Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре

Сегодня проблема общечеловеческого и классового в культуре является весьма актуальной. До недавнего времени в совет­ской философской литературе больше внимания уделялось проблеме классового подхода к ценностям культуры. Даже сама культура носила определения “социалистическая” или “буржу­азная”, а не культура буржуазного и др. общества. Конечно, ха­рактеризовать культуру узкоклассово — это значит исключить из нее те ценности, которые и делают ее собственно культурой Речь идет, в первую очередь, об общечеловеческих ценностях Подлинная культура — это социально-прогрессивная творчес­кая деятельность, носитель общечеловеческих ценностей, на­правленных на выявление и развитие сущностных сил челове­ка, на превращение богатства человеческой истории во внут­реннее богатство личности: добропорядочность, трудолюбие скромность, добро, милосердие, дружба, любовь, справедли­вость, истина, красота и др.

В то же время в классовом обществе по отношению к любым духовным ценностям проявляются социально-классовые при­страстия, интересы. По мере прогресса ценности общества по­лучают приоритетное значение перед классовыми ценностя­ми. Мы этот приоритет общечеловеческого над классовым не признавали ни в теории, ни в практике. Это вело к подавлению творческого начала в культуре, идеологической узости мышле­ния, нетерпимости к любому инакомыслию.

Диалектика общечеловеческого и классового в различных явлениях культуры проявляется по-разному: существуют такие явления культуры, как язык, наука, техника, которые никогда не носят классового характера; искусство, философия, мораль, просвещение и др., как правило, в той или иной степе­ни несут на себе отпечаток различных классовых интересов;

политическое сознание и политическая культура по природе своей связаны с существованием классов и борьбой между ними. Правда, в определенных исторических условиях и их со­держание может приобрести более широкую культурную, а точнее, общечеловеческую значимость. Например, идеи про­свещения и гуманизма, общие принципы демократии, полити­ческое сознание, направленное на решение глобальных про­блем современности, на выживание человечества, свидетель­ствуют об общечеловеческих ценностных ориентациях.

Социально-классовое начало проявляется в культуре в форме идеологии, которая оказывает на культуру деформи­рующее влияние, если она, обслуживая и защищая интересы своей социальной группы или своего класса, выдает их за ин­тересы всего общества.

Проблема национального и интернационального — это про­блема национального и общечеловеческого в культуре. В марк­систской философии интернациональное понималось как общий для всех народов классовый интерес, который афорис­тично выражался лозунгом I Интернационала — “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” Объединение международного про­летариата против эксплуатации, угнетения и неравенства — таков был содержательный смысл интернационализма. Вместе с тем проблема интернационального в культуре и духовной ци­вилизации — это проблема общечеловеческих ценностей, вы­раженных в конкретных ценностях и социальных нормах, тра­дициях нации или народности. Интернациональное — это те ценности, которые объединяют народы. Сегодня интенсивно идут процессы интернационализации в экономике, социаль­ной сфере, политике и культуре. Этот процесс, при всей своей противоречивости, отражает тенденцию к единению, взаимо­связям, сотрудничеству и взаимопомощи различных стран и народов. Интернационализация культуры означает обогаще­ние культур на почве взаимодействия и сотрудничества, все­мерного развития каждой национальной культуры.

Национальное в культуре — это прежде всего самосознание народа, нации, личности, выраженное в языке, искусстве, ре­лигии, обычаях и обрядах.

Сегодняшний процесс суверенизации различных народов бывшего СССР — своеобразная реакция на деградацию нацио­нальных культур, их умирание, начавшееся под лозунгом фор­мирования “новой исторической общности — советского наро­да”. Возрождение национальных культур, языков и традиций, которые закрепляют передаваемые от поколения к поколению народные ценностные установки, идеи и нормы поведения, представляющие социально-культурное наследие народа, не означает формирования национализма. Напротив, этот про­цесс обеспечит лучшую реализацию общечеловеческих цен­ностей, в том числе и в форме интернационализма, как уваже­ния к достоинству, истории и культуре других народов.

К сожалению, в условиях возникшего недоверия между от­дельными нациями и народностями, низкой общей и полити­ческой культуры, экономических трудностей получил распро­странение национализм — идеология и политика, заключаю­щаяся в проповеди национальной обособленности, игнориро­вании интересов других народов (некоренной национальности) и межнациональной вражде. Сложившаяся за годы советской власти административно-командная система, нуждавшаяся в предельно централизованных и единообразных структурах, игнорировала потребности национального развития. Были серьезно ущемлены права союзных республик, национально-территориальных образований, проявлялось немалое равнодушие со стороны государства к национальному своеобразию на­родов, их истории, культуре. В этих условиях возникло, с одной стороны, стремление к национальной замкнутости, а с дру­гой — пренебрежительное отношение к некоренным нацио­нальностям, крайняя форма национализма — шовинизм.

Национализм ведет к национальным войнам (Азербайджан и Армения, Сербия и Хорватия и др.). Сегодня осознание про­блемы национального и интернационального в культуре с точки зрения понимания интернационального как общечело­веческого, существующего в любой национальной культуре должно войти в политическое мышление и политическую куль­туру человека и общества.

Наши рекомендации