Общая методология научного творчества

Для начинающих исследователей и разработчиков научно-технического творчества весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие дипломный проект как квалификационную работу, но и иметь хотя бы самое общее представление о методологии научно-технического творчества. Как показывает современная учебная практика высших учебных заведений, у таких исследователей и разработчиков на первых шагах к овладению навыками научной работы больше всего возникает вопросов методологического характера. Им, прежде всего, недостает опыта в организации своей работы, в использовании методов познания и применении логических законов и правил. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.

Изучение как основная форма научно-технической работы

Всякое исследование от творческого замысла до окончательного оформления труда осуществляется весьма индивидуально. Но все, же можно определить и некоторые общие методологические подходы к его проведению.

Современное научно-теоретическое и техническое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода к его изучению.

Известно, что новые результаты и ранее накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии.

Лучшее и прогрессивное из старого переходит в новое и дает ему силу и действенность. Иногда позабытое старое вновь возрождается на новой основе и живет как бы вторую жизнь, но в ином, более совершенном виде.

Изучать – означает вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, являются важнейшими факторами исследования. Но в то же время научное изучение – это обоснованное применение научного предвидения, это хорошо продуманный расчет.

Нужно быть объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового не всегда видна самому исследователю. Новые факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Накопление фактов в процессе исследования – всегда творческий процесс, в основе которого всегда лежит замысел, идея. В философском определении идея представляет собой продукт человеческой мысли, форму отражения действительности. Идея отличается от других форм мышления и знания тем, что в ней не только отражен объект изучения, но и содержится сознание цели, перспективы познания и практического преобразования действительности.

Идеи рождаются из практики, наблюдений окружающего мира и потребностей жизни. В основе идей лежат реальные факты и события. Жизнь выдвигает конкретные задачи, но зачастую не сразу находятся продуктивные идеи для их решения. Тогда на помощь приходит способность исследователя предлагать новый, совершенно необычный аспект рассмотрения задачи, которую долгое время не могли решить при обычном подходе к делу или, как говорят, пытались решить ее в «в лоб».

Развитие идеи до стадии решения задачи разработки проекта, обычно совершается как плановый процесс исследования. Хотя в науке известны случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем идет процесс продолжения целевой и общеидейной обработки первоначального замысла, уточнения, изменения, дополнения и развития намеченной схемы исследования.

Общая схема хода исследования и научно-технической разработки

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

Обоснование актуальности выбранной темы

$

Постановка цели и конкретных задач проекта

$

Определение объекта и предмета проектирования

$

Выбор методов (методики) проектирования

$

Описание процесса проектирования

$

Обсуждение результатов

$

Наши рекомендации