Деловая игра «Мозговая атака» проблем управления»

Ситуация. Сегодня «Шереметьево» — единственный аэропорт в Рос­сии, где наблюдается тенденция роста авиаперевозок в течение после­дних трех лет: 2000 г. - 8,5 млн пассажиров, в 2001 г. - 9,5 млн и в 2002 г. -10,2 млн. Аэропорт самостоятельно осуществляет наземное сервисное и техническое обслуживание 14 иностранных авиакомпаний, среди кото­рых такие крупные перевозчики, как «Lufthansa» и «British Airways». Всего же в 2000 г. услугами «Шереметьево» пользовались 73 российских и 50 зарубежных авиакомпаний. Общая стоимость сервиса, предоставлен­ного им за 2000 г., превысила 1 млрд рублей, а количество самолетовыле­тов (основного показателя технической загрузки аэропорта) возросло на 13 % при этом за сутки в среднем производилось примерно 360 взлетов/ посадок. Однако, несмотря на эти показатели, «Шереметьево» не попал в тройку лучших аэропортов России.

Порядок выполнения работы.

1. Постановка проблемы (задачи) перед творческой группой, где должны быть четко сформулированы два момента:

· что в итоге желательно получить или иметь;

· что мешает получению желаемого.

2.Разделение группы на две подгруппы — «генераторов» и «критиков»

3. Выбор каждой подгруппой руководителя.

4. Этап молчаливого генерирования (10 — 15 мин). Членам группы предлагается дать письменные ответы на поставленную задачу в пол­ной тишине (обязательное условие). При генерировании идей инди­видуумы продуктивнее групп. При молчаливом генерировании вни­мание не отвлекается, а концентрируется. Создается атмосфера поиска,
при которой результаты лучше и разнообразнее.

Участников стимулирует обстановка, когда все вокруг напряжено и их не торопят немедленно обсудить идею, предложенную группе. Они свободны от нежелательного эффекта обычных контактов не­формальных групп.

5. Этап неупорядоченного перечисления идей. Руководитель пред­лагает участникам по кругу назвать записанные ими решения пробле­мы. Обсуждение ограничивается попыткой сжато изложить ответ для удобства его регистрации. Этот этап продолжается до тех пор, пока не будут записаны все идеи для решения проблемы.

Перечисление идей:

· упрощение таможенного контроля как для российских, так и для иностранных граждан;

· приобретение автобусов для перевозок пассажиров по летному
полю и установление новых телескопических трапов;

· обеспечение транспортного сообщения между терминалами «Шереметьево-1» и «Шереметьево-II»;

· строительство нового паркинга;

· реконструкция схемы внутреннего электроосвещения;

· обновление технического оснащения аэропорта;

· реконструкция взлетной полосы;

· сокращение времени на обслуживание самолетов (заправка топлива).

6. Этап уяснения идей. На этом этапе происходит быстрое рассмот­рение зарегистрированного перечня идей.

7. Подготовка каждой подгруппой письменного отчета.

8. Этап голосования и ранжирования. Всем участникам раздаются карточки, их число зависит от числа полученных идей на этапе неупо­рядоченного перечисления идей. Когда участники проранжируют пред­ложенные идеи, указав это в карточках, руководитель объявляет пере­рыв. Во время перерыва он и его помощники делают подсчеты.

Инструктаж участников при ранжировании. Из восьми карт выбе­рите самую важную, напишите цифру 8 в правом нижнем углу карточ­ки, обведите цифру кружком, а карточку отложите. Из оставшихся семи карт выберите наименее важный пункт (идею), запишите цифру 1 в правом нижнем углу карточки, обведите цифру кружком, а карточку отложите. Из оставшихся шести карт выберите самый важный пункт, запишите цифру 7 в правом нижнем углу, обведите цифру кружком, а карточку отложите. Когда все карточки выложены, руководитель и его помощники делают подсчеты.

Требования к проведению мозговой атаки.

1. Участники садятся за общий стол лицом друг к другу.

2. Запрещаются споры, критика и какие-либо оценки того, что го­ворится.

3. Время выступления каждого участника 1 - 2 мин.

4. Высказываются любые идеи, вплоть до утопических, бредовых.

5. Количество идей важнее их качества.

6. Обсуждается, критикуется и оценивается каждая идея по следу­ющим критериям:

· ее соответствие предпосылкам и начальным требованиям;

· возможность ее реализации или отсутствие таковой;

· реализуется сразу или требуется время;

· требует ее реализация лишних затрат или нет;

· применима ли идея в другой сфере деятельности.

7. Критические замечания излагаются сжато, лаконично. Идеи,
обсуждение которых требует много времени, лучше повторно рассмот­реть позже.

8. Выступать можно несколько раз, однако высказывания должны
быть непродолжительными.

9. Продолжительность первого рассмотрения — 20 мин.

Наши рекомендации