Технологические операции ТО элементов силовой системы шасси и авиационных колес.
Шасси представляет собой систему опор. Конструкция опоры состоит из:
- опорных элементов – колёс, лыж, поплавков;
- силовых элементов – стоек (обеспечивает передачу нагрузок с опорных элементов на конструкцию самолёта через узлы подвески), амортизаторов (служит для поглащения и рассеивния кинетической энергии самолёта при посадке и движении по рулёжкам) траверс (служит для крепления стоек к узлам подвески на самолёте), подкосов и раскосов (дополнительные опоры стойки, позволяющие уменьшить действующие на стойку изгибающие моменты и увеличить её жёсткость), двухзвенников (фиксирует шток с колёсами от проворота), цилиндр-подъёмников и других, соединяющих опорные элементы с конструкцией фюзеляжа или крыла.
В конструкцию опор входят амортизационная система и тормозные устройства.
При ударных нагрузках силовые элементы могут иметь остаточную деформацию, а при действии переменных нагрузок получать усталостные трещины (обычно в местах расположения сварных швов и концентраторов напряжения).
Характерные неисправности шасси:
- трещины, деформации и разрушения силовых элементов, связанные с эксплуатационными перегрузками, наличием скрытых производственных дефектов и эксплуатационных повреждений;
- износ (люфты) и заедания шарнирных соединений, связанные с попаданием в них загрязнений (абразивных частиц) и нарушением технологии смазки;
- падение давления газа (азота) и уровня рабочей жидкости в амортстойках, связанные с нарушением герметичности уплотнений, правил зарядки и эксплуатации;
- ускоренный износ и повреждения пневматиков, трещины и коррозия на барабанах, износ и разрушение подшипников, а также ускоренный износ тормозов колёс, связанные с низким качеством изготовления и нарушениями правил эксплуатации;
- нарушения работы кинематики уборки-выпуска опор и управления колёсами передней опоры.
Основными работами, выполняемыми при проведении ТО силовых элементов шасси, является осмотр и НК деталей, подверженных эксплуатационным повреждениям и усталостным разрушениям. При осмотре обнаруживаются очаги коррозии, вмятины, царапины, разрушенные и деформированные детали, ослабления и нарушения контровки резьбовых соединений. Целью НК является выявление усталостных трещин в местах их возможной локализации.
При проведении ПТО, при повышенном обжатии амортизатора, а также по замечаниям экипажа проверяются объём (уровень) рабочей жидкости и величина начального давления азота. Для большинства типов амортизаторов уровень рабочей жидкости должен находиться на уровне отверстия заливного штуцера (при полностью вдвинутом штоке и стравленном давлении азота), а начальное давление азота (при полностью выдвинутом штоке) – соответствует ТТ для данного типа амортизатора. Начальное давление азота измеряют манометром после отрыва опоры от земли (вывешивание ВС) или косвенно по графику.
При износе деталей шарнирных соединений появляются недопустимые люфты, которые являются причиной ударных нагрузок. В связи с этим при ТО особое внимание обращается на выявление недопустимых люфтов, деформаций и трещин. Шарниры силовых элементов воспринимают значительные усилия ударного характера, угловые перемещения. Большинство шарниров не является герметичными и поэтому требует применения консистентной смазки. При ТО шарниров выполняется полная замена смазки.
ТО шасси также включает в себя:
- проверку наличия термосвидетелей (на каждом диске должно быть 3 термосвидетеля, если нет одного – берём на заметку и ставим новый, нет двух – меняем колесо, нет трёх – меняем колесо и тормоз);
- дефектацию съемной и несъемной реборд для обнаружения трещин;
- проверку индикатора износа тормозных дисков;
- проверку наличия контровки;
- проверку отсутствие течи масла;
- проверку момента затяжки соединительных болтов;
- при эксплуатации в осенне-зимний период на многоколёсной тележке должно быть не менее 50% поверхности от всех колес с неизношенным протектором.
Авиационные колёса бывают тормозными и нетормозными, с подшипниками, установленными на барабане колеса и на амортстойке, со съёмной ребордой и с осевым болтовым разъёмом. Колёса воспринимают вертикальные нагрузки от массы ВС, действие касательных сил от сцепления шины с поверхностью ВПП и боковых сил, возникающих при рулении и посадке со сносом, силы давления воздуха и другие. При ТО проводится осмотр барабанов колёс с целью выявления механических повреждений (трещин, деформаций, царапин), очагов коррозии и следов перегрева. Подшипниковый узел колеса обычно состоит из двух конических роликовых подшипников и распорной втулки. Смазка подшипников производится тугоплавкой консистентной смазкой НК-50, НП-201.