Организационные структуры международных компаний
Организационная структура – всеобъемлющая схема взаимосвязанных структурных компонентов и их конфигурация, используемая для управления деятельностью в масштабах всей корпорации.
Организационная структура – базовое средство реализации стратегии, которого придерживается компания, и основной инструмент достижения поставленных целей.
Выбор организационной структуры зависит от:
· размера компании;
· принятой стратегии;
· используемых технологий;
· внешних экономических условий;
· культурных особенностей тех стран, где ведётся бизнес.
Задачи формирования организационной структуры:
· Распределение ресурсов компании.
· Распределение должностных обязанностью между работниками.
· Информирование сотрудников о правилах и процедурах, принятых в компании.
· Сбор и передача информации, которая используется при принятии решений.
Приблизительные этапы формирования международной организационной структуры: комплементарный подход - департамент экспорта - международная организационная структура - глобальная организационная структура.
Типы существующих организационных структур:
Глобальная продуктовая структура – распределение ответственности за определённые товары или группы товаров между отдельными подразделениями компании. Использовать эту организационную структуру целесообразно, когда компания выпускает различные товары и продаёт их на различных рынках.
Подвиды:
Структура М-типа – если компания выпускает родственные товары, её структура формируется в соответствии с М-типом (Multi-division) – компания состоит из ряда автономных подразделений, занимающихся взаимосвязанными видами деятельности.
Структура Н-типа (Holding) – её используют компании, которые выпускают несвязанные между собой товары. Компания Н-типа состоит из автономных подразделений, занимающихся несвязанными видами деятельности.
+ Деятельность каждого подразделения сконцентрирована на выпуске отдельного продукта или группы товаров.
+ Эта структура позволяет организовать выпуск продукции там, где издержки производства ниже, координировать загрузку различных предприятий, перемещая производства при изменении спроса.
+ Такая структура способствует глобальному маркетингу продукта.
- Дублирование дорогостоящих операций.
- Сложный процесс координации действий различных подразделений в компании, затруднён процесс накопления опыта в рамках всей компании.
Глобальная географическая структура – предполагает организацию деятельности компании по определённым территориям и регионам мира. Эту структуру лучше использовать компаниям, продукция которых различается по регионам мира.
+ приносит пользу для компании, стратегия которой направлена на организацию максимально эффективной системы сбыта, а не на повышение эффективности производства;
+ полезна для компаний, конкурентоспособность которых основана на репутации товаров соответствующей торговой марки;
+ позволяет накапливать знания о местном рынке и адаптировать свою продукцию к нуждам местных потребителей;
- компания может забыть или принести в жертву преимущество низких издержек, которые возникают на базе глобализации производства;
- распыление ресурсов компании в сфере внедрения новых технологий;
- дублирование действий и операций.
Глобальная функциональная структура – предполагает создание отделов и подразделений, которые несут ответственность за реализацию одной из функций компании. Эту структуру могут применять международные компании, занятые выпуском узкой ассортиментной линии товаров. Это структура U-типа (Unity)
+ беспрепятственный обмен опытом в рамках функциональных подразделений;
+ эта структура позволяет сфокусировать внимание на основных функциях;
- применима только для компаний, которое выпускают небольшое количество продуктов или имеют немного заказчиков;
- проблемы с координацией действий;
- дублирование ресурсов в сфере управления компанией.
Функциональная структура характерна для предприятий, занимающихся переработкой природных ресурсов, предприятий горно-добывающей и энергетической промышленности, а также для тех компаний, которым важна работа в единых стандартов.
Глобальная структура с ориентацией на потребителя предполагает группировку операций компании вокруг определённых сегментов или групп потребителей, каждая из которых требует особого внимания.
- значительное дублирование ресурсов;
- затруднена координация действий;
+ возможность удовлетворить специфические нужды каждого сегмента потребителей.
Глобальная матричная структура формируется в результате наложения организационной структуры одного типа на действующую структуру другого типа. Использующие данную структуру компании формируют специализированные рабочие группы, включающие специалистов разных отделов. Данная организационная структура характеризуется большой гибкостью и подвижностью.
+ способствует консолидации опыта и знаний в рамках специализированных рабочих групп;
+ позволяет использовать преимущества других типов организационных структур;
+ способствует координации действий менеджеров различных подразделений и обмену опыта между ними;
- не приспособлена для компаний, выпускающих узкий ассортимент товаров и функционирующих на относительно стабильных рынках;
- требуется слишком много времени для принятия решений;
- склонность идти на компромиссы.
Подходы компаний к формированию организационной структуры:
· Этноцентрический подход используется компаниями, которые при ведении международных операций руководствуются теми же методами ведения бизнеса, что и в своей стране.
· Полицентрического подхода придерживаются компании, которые адаптируют используемые методы ведения бизнеса к каждому целевому зарубежному рынку.
· Геоцентрический подход применяется в компаниях, которые анализируют нужды потребителей в мировом масштабе и вырабатывают стандартизованные методы ведения бизнеса для всех рынков, которые они обслуживают.