Высшие духовные ценности человечества имеют общечеловеческое (мировое), национальное (народное), семейное (родовое) и индивидуально-личностное (персональное) значение для личности.
Ядро духовных ценностей человечества возможно попытаться дифференцировать по уровням (по нарастающей):
● Микро- (жизнь и ее смысл, гуманизм, милосердие, свобода, честь, совесть, достоинство, справедливость, доброта, дружба, любовь, счастье, вера, самоотверженность, рассудительность, долг, терпение, ответственность, права и обязанности и др.);
● Мезо- (семья, отчий дом, род, образ жизни, поведения и общения и др.);
● Макро- (Родина, святыни страны, национальная геральдика, единство нации, родной язык, народная культура и традиции, патриотизм и др.);
● Мега- (мир на Земле, биосфера как среда обитания человека, ноосфера как сфера разума человечества, мировая наука и культура и др.).
С помощью транслирования духовных ценностей всех представленных уровней от поколения к поколению, от человека к человеку, открывается доступ к ноосфере и хранящимся в ней идеям, конкретным знаниям, практическим умениям, навыкам и т.д.
Система ценностных ориентаций является основой развития личности и становления Я-концепции, регулирует эти процессы. Особенно сензитивным и активным периодом для этого является личностное и профессиональное становление индивида подросткового и юношеского возраста.
В эпоху киберсоциализации происходит существенное изменение процесса формирования и трансляции ценностных ориентаций людьми, особенно детьми, подростками и молодежью, наиболее активно практикующими социализацию в киберпространстве как сетевом информационном воплощении ноосферы.
В социальных практиках киберсоциализации закреплены и по-настоящему четко прослеживаются две разнонаправленные интенции, образующие диалектическое единство: дифференциация и интеграция.
Так, с одной стороны, наблюдается стремление личности к индивидуализации в киберпространстве– утверждению своей уникальности посредством самореализации и самовыражения (что в конечном итоге способствует атомизации общества и самого киберпространства).
С другой стороны, личность в киберпространстве испытывает референтную потребность в аффилиации (принадлежности к определённым группам в Сети, интернет-сообществам) и идентификации как соотнесения себя с определённой социальной группой или социальными структурами (что в результате способствует сплочению общества и коллективизации киберпространства).
В рассматриваемом аспекте социальные практики жизнедеятельности человека в контексте киберсоциализации составляют сущность и содержание самореализации личности в условиях глобальной информатизации общества, исходя из четырех основных векторов киберсоциализации человека, ставших новыми опосредованными видами деятельности личности в Сети:
1. Коммуникация в киберпространстве (коммуникация в Сети или киберкоммуникация) представляет собой деятельность по установлению и развитию контактов между людьми посредством киберпространства. Включает в себя: обмен информацией, взаимное её смысловое и экспрессивное восприятие, попытки влияния друг на друга.
Основные опасности киберкоммуникации:
• троллинг — размещение в киберпространстве интернет-среды (чаще всего на форумах, в интернет-сообществах, на страницах блогов и т.п.) провокационных сообщений и/или комментариев с целью вызвать спор ради спора, создать конфликтную ситуацию между участниками, спровоцировать взаимные оскорбления и т.п. Такого интернет-хулигана, занимающегося троллингом, называют троллем, что совпадает с названием враждебного человеку мифологического существа. Троллинг является настоящим социальным феноменом: ведь троллями не рождаются, троллями становятся, часто эволюционируя в буллеров (занимающихся буллингом), в результате развития девиантного поведения в процессе воспитания, совершенствования навыков агрессивной и провокационной киберкоммуникации;
• кибербуллинг — использование возможностей и свойств киберкоммуникации, чтобы запугать человека, как правило, сообщениями угрожающего содержания или размещением неправдивой, а также компрометирующей информации о нем. Корни кибербуллинга кроются в распространенном поведении маленьких детей и подростков, которые часто дразнят и обзывают друг друга в целях притеснения (буллинг). Кибербуллинг может перерасти в киберхарассмент и даже секстинг (пересылку сообщений, фото и видео интимного содержания);
• киберхарассмент — сетевое домогательство в виде прямых или косвенных оскорблений и угроз, недоброжелательных замечаний, грубых шуток или инсинуаций, нежелательных электронных писем или звонков на сотовый (мобильный) телефон, показ оскорбительных или унизительных фотографий, видео и т.п., вплоть до секстинга.
2. Досуг в киберпространстве (досуг в Сети или кибердосуг) – деятельность во время, свободное от работы, учебы и домашних обязанностей, используемое для отдыха, восстановления, расслабления, хобби, игры и других культурных занятий, которое человек проводит посредством ресурсов киберпространства.
Основной опасностью досуга в киберпространстве является кибераддикция (зависимость от киберпространства) как вид нехимической зависимости; психическое расстройство, проявляющееся в навязчивом желании человека погрузиться в среду, созданную посредством электронных, компьютерных, цифровых, мультимедиа и интернет-технологий и средств сотовой (мобильной) связи.
3. Познание в киберпространстве (познание в Сети или киберпознание) представляет собой деятельность в процессе приобщения к знаниям человечества, хранящимся в киберпространстве, необходимым человеку для понимания опыта жизнедеятельности и взаимодействия с миром, с другими людьми и с самим собой.
Основной опасностью познания в киберпространстве становится потребление спама (дословно — практически бесполезной информации), а также усвоение недостоверной, порою негативной для психики и опасной для личности информации из Сети.
4. Работа в киберпространстве (работа в Сети или кибертруд) – деятельность, осуществляемая человеком в киберпространстве, в процессе которой он, используя орудия труда, воздействует на реальность, меняя и используя её в целях создания продуктов труда, необходимых для удовлетворения своих потребностей в условиях реальной жизнедеятельности и в киберпространстве.
Основной опасностью работы в киберпространстве является практическая относительная ненормированность труда, поскольку человек нередко вынужден, стремясь быстро добиться успеха и удержаться на востребованных позициях, трудиться чуть ли не по геймерской формуле «24×7» (двадцать четыре часа умножить на семь дней в неделю), пренебрегая правилами гигиены труда, что наносит непоправимый вред его психофизическому здоровью (накапливается усталость, начинают болеть глаза, портится осанка и многое др.), в результате чего развиваются соответствующие заболевания.
Современная жизнедеятельность человека, связанная с коммуникацией, досугом, познанием и работой в киберпространстве способствует распространению многочисленных социальных практик жизнедеятельности, включая:
● обретение и рефлексию опыта персональной и совместной деятельности с другими людьми;
● освоение и интериоризацию социокультурных норм, образцов, способов действий и правил поведения;
● осознание и презентацию личных и коллективных результатов и достижений.
Необходимо подчеркнуть, что социальные практики жизнедеятельности человека в контексте киберсоциализации могут иметь как позитивный, так и негативный характер.
В целом целесообразно говорить о единстве четырех ипостасей человека в современном информационном обществе:
● он и объект киберсоциализации (киберпространство объективно влияет на его жизнедеятельность),
● и субъект киберсоциализации (человек удовлетворяет разнообразные потребности посредством киберпространства),
● и жертва киберсоциализации (он подвергается типичным опасностям киберпространства, негативно влияющим на последствия его киберсоциализации),
● и реальная и/или латентная жертва неблагоприятных условий киберсоциализации (человек испытывает объективные и/или субъективные трудности в контексте киберсоциализации).
Кроме того, человек XXI века, как «витязь на распутье», оказывается перед выбором одного из трех глобальных возможных сценариев жизнедеятельности, детерминирующих его социальные практики в контексте киберсоциализации:
● намеренно отказаться от использования современных технологий и техники, т.е. быть киберстерильным. Данный сценарий зачастую актуализирует у человека роль «изгоя» современного динамичного общества, «помешанного» на технологиях. Стоит упомянуть, что возможен разумный медиаскетизм («цифровое воздержание»), которому свойственны некие волевые решения человека по осознанному ограничению качества и количества используемых им современных технологий в контексте жизнедеятельности.
● стать гиперактивными круглосуточнымпотребителем многочисленных и разнофункциональных современных технологий и техники. Из-за чего человек становится неразумным «скопидомом-рабом» технологий. На практике это, фактически, приводит к киберзависимости, поскольку в случае неограниченного и зачастую бесконтрольного использования технологий, они фактически «подчиняют» себе человека: его время, разум, действия и т.д.
● или встать на путь безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации, т.е. полноценного применения современных технологий и техники в контексте интеграции жизнедеятельности в условиях предметной действительности и символьно-знаковой реальности киберпространства, что позволит осознанно конструировать свой внутренний мир на основе ориентации в культуре, ценностях, нормах и правилах, приспосабливаясь и обосабливаясь, развиваясь как неповторимая личность, умеющая сосуществовать с другими, как человек, способный к осознанию и решению проблем самого разного характера и т.д.
Новое тысячелетие ознаменовано многими новаторскими достижениями человеческого разума. Желание мыслить и мысль у Homo Sapiens’а отобрать нельзя. Человек будет и дальше стремиться изучить неизведанное, открыть неоткрытое, познать непознанное.
Исходя из прогнозов ученых разных областей знания, аналитиков и футурологов, совсем скоро произойдет шестая информационная (информационно-кибернетическая) революция, связанная с внедрением и популяризацией концепции Интернета вещей, экспансией уже изобретенных молекулярных и нанокомпьютеров, созданием нейронета, а также совершенствованием искусственного интеллекта.Будут созданы по-настоящему «умные киберустройства» — помощники человека, а мы можем стать свидетелями не только становления предсказанной фантастами параллельной человеческой цивилизации искусственного интеллекта, но и практического научного трансгуманизма[1].
Таким образом, ценностно-смысловое содержание деятельности по направлению должно опираться на ряд основных положений киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности человека XXI в.:
● модель жизнедеятельности человека в XXI в. строится с учетом существования «параллельной» современному миру реальности — киберпространства;
● в социальные процессы включается процесс киберсоциализации личности, который, имея сегодня зачастую стихийный характер, может и должен приобретать контролируемый или относительно направляемый характер, выражающийся в раскрытии позитивного потенциала электронной, компьютерной, цифровой и т.п. техники для организации эффективной жизнедеятельности современного человека, нивелируя негативные последствия киберсоциализации;
● киберпространство предоставляет возможности для удовлетворения потребностей, раскрытия способностей, обеспечения эффективной профессиональной деятельности и комфортной повседневной жизни человека, исходя из его психовозрастных, гендерных, социокультурных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных и иных особенностей и ценностных ориентаций.
Основная роль киберонтологической концепции заключается в регулировании развития личности и жизнедеятельности человека в киберпространстве с учетом современных условий и тенденций воспитания, а также ближних и дальних перспектив эволюции человечества.
Описание ключевых задач