Почему срабатывает иррациональное мышление
В одной старинной игре под названием «тетербол» игроки бьют битами по шарику, подвешенному на веревке, стараясь как можно быстрее закрутить ее вокруг столба, к вершине которого она прикреплена. Хотя шарик под ударами бит способен перемещаться в разных направлениях, он может удалиться от столба только на то расстояние, какое позволит ему веревка. В определенном смысле тетербол служит моделью некоторых мыслительных процессов.
В самом деле, человеческий мозг не в состоянии сосредоточиться на двух объектах одновременно, не создав мысленной связи между ними. Но, в конце концов, как бы далеки друг от друга ни были данные объекты, вы можете удержать их в поле вашего зрения силой воображения и попытаться установить взаимосвязь. Осваивать этот метод следует по принципу «от простого — к сложному».
Не всегда выявленные нами взаимосвязи будут носить законченный характер. Например, на рисунках мы легко распознаем треугольник, человеческое лицо и круг. Хотя все они не завершены, однако с помощью воображения нетрудно представить недостающие линии. Таким же образом мы можем восполнить пробелы информации для придания законченности найденным связям.
204 □ Часть 2. Линейные игры для ума
Установление новых взаимоотношений между различными аспектами задачи часто помогает увидеть перспективы ее решения или подсказывает неожиданные аналогии, рассмотрение которых имеет самостоятельную ценность. Разберем проблему улучшения ваших взаимоотношений с начальником. Пусть случайно выбранным словом будет «карандаш». При попытке отыскать взаимосвязь между карандашом и решаемой задачей у вас возникают, скажем, следующие мысли и ассоциации.
1. Стирателънаярезинка. Мы оба помним о наших прошлых неудачах. Необходимо стереть их из памяти.
2. Деревянная оправа. Начальник дает мне слишком много работы. Я не железный и не деревянный, мне нужна помощь.
3. Желтый цвет. Это цвет нерешительности. Я не осмеливаюсь откровенно поговорить с начальником о моей карьере. Может быть, следует сделать это после работы, в неформальной обстановке?
4. Грифель. Грифель необходимо вовремя затачивать. Поддержка и понимание начальника всегда запаздывают, вследствие чего я несу ощутимые финансовые потери. Могу я заострить на этом чье-то внимание и получить поддержку?
5. Золотой ободок. Начальник не в курсе того, что я участвую в самых прибыльных операциях. Как я могу дать ему понять, что «золотым тельцом» он стал и благодаря моим стараниям?
6. Дешевизна. Перспективный план деятельности нашей фирмы не учитывает новых тенденций рынка. Не следует ли мне предложить иной, удешевляющий нашу продукцию?
7. Шесть граней. Необходимо предпринять шесть основных мер, чтобы решить поставленную задачу: улучшить взаимопонимание с начальником, поговорить с ним откровенно о моей карьере, установить очередность составления отчетов, предложить новый план деятельности фирмы, более эффективно использовать рабочее время, создать новую систему контроля за ведением отчетности.
Теперь следует подумать, как найти ответ на каждый поставленный вопрос. Постепенно вы будете вытягивать ниточки новых мыслей, которые прочно свяжут случайное слово «карандаш» с вашей задачей. Не огорчайтесь, если некоторые из них окажутся невыполнимыми, ведь цель использования'данного ме-
Глава 17. Иррациональное мышление □ 205
тода заключается в выработке наибольшего числа идей в кратчайшие сроки. Главное назначение случайного слова состоит в том, чтобы мобилизовать ваш творческий потенциал и подтолкнуть вас к поиску новых решений.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1. Когда вы ищете пути решения проблемы, попытайтесь использовать в ка
честве источника идей какое-нибудь слово. Пусть его выбор окажется про
извольным, а значение никак не будет связано с поставленной задачей. Это
слово может вызвать в вашем сознании цепную реакцию самых неожидан
ных ассоциаций, которые в конце концов приведут вас к новой блестящей
идее. Рассмотрим несколько способов поиска случайных слов.
о «Мыло, суп, песок». В конце главы приведен список случайных слов. Закройте глаза и наугад ткните карандашом в одно из них. Ни в коем случае не пытайтесь читать список и делать выбор сознательно.
о Откройте любой словарь на любой странице и наугад ткните пальцем в слово.
о Выберите произвольно два числа, одно из которых будет номером страницы книги, а другое — порядковым номером слова на этой странице.
о Применяя данный метод, не используйте больше одного слова в день, чтобы не рассеивать внимание и не ослаблять поиск ассоциаций.
о Наилучшими словами являются, как правило, те, которые обозначают хорошо известные предметы, вызывающие устойчивый ряд ассоциаций. Именнотакиесловаи включены в список «мыло, суп, песок». Посмотрим, в чем состоит преимущество использования приведенных мной слов.
о Простота. Нам хорошо известны назначения и свойства перечисленных предметов и понятий, потому что мы пользуемся ими каждый день.
о Наглядность. Можно легко представить себе их мысленно.
о Богатство взаимосвязей. Каждое из слов служит «спусковым механизмом» для возникновения множества других слов и образов. Например, «мыло» заставит вас вспомнить о ванне, душе, рукомойнике, мыльных пузырях (в прямом и переносном смысле), бане, стирке, стиральном порошке и т. д.
2. Подумайте о всевозможных вещах, которые связаны с вашим случайным словом. Пусть ваш выбор пал на слово «бутылка». Какие она имеет характеристики? Какие функции может выполнять? Как можно ее закупорить, наполнить, опорожнить? Исследуйте надписи на этикетке. Из чего сделана бутылка — из пластика или из стекла? Стекло прозрачное? Какое иное применение бутылке можно найти? Можно ли ее сдать? Такие бутылки продаются по одной или в стандартных упаковках по шесть штук?
3. Попробуйте сделать разветвленными и укрепить выявленные связи между стоящей перед вами задачей и случайным словом.
206 □ Часть 2. Линейные игры для ума
Допустим, вашей задачей является увеличение сбыта товара, а случайным словом — все та же «бутылка». Нарисуйте бутылку на листе бумаги и попробуйте мысленно связать ее образ с вашей проблемой. Примерный ход мыслей может быть следующим.
о Бутылки бывают пустые и полные. Насколько полно мы удовлетворяем запросы покупателей? Что еще можно сделать в этой области?
о Бутылки продаются в стандартной упаковке по шесть штук. Как изменить упаковку, чтобы наш товар выглядел лучше, чем у конкурентов? Как связать упаковку с образом нашего товара?
о Способ продажи. Бутылки продаются по одной, в упаковках по шесть штук и коробками. Следует ли разработать различные виды упаковок для оптовой и розничной торговли?
о Бутылки можно использовать неоднократно. Имеет ли смысл разработать программу повторного использования нашего товара?
о Пустые бутылки производят ненужный шум, и вообще с ними много возни. Как реорганизовать работу, чтобы сделать ее максимально эффективной и избежать бессмысленных потерь времени и ресурсов?
о У бутылок есть этикетки. Какие этикетки или ярлыки должен иметь наш товар, чтобы покупатель всегда отличал его от товара других производителей?
о На этикетках указан срок годности. Следует ли изменить ценовую политику, чтобы стимулировать клиента раскупать наш товар побыстрее?
о Пустые бутылки иногда используются в качестве ваз для цветов. Как изменить внешний вид товара, чтобы сделать его более эстетичным и покупатель мог найти ему другое применение? Каковы новые рынки сбыта для нашей продукции?
о Бутылки бывают разными по форме и по размерам. Следует ли нам расширить спектр модификаций нашего товара? Как это можно сделать? Как это отразится на себестоимости?
о Пустая бутылка становится бесполезной. Точно так же бесполезен труд продавцов, давно утративших интерес к своей работе. Возможно, следует организовать аттестационную комиссию, которая ежемесячно оценивала бы работу продавцов с целью повышения их мотивации к совершенствованию своих профессиональных навыков.
о Бутылки бьются. Сделав неловкое движение рукой, можно смахнуть бутылку со стола и разбить ее. Неверное решение, даже касающееся незначительного вопроса, иногда приводит к серьезным убыткам. Как можно этого избежать?
4. Записывайте ваши новые идеи. Фиксируйте их обязательно, иначе вы просто забудете их и окажетесь в положении человека, попавшего под золотой дождь, но не имеющего с собой ничего, кроме вил.
Глава 17. Иррациональное мышление □ 207
Уделяйте данному упражнению ежедневно по пять минут, этого вполне достаточно. Выберите какое-нибудь слово и пытайтесь установить всевозможные связи между ним и вашей задачей — таким образом вы научитесь генерировать новаторские идеи и находить решения любых проблем.
Иногда человек, ищущий новые пути решения задачи, подобен комару на пляже нудистов: он знает, чего хочет, но не знает, с чего начать. Поиск связей между проблемой и случайным словом создает хорошие предпосылки для выработки новых идей, однако существуют и другие способы стимулирования ассоциаций.
Просто поменять местами
Игра, заключающаяся в том, чтобы менять слова местами, может подтолкнуть к генерированию идей для создания новой продукции и нового сервиса. Допустим, у нас неважно идет торговля. Давайте поиграем опять со словом «бутылка». Объединим слова «бутылка» и «продавать» двумя путями: «продажа бутылок» и «продаваемые бутылки». Первое словосочетание подтолкнет нас к рассмотрению проблем, касающихся исключительно торговли, а второе — к поиску путей, как сделать продукцию более популярной.
«Чемодан чепухи»
Складывайте в отдельную коробку интересные рисунки, карикатуры, рекламные проспекты, листочки с записями цитат и пословиц — словом, все, что покажется вам оригинальным и сможет вызвать необычные ассоциации. Когда вам потребуется новая идея, достаньте из коробки то, что попадется под руку, а затем попытайтесь установить связи между случайно выбранным предметом и вашей задачей. Иногда это приводит к удивительным результатам!
Журналы
Возьмите какой-нибудь журнал и прочитайте в нем любую статью на любую тему. Поразмышляйте о связях между содержанием статьи и вашей проблемой, попробуйте выдвинуть новые идеи. Это упражнение очень полезно, если вы собираетесь выработать
208 □ Часть 2. Линейные игры для ума
у себя навык быстро использовать только что полученную информацию.
Что подскажут фигуры?
Выберите какую-нибудь фигуру, например круг, и постарайтесь в течение дня концентрировать на нем свое внимание. Например, входя в комнату, смотрите на круглые предметы и старайтесь определить связь между ними и вашей задачей.
Возможен и другой вариант использования данного метода. Предположим, я решил открыть необычный ресторан. Я выбираю в качестве исходной фигуры круг и концентрирую свое внимание на трех «круглых вещах»: раковинах с устрицами, форме рта при произнесении звука «о» и дантовых кругах ада.
Идея: назвать ресторан «Адская жаровня». Его интерьер будет напоминать кухню, где посетители смогут непосредственно наблюдать за приготовлением блюд. В меню могут быть устрицы, которые я буду класть на раскаленную решетку живыми. По мере нагревания раковины станут раскрываться, а устрицы издавать жалобные звуки. Другие моллюски, а также омары и креветки я буду опускать в кипяток живыми. Такой ресторан можно рекламировать как обслуживающий «вышедших из преисподней». Подобные заведения сейчас очень популярны в Японии.
Резюме
Искать новые идеи используя технику иррационального мышления — все равно что пытаться уснуть под слишком коротким одеялом. Вы тянете его на себя — у вас мерзнут ноги, вы прикрываете ноги — у вас мерзнут плечи. Но и под таким одеялом в конце концов можно удобно устроиться и заснуть. Результат использования техники иррационального мышления будет определяться тем, насколько удачно вы сможете связать разные понятия и найти новые идеи.
Чертог славы
Просвещенный монарх и заслуженный генерал, способные привлечь на свою сторону умнейших людей, непременно достигнут великих целей.
Сунь Цзы
П |
редставьте себе человека, перепрыгивающего из одной лодки в другую.
Поначалу лодки стоят — более или менее параллельно друг другу.
Как только человек прыгает с кормы одной лодки, она тотчас разворачивается в направлении другой. Когда же он «приземляется» на корму второй лодки, она, в свою очередь, разворачивается в направлении первой.
Лодки не просто движутся в противоположных направлениях, они наезжают друг на друга.
210 □ Часть 2. Линейные игры для ума
Так же работает и мысль; каждое ваше действие находит отклик. Охотясь за идеями, вообразите себя прыгающим от вашей задачи к известной цитате. Цитата, подобно лодке, развернется и столкнется с вашей задачей, высекая искру новой идеи.
«Чертог славы» поможет вам проникнуть в суть вашей задачи, привлекая уже снискавшие мировую славу мысли — как реальные, так и вымышленные. Цитаты содержат зародыши и принципы идей, которые могут быть применены к разного рода задачам.
Ресурсы
Для того чтобы заняться этой игрой для ума, вам понадобятся цитаты. Вот что можно предложить.
а Обратитесь к справочным изданиям, содержащим изречения
и мысли «великих мира сего». а Собирайте цитаты и интересные мысли, черпая их из книг, биографий, Библии, Талмуда, газет, журналов, юмористических рассказов, фильмов и телевизионных передач. Записывайте и приобщайте к своей коллекции любые понравившиеся вам слова. Вы можете систематизировать цитаты или располагать их как придется. Вот некоторые из полюбившихся мне поговорок:
о В закрытый рот и муха не влетит, о Два медведя в одной берлоге не уживутся. о Пустая бочка пуще гремит. о Всякому овощу свое время. о От малой искры да большой пожар. о Нет худа без добра. Q А вот несколько моих любимых цитат.
о Руководить огромной страной — все равно что готовить
мелкую рыбешку. (Лао Цзы) о Там, где заканчивается работа для телескопа, начинается работа для микроскопа. Что из них передает более грандиозное зрелище? (Виктор Гюго) о Есть два способа распространять свет — быть свечой или зеркалом, отражающим свечу. (Эдит Вартон)
Глава 18. Чертог славы □ 211
о В повседневной жизни наши недостатки кажутся порой привлекательнее наших достоинств. (Франсуа де Ларошфуко)
о Работайте с инструментами без рукавиц: кошка не ловит мышей в перчатках. (Бенджамин Франклин)
о Верх хитрости — скрывать хитрость. (Квинтилиан)
о Не только куй железо, пока оно горячо, но и не давай ему остывать, пока куешь. (Оливер Кромвель)
о Чтобы, найти нужные слова, следует перебрать все возможные. (Т. С. Элиот)
о Когда вы исключите невозможное, останется правда, какой бы невероятной она ни казалась. (Артур Конан Дойл)
о Форма всегда соответствует содержанию. (Луис Генри Салливан)
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1. Создайте свой личный «Чертог славы». Выберите лиц, живых или умерших, реальных или вымышленных, которые симпатичны вам по той или иной причине.
2. При возникновении потребности обращайтесь к своему «Чертогу славы». Выберите себе советчика и подыщите соответствующую цитату.
3. Осмыслите цитату. Запишите возникшие мысли независимо от соответствия их вашему запросу и, пользуясь ими, попытайтесь направить их в более подходящее согласно обстановке русло.
Основные правила следующие: о стремитесь к качеству; о считайтесь с чужим мнением; о раскрепоститесь; о старайтесь комбинировать и развивать свои мысли.
4. Выберите самую многообещающую мысль или их комбинацию. Затем сформулируйте ее или их заново.
5. Дайте себе возможность «погоняться» за новыми идеями в течение пятидесяти минут. Если ничего существенного не придумаете, выберите другую цитату или обратитесь к другому советчику. Поддерживайте связь с вашим «Чертогом славы», пока цитата или какой-либо другой отрывок текста не породят сонм полезных идей.
Часто чужие слова и мысли вызывают поток ассоциаций, которые в итоге приводят к появлению новых идей.
В течение ряда лет меня раздражал безобразный вид колонок Моего стереоприемника. Надо было что-то делать с этим. Я сфор-
212 □ Часть 2. Линейные игры для ума
мулировал свою задачу так: каким образом можно улучшить внешний вид колонок?
На этот раз в качестве советчика я выбрал Генри Дэвида Торо, нашел его цитаты в книге Барлетта и ткнул пальцем в первую попавшуюся:
Я — узел тщеславных усилий, Случайно связанных вместе.
Оттолкнувшись от этой фразы, я пустил свои мысли в свободный полет, записывая все, что приходило на ум. Появились две идеи.
1. «Связанные вместе» — связать колонки с чем-то другим.
2. « Тщеславные усилия » — придать колонкам более эстетичный вид.
Я заново сформулировал стоящую передо мной задачу. Теперь она выглядела так: каким образом можно связать колонки с чем-то эстетическим?
Я обратился к дизайнеру с просьбой замаскировать мои колонки, придав им вид керамических ваз. Этой идеей я так заинтриговал дизайнера, что впоследствии он занялся новым для него бизнесом — эстетическим переоформлением колонок.
Цитаты открывают перспективы для нахождения ответов на наши вопросы. Это можно продемонстрировать даже графически: закройте на рисунке белые квадраты и в течение тридцати секунд фокусируйте внимание на крестике рядом с черными прямоугольниками. Затем посмотрите на крестик в центре белых квадратов. Расстояние по вертикали между левой парой квадратов покажется больше расстояния между правой.
Глава 18. Чертог славы □ 213
Сконцентрировавшись на черном, вы изменили перспективу и тем самым заставили «двигаться» левую пару квадратов. Если вы сосредоточитесь на какой-то цитате, перспектива вашей задачи тоже изменится и заставит ваше сознание искать нестандартные пути решения.
Некий изобретатель прочитал о пожилой женщине, которая пришла в отчаяние от того, что не смогла открыть бутылку с микстурой против артрита. В конце концов больная прокусила дно пластиковой бутылки. Узнав об этом, изобретатель так сформулировал свою задачу: как сделать крышки упаковок лекарств более простыми в обращении для пожилых людей?
Он обратился к книге цитат, чтобы чем-нибудь подстегнуть свое воображение, и обнаружил следующие слова: «Никогда не мешает поставить на огонь не один, а два утюга». (Фрэнсис Бомонт)
Основное внимание изобретатель уделил словам «два утюга». Пусть у бутылки будет две крышки: предохранительная и обычная. Кроме того, число «два» побудило его искать решение не только в бутылке. Бутылка + инструмент = решение.
Идея: изобретатель разработал напоминающее плоскогубцы приспособление, с помощью которого можно срезать или просто снимать предохранительный колпачок, оставляя лишь обычную пробку.
Потухший уголек разгорается с прежней силой, когда рядом кладешь полыхающие уголья. Если ваш творческий костер гаснет, подбросьте в него цитату или какую-нибудь великую мысль, чтобы разжечь его вновь.
Для разнообразия можно попробовать и способ получения консультации у своих советчиков: создайте воображаемый Совет директоров.
Совет директоров
Это вымышленный Совет могущественных предпринимателей и рационализаторов, которые будут помогать вам в решении деловых вопросов. Представьте, что вы располагаете опытом, мудростью и ноу-хау Томаса Эдисона, Дугласа Мак-Артура, Томаса Уотсона, Джона Д. Рокфеллера, Бернарда Баруха, СэмаУолтона, Эндрю Карнеги, Дж. П. Моргана, Генри Форда, Дональда Трам-
214□ Часть 2. Линейные игры для ума
па, Теда Тернера и других, живых или умерших, людей, которые являются вашими кумирами.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1.Выберите от трех до пяти инициативных бизнесменов, ныне здравствующих или покойных, которыми вы больше всего восхищаетесь.
2. На видном месте прикрепите фотографии членов созданного вами Совета директоров (это могут быть снимки из газет). Фотографии будут постоянно напоминать вам, на кого следует равняться.
3. Изучите своих героев: посидите в библиотеке, прочтите их биографии, ознакомьтесь, что говорили о них критики, — словом, узнайте о ваших героях побольше.
А. Выпишите понравившиеся вам сведения. Это могут быть рассказы о том, какие препятствия возникали перед вашими героями и как они их преодолевали, или что-нибудь другое, не менее интересное и актуальное, то, что произвело на вас наиболее сильное впечатление. Особое внимание уделите творческой силе ваших кумиров, с помощью которой они решали свои проблемы, а также их секретам, благодаря которым они сумели прославиться, став столь неординарными личностями, и т. д.
5. Когда у вас возникнет проблема, обратитесь за консультацией к членам Совета директоров. Постарайтесь представить себе, как поступили бы они на вашем месте. Как расправился бы с вашими проблемами на работе Генри Форд? Какие новые способы производства или виды услуг предложил бы Томас Эдисон? Как можно было бы воспользоваться приемами, которые использовал в торговле Томас Уотсон?
Консультации Совета
Менеджера фирмы, производящей автомобильные покрышки, беспокоил слишком медленный сбыт продукции, и этот предприниматель задался вопросом: «Как ускорить сбыт покрышек?» Он решил «проконсультироваться» с суперпродавцом Томасом Уот-соном. История Уотсона вдохновила нашего бизнесмена рассмотреть идею, заключающуюся в повышении стимула к продаже продукции у всех работников фирмы, не только у продавцов. Вопрос, заданный когда-то Уотсоном, стал и вопросом менеджера: «Как побудить людей работать с душой?» Обратившись к другому своему советчику, Дэвиду Паккарду, наш предприниматель выделил такие его слова: «.. .всегда и во всем иметь четко поставленные и согласованные цели». Менеджер был заинтригован той атмосферой, которую сумел создать Паккард в своей фирме «Паккард/Hewlitt-Packard». Итак, бизнесмен задумался над еле-
Глава 18. Чертог славы □ 215
дующими понятиями: стимулирование, дух предпринимательства и согласованные цели.
Теперь он заново сформулировал стоящую перед ним задачу: какая цель устроила бы всех сотрудников и развивала у них пре-принимательскую жилку, стимулировала желание продать больше покрышек?
Идея: цель, с которой согласились бы все сотрудники фирмы, заключается в подключении их к сбыту покрышек.
Менеджер попросил каждого сотрудника вкладывать еженедельно один доллар в дело активизации сбыта покрышек, а также предложил вставить в лобовые стекла автомобилей листки, рекламирующие покрышки. Даже после такого небольшого вклада у работников появилось чувство собственников. Чтобы повысить энтузиазм работников, менеджер вдохновлял их на труд краткими речами и лозунгами, например: «Мы производим покрышки, сумеем их и продать». Он обратился ко всем работникам с просьбой выступить в роли спонсоров и принимать непосредственное участие в кампании по продаже покрышек.
Резюме
Каков образ мыслей, таков и поиск: ищите и обрящете,
Роберт Браунинг
Пусть кто-то подержит газету вдали от вас так, чтобы вы не могли прочесть заголовок статьи. Затем человек, держащий газету, Должен сказать вам, как называется статья. Как только он это сделает, вы будете в состоянии сами прочитать заголовок. Это явление, известное как «иллюзия газетного заголовка», основано на эффекте ожидания. Вы читаете название, поскольку думаете, что можете его прочесть; поскольку ожидаете, что должны прочитать.
Рассчитывая найти идеи в мыслях и словах других людей, вы "УДете верить, что сможете это сделать, и вы найдете ожидаемые идеи.