстрировать ему новую модель энерго­сберегающих оконных рам нашей фирмы.

Ага! Это какой-то продавец, а у Страттона нет желания всту­пать с ним в беседу, поэтому он нажимает другую кнопку, и авто­ответчик говорит:

— Очень жаль, но господина Страттона сейчас нет в городе, он
вернется через шесть месяцев.

С помощью такого устройства Страттон имеет возможность от­реагировать должным образом на любой звонок, в то время как на другом конце провода абонент будет абсолютно уверен, что разго­варивает с живым человеком. Если такое поведение кажется вам не совсем этичным, автоответчик может просто «не поднимать трубку».

Глава 35. Мозговая атака □ 379

После того как все предложения членов группы были записаны и рассортированы, предпочтение было отдано четырем будущим изобретениям: «телефону мести», телефону с защитой от нежела­тельных звонков, таксофонам с двумя трубками и автоответчику с набором фраз на разные случаи жизни.

Совместная работа в группе подобна улице с двухсторонним движением — в этом-то и заключается сила мозгового штурма. Одна идея рождает другие. Идеи одного члена группы подстеги­вают воображение других, что увеличивает количество возмож­ных ассоциаций.

Например, с помощью техники мозгового штурма оптовый торговец фруктами и его работники выдвинули оригинальную идею продвижения своего товара на рынок.

Идея заключалась в том, чтобы в виде подарка предложить что-то не совсем обычное, скажем, арбуз. Другого человека это ' натолкнуло на мысль, что арбузы можно вырастить в форме пря­моугольника или пирамиды. Еще один предложил способ добав­лять персональные сообщения, которые при помощи клейкой ленты как бы врастают в арбузную корку. Окончательно идея стала выглядеть так: арбузы различной формы в зависимости от желания заказчика с надписями, которые проступают сквозь ар­бузную корку.

Рабы привычки

Иногда работа в группе может застопориться из-за того, что ее члены слишком сосредоточены на самой проблеме и на традици­онных путях ее решения. Этих людей я называю «рабами при­вычки». Если в группе таких людей большинство, лидер должен попытаться радикально изменить их взгляд на проблему. Это можно сравнить с помощью водителям, которым нужно переучи­ваться с левостороннего движения на правостороннее.

Предположим, ваша задача — разработать рекламу нового ки­нофильма. Ваша группа состоит в основном из «рабов привычки», то есть из тех, кто не в состоянии выпутаться из тенет традицион­ных представлений о маркетинге и рекламе в кино. Их мышление сковано, полностью сфокусировано на результате, а не на процес-

380 □ Часть 4. Дух товарищества

се. В отдельных случаях удается устранить такую «зациклен-ность» благодаря нескольким абстрактным вопросам.

а Что привлекает внимание людей?

Q Что их удивляет?

а Что их шокирует?

а Что приносит им наслаждение?

□ Кто их интересует?
а Что их интересует?

а Кем они восхищаются?

□ С кем они хотели бы пообщаться?

Составьте список ответов, затем используйте их как стимулы для рождения новых идей.

Предположим, вы задали вопрос: «Что их шокирует?» Воз­можные ответы: когда хлопают по плечу; порнография; смерть на электрическом стуле; фильмы ужасов; нецензурная брань; по­явление суперзвезды на улице; громкие незнакомые голоса и т. д. Теперь, когда внимание «рабов привычки» сфокусировано не на проблеме, можно направить их усилия на установление связи ме­жду имеющимся набором предложений и проблемой.

В нашем примере упоминание порнографии могло бы напом­нить членам группы о существовании 900 телефонных линий ин­тимных бесед, минута разговора по которым стоит необычайно дорого.

Другая ассоциация может быть связана с тем фактом, что лю­ди любят общаться со знаменитостями. Объединив эти ассоциа­ции, можно создать новую рекламную программу.

Идея: включить телефонные номера актеров в рекламу новых кино­фильмов в прессе. Можно предложить абонентам пообщаться с героями различных фильмов или кинозвездами, вступить в со­ревнование за приз с другими абонентами, то есть заинтересо­вать их настолько, чтобы они по собственному желанию посе­тили ближайший кинотеатр. Так как абонент будет платить за звонок немалые деньги, кинокомпании «останутся при своих» или даже окажутся в выигрыше, проведя при этом активную рекламную кампанию. Кроме того, абоненты могут по телефо­ну или с помощью кредитной карточки заказать плакаты и фут" болки рекламируемого кинофильма.

Глава 35. Мозговая атака □ 381

Еще один способ растормошить «рабов привычки» — это за­ставить их мысленно абстрагироваться от проблемы. Лидер груп­пы начинает издалека, задавая вопросы, основанные на аналоги­ях и метафорах. Это направит мысли участников к сферам, будто бы не связанным с темой занятия.

Отрешившись на время от мыслей о поставленной задаче, вы скорее сможете увидеть по-новому свою проблему, когда обрати­тесь к ней вновь. Группа специалистов по окружающей среде ра­ботала над проблемой переработки мусора. Лидер группы начал с того, что попросил всех присутствующих подробно рассказать о своих хобби.

Один из участников поведал о том, что увлекается созданием авиамоделей и, чтобы отметить свои лучшие образцы, красит их в уникальный бежевый цвет, который сам же и создает из остатков старых красок. Этот рассказ навел другого участника на мысль по­вторно использовать краски в больших объемах. Благодаря воз­никшей идее была организована служба, которая скупала старые краски, смешивала их, а затем продавала под названием «Грунто­вый бежевый» по 5 долларов за галлон (3,785 л).

В настоящее время эти люди разрабатывают идею организа­ции службы по переработке макулатуры в специальные добавки для стройматериалов.

Брейнрайтинг

Термин «брейнрайтинг»1 введен учеными Института Баттеля во Франкфурте. Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, к

Наши рекомендации