Организационные структуры международных компаний

Организационная структура – всеобъемлющая схема взаимосвязанных структурных компонентов и их конфигурация, используемая для управления деятельностью в масштабах всей корпорации.

Организационная структура – базовое средство реализации стратегии, которого придерживается компания, и основной инструмент достижения поставленных целей.

Выбор организационной структуры зависит от:

· размера компании;

· принятой стратегии;

· используемых технологий;

· внешних экономических условий;

· культурных особенностей тех стран, где ведётся бизнес.

Задачи формирования организационной структуры:

· Распределение ресурсов компании.

· Распределение должностных обязанностью между работниками.

· Информирование сотрудников о правилах и процедурах, принятых в компании.

· Сбор и передача информации, которая используется при принятии решений.

Приблизительные этапы формирования международной организационной структуры: комплементарный подход - департамент экспорта - международная организационная структура - глобальная организационная структура.

Типы существующих организационных структур:

Глобальная продуктовая структура – распределение ответственности за определённые товары или группы товаров между отдельными подразделениями компании. Использовать эту организационную структуру целесообразно, когда компания выпускает различные товары и продаёт их на различных рынках.

Подвиды:

Структура М-типа – если компания выпускает родственные товары, её структура формируется в соответствии с М-типом (Multi-division) – компания состоит из ряда автономных подразделений, занимающихся взаимосвязанными видами деятельности.

Структура Н-типа (Holding) – её используют компании, которые выпускают несвязанные между собой товары. Компания Н-типа состоит из автономных подразделений, занимающихся несвязанными видами деятельности.

+ Деятельность каждого подразделения сконцентрирована на выпуске отдельного продукта или группы товаров.

+ Эта структура позволяет организовать выпуск продукции там, где издержки производства ниже, координировать загрузку различных предприятий, перемещая производства при изменении спроса.

+ Такая структура способствует глобальному маркетингу продукта.

- Дублирование дорогостоящих операций.

- Сложный процесс координации действий различных подразделений в компании, затруднён процесс накопления опыта в рамках всей компании.

Глобальная географическая структура – предполагает организацию деятельности компании по определённым территориям и регионам мира. Эту структуру лучше использовать компаниям, продукция которых различается по регионам мира.

+ приносит пользу для компании, стратегия которой направлена на организацию максимально эффективной системы сбыта, а не на повышение эффективности производства;

+ полезна для компаний, конкурентоспособность которых основана на репутации товаров соответствующей торговой марки;

+ позволяет накапливать знания о местном рынке и адаптировать свою продукцию к нуждам местных потребителей;

- компания может забыть или принести в жертву преимущество низких издержек, которые возникают на базе глобализации производства;

- распыление ресурсов компании в сфере внедрения новых технологий;

- дублирование действий и операций.

Глобальная функциональная структура – предполагает создание отделов и подразделений, которые несут ответственность за реализацию одной из функций компании. Эту структуру могут применять международные компании, занятые выпуском узкой ассортиментной линии товаров. Это структура U-типа (Unity)

+ беспрепятственный обмен опытом в рамках функциональных подразделений;

+ эта структура позволяет сфокусировать внимание на основных функциях;

- применима только для компаний, которое выпускают небольшое количество продуктов или имеют немного заказчиков;

- проблемы с координацией действий;

- дублирование ресурсов в сфере управления компанией.

Функциональная структура характерна для предприятий, занимающихся переработкой природных ресурсов, предприятий горно-добывающей и энергетической промышленности, а также для тех компаний, которым важна работа в единых стандартов.

Глобальная структура с ориентацией на потребителя предполагает группировку операций компании вокруг определённых сегментов или групп потребителей, каждая из которых требует особого внимания.

- значительное дублирование ресурсов;

- затруднена координация действий;

+ возможность удовлетворить специфические нужды каждого сегмента потребителей.

Глобальная матричная структура формируется в результате наложения организационной структуры одного типа на действующую структуру другого типа. Использующие данную структуру компании формируют специализированные рабочие группы, включающие специалистов разных отделов. Данная организационная структура характеризуется большой гибкостью и подвижностью.

+ способствует консолидации опыта и знаний в рамках специализированных рабочих групп;

+ позволяет использовать преимущества других типов организационных структур;

+ способствует координации действий менеджеров различных подразделений и обмену опыта между ними;

- не приспособлена для компаний, выпускающих узкий ассортимент товаров и функционирующих на относительно стабильных рынках;

- требуется слишком много времени для принятия решений;

- склонность идти на компромиссы.

Подходы компаний к формированию организационной структуры:

· Этноцентрический подход используется компаниями, которые при ведении международных операций руководствуются теми же методами ведения бизнеса, что и в своей стране.

· Полицентрического подхода придерживаются компании, которые адаптируют используемые методы ведения бизнеса к каждому целевому зарубежному рынку.

· Геоцентрический подход применяется в компаниях, которые анализируют нужды потребителей в мировом масштабе и вырабатывают стандартизованные методы ведения бизнеса для всех рынков, которые они обслуживают.

Наши рекомендации