Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании. Педагогика межнационального общения.

Динамика жизни и кардинальные социально-политические события в стране резко обострили межнациональные взаимоотношения между людьми, тем самым поставив ребенка в поле социально-психологического напряжения. Обыденное житейское сознание, наполненное агрессией в адрес мигрантов из соседних республик, не может не сказываться на отрицательном отношении детей к представителям других наций. Проблема интернационального воспитания обострилась и выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.

Несмотря на то, что малышам не свойственно разделение людей по национальной принадлежности, они играют вместе, не интересуясь национальностью друг друга, все-таки, несмотря на присущий детям интернационализм, в их жизни возникает проблема межнационального общения, спровоцированная взрослыми.

Исходным положением данного вопроса является отношение к человеку как таковому. Формирование ценностного отношения к человеку как феномену мира и культуры, а значит привитие детям уважительного отношения к человеку любого рода, любой нации, любой страны уже предполагает гуманистическое отношение к людям разных национальностей. Очень важно расширять у детей этнографические представления о разных нациях, разворачивающие картину особенностей материальной, общественной и духовной жизни отдельных народов, рассматривать обусловленность этих особенностей географическим расположением народа на земле.

Немаловажным является осмысление особенностей характерологических черт нации. Особенности характера вносят осложнения в протекание взаимных отношений между детьми. Однако эти трудности преодолимы, если педагог неуклонно приучает детей принимать другого человека как данность.

Однако не следует игнорировать национальную принадлежность отдельного человека и инструментовать отсутствие таковой в детской группе. Хранить достоинство своей нации — великое обретение. Держать честь нации - высокий дар человека.

Чтобы расширить картину социального пространства, педагог предъявляет детям множества фактов содружества, творчества, товарищества, любви и самоотвержения в союзе людей разных национальностей. В случае информационных сообщений о событиях в жизни другой нации педагог обязан задержать внимание детей на происшедшем, осмыслить, прожить сочувствие и принять участие в акте помощи, если это под силу детям. Нельзя обойти вниманием явление мирового масштаба - национальной ассимиляции, слияния одного народа с другим путем усвоения языка, обычаев, стиля жизни.

Остатки старой культуры в виде диких националистских и расистских предрассудков обязательно следует обсуждать с детьми, анализировать их смысл для каждого человека и печальные последствия принятия предрассудков за правду и истину. Надо корректировать любого плана уничижительные насмешки над малыми нациями, но столь же неукоснительно производить педагогическую коррекцию, когда вектор цинизма направляет в сторону собственной нации.

Интернационализм как этическое социально-психологическое образование выражается в уважении к представителю любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех национальных принадлежностей.

Разумеется, общим условием решения вопроса межнационального общения станет личный пример педагога: он, будучи представителем определенной национальности, проявляет свое осознание такой принадлежности, но он, воспринимая человека иной национальности, проявляет уважение, интерес и признание достоинств людей иной национальности. Тем самым предъявляет детям конкретный наглядный образ практического воплощения этической идеи интернационализма.

8. Психолого-педагогические основы патриотического и гражданского воспитания.

Воспитание гражданина — одна из краеугольных задач деятель­ности образовательного учреждения. Решая проблему гражданс­кого воспитания учащихся, школа сосредоточивает свои усилия прежде всего на формировании ценностного отношения к явлени­ям общественной жизни, деятельности и сознания отдельных со­циальных групп и личности. Основная цель гражданского воспитания состоит в формиро­вании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государ­ственной власти, любовь к родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничес­кое проявление патриотических чувств и культуру межнациональ­ного общения. Становление гражданственности как качества лич­ности определяется не только субъективными усилиями педаго­гов, родителей, общественных организаций, но и объективными условиями функционирования общества — особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нрав­ственной культуры общества. Гражданское воспитание предполагает формирование консти­туционных, правовых позиций личности. Сознание выражающей интересы общества и личности в разреше­нии внутри- и внешнеполитических проблем государства. Общественное и личностное сознание не тождественны. Содержание гражданского воспитания в школе и семье опре­деляется работой учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнацио­нального общения, правовой культуры, по воспитанию в духе мира и ненасилия. В гражданском становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить ему. Проявлением высокого уровня культу­ры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающего равенство и сотрудничество всех наро­дов. Оно противопоставлено национализму. В пат­риотизме заложена идея уважения и любви к своей стране, к соотечественникам, в интернационализме — уважения к Дру­гим народам и странам, солидарности с ними. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществ­ляются в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей страны, формирования бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, в процессе воспитания любви к малой роди­не — своим родным местам, воспитания готовности к защите ро­дины, укреплению ее чести и достоинства, установлению братс­ких, дружественных отношений с представителями других стран и народов. Важную роль в патриоти­ческом воспитании играет организация работы по изучению Госу­дарственных символов Российской Федерации — Герба, Флага, Гимна, символики других стран. Деятельность учителей, классных руководителей, родителей направляется на расширение у учащихся круга знаний, позволя­ющих осознать и переосмыслить различные стороны патриотиз­ма и интернационализма. Большую роль в воспитании патриотиз­ма и интернационализма играют учебные предметы гуманитарно­го и естественного циклов.

Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к родине. Формированию культуры межнациональ­ного общения способствует изучение иностранных языков, рас­крывающих историю, культуру стран изучаемого языка, тради­ции и обычаи народов этих стран. Гражданское воспитание предполагает формирование у уча­щихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в об­ласти науки, техники, культуры (из жизни выдающ.людей этих областей).

Психология: самосознание в аспекте установок, потребностей. 3 компонента:-позновательный, поведенческий, эмоциональный. Человек должен знать о своей родине, знания должны сопровождаться эмоциями и проявлении в поведении. 1.влияние через семью.2.через школу. Компоненты: осознаваемые (знания), неосознаваемые (эмоции.). человек есть потребность в принадлежности к стране, государству(какой-л.гр.), чувство защищенности.

Психолого-педагогические основы оптимального выбора и эффективного применения методов и приемов воспитания в педагогических ситуациях разного типа и уровня сложности. Методы воспитания: сущность и классификация.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Методы - механизмы, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Учитель выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод состоит из методических приемов. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы. Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Классификация методов воспитания :• методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

• методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

• методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

• методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Выбор методов воспитания: Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффектив­ным без учета тех условий, в которых он применяется. Выбор методов жестко детерминирован, ибо он глубоко причинно обусловлен.

Среди общих причин (условий, факторов), определяющих вы­бор методов воспитания, прежде всего должны быть учтены сле­дующие:1)Цели и задачи воспитания. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.2) Содержание воспитания: надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены разным смыслом. 3) Возрастные особенности воспитанников: одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста вос­питанников. 4)Уровень сформированности коллектива (класса): гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками. 5) Индивидуальные и личностные особенности воспитанников: общие методы, общие программы — лишь канва воспитательного взаимодействия, необходима их индивидуальная и личностная корректировка. 6) Условия воспитания: к ним, кроме материальных, психофи­зиологических, санитарно-гигиенических относятся и отноше­ния, складывающиеся в классе — климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.7) Средства воспитания: методы воспитания становятся сред­ствами, когда выступают компонентами воспитательного процес­са. 8) Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выби­рает только те методы, с которыми он знаком, которыми владе­ет. 9) Время воспитания: когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.10) Ожидаемые последствия: выбирая метод (методы), воспита­тель должен быть уверен в успехе. Для этого необходимо пред­видеть, к каким результатам приведет применение метода.

Психология: Ситуации: проблемные (решаемые по шаблону, по привычке), проблемные (какой метод выбрать?)-препод-ль должен проанализировать и разрешить ситуацию. Принципы: конструктивности, -совместной ответственности за решенную ситуацию.

Наши рекомендации