Классификация авиационных бомб и авиационных взрывателей. Меры безопасности при обращении с боеприпасами

Авиабомбами называются боеприпасы, сбрасываемые с самолетов и других ЛА и отделяющиеся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения. Принципы классификации:

· решаемые боевые задачи;

· вид поражающих факторов;

· тип поражаемой цели.

В зависимости от назначения и решаемых боевых задач все авиабомбы подразделяются на авиабомбы основного, вспомогательного и спец. снаряжения.

Авиабомбы основного назначения применяются для поражения различных наземных (подземных) и морских (подводных и надводных) целей противника.

Результатом их непосредственного воздействия на различные цели являются уничтожение или вывод из строя целей разрушающим действием удара, взрыва заряда взрывчатых веществ (продукты взрыва, ударная волна, осколки) и зажигательным действием пламени и высокой температуры горения зажигательных веществ.

В свою очередь в зависимости от вида поражающего действия, который в основном используется для нанесения цели ущерба, или от типа поражаемой цели все авиабомбы подразделяются на типы:

· ФАБ - фугасные;

· ОДАБ - объемно-детанирующие;

· ОАБ - осколочные;

· ОФАБ - осколочно-фугасные;

· ЗАБ, ЗБ - зажигательные;

· БЕТАБ - бетонобойные;

· ПТАБ - противотанковые;

· ПЛАБ - противолодочные.

Тип поражаемой цели:

● противотанковые ─ кумулятивного действия;

● противолодочные ─ фугасного действия;

● комбинированные ─ ОФАБ, фугасно-зажигательные, кумулятивно-осколочные.

решаемые боевые задачи
· Основного снаряжения · Вспомогательного снаряжения · Специального снаряжения
Классификация авиационных бомб
вид поражающих факторов
тип поражаемой цели
· ФАБ · ОДАБ · ОАБ · ОФАБ · ЗАБ · ЗБ · БЕТАБ · ПТАБ · ПЛАБ
· Противотанковые ● Противолодочные ● Комбинированные

Авиабомбы фугасного действия являются боеприпасами многоцелевого назначения и обеспечивают возможность поражения самых различных по уязвимости целей (живая сила противника на поле боя, на марше или в районе сосредоточения, самолеты на открытых стоянках или в обвалованиях, позиции ЗУР и ракет оперативно-тактического назначения, РЛС, кирпичные и железобетонные строения военно-промышленных и административно-политических центров, складские помещения различного назначения, подводные и подземные цели и т.д.).

Авиабомбы вспомогательного (специального) действия - обеспечивают авиации возможность решения задач, связанных с самолетовождением, стрельбой, бомбометанием, тренировкой летного и инженерно-технического состава, ведением воздушной разведки, а также ряда специальных задач. В зависимости от характера, создаваемого эффекта и решаемых задач, все авиабомбы вспомогательного (специального) назначения подразделяются на:

- осветительные (светящиеся) САБ;

- ФОТАБ - фотоосветительные;

- ЦОСАБ - цветные ориентирно-сигнальные;

- ДОСАБ - дневные ориентирно-сигнальные;

- НОСАБ - ночные ориентирно-сигнальные;

- ОМАБ - ориентирно-морские;

- ДАБ - дымовые;

- ИАБ - имитационные;

- АГИТАБ - агитационные;

- ПАБ - практические;

- УПЛАБ - учебные противолодочные;

РБК, РБС и БК - для бомб малого калибра.

Основные характеристики.

КАЛИБР - номинальная масса АБ, выраженная в килограммах, для которой установлены определенные габаритные размеры. Для каждого калибра установлены определенные конструктивные характеристики (длина, толщина, размах стабилизатора).

На вооружении существуют АБ следующих калибров: 0,5; 1,0; 2,5; 10; 25; 50; 100; 250; 500; 1500; 3000; 5000; 9000кг.

Поражающее действие.

Три градации результатов воздействия:

тип А - цель уничтожена (восстановлению не подлежит) или время на восстановление боевого функционирования превышает 7 суток.

тип В - цель выведена из строя на 1-7 суток.

тип С - цель выведена из строя от 1 часа до 1 суток.

а) Проникающее (пробивное) действие СП характеризуется глубиной проникания в различные среды.

б) Фугасное действие СП - характеризуется разрушающим действием ударной волны и продуктами взрыва.

в) Поражающее действие осколков, образовавшихся при взрыве боевых частей СП. Осколки обладают пробивным, зажигательным и кумулятивным действием.

г) Зажигательное. Поражающее действие зажигательных составов и вязких смесей характеризуется t°С и Т горения. Средняя tгор=2000°С; в термитных составах 2500°С; ВС - 1000°С - 1300°С. Тгорения = 3-5мин.

д) Кумулятивное - оценивается толщиной пробиваемой брони.

Баллистические характеристики.

Основные:

- баллистический коэффициент;

- характеристическое время;

- характеристическая скорость.

Диапазон допустимых условий БП.

Минимально допустимая высота бомбометания (б/м) – высота, с которой обеспечивается надежное взведение взрывателя.

Минимально безопасная высота б/м - наименьшая высота, с которой обеспечивается безопасность самолета-носителя.

Минимальная высота б/м - должна быть большей из минимально допустимой и минимально безопасной высот.

Минимально безопасная скорость б/м - наименьшая скорость, при которой обеспечивается безопасность применения бомбы с взрывателем на мгновенное действие при заданной Нб/м.

НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВИАЦИОННЫХ ВЗРЫВАТЕЛЕЙ.

Взрывателями называются устройства, предназначенные для приведения в действие снаряжения боеприпасов в заданный момент. Применение взрывателей вызвано тем, что для инициирования взрыва или воспламенения снаряжения боеприпасов требуется мощный начальный импульс. Для инициирования взрыва зарядов из бризантных В.В. и используются капсюли-детонаторы, содержащие в своем составе небольшое количество мощного и высокочувствительного В.В. и создающие мощный взрывной импульс, а для воспламенения пиротехнических составов используются капсюли-воспламенители, создающие луч огня.

Требования, предъявляемые к авиационным взрывателям (АВ).

· должны быть безопасными при хранении, транспортировке, служебном обращении при боевом применении;

· обеспечить создание требуемого начального импульса в заданный момент;

· быть надежными в действии при любых климатических и метеоусловиях, которые могут встретиться в боевой обстановке.

Классификация взрывателей.

1) По назначению:

- АВ для неуправляемых ракет (НУР) и управляемых ракет (УР);

- АВ для снарядов авиационных пушек;

- АВ для авиабомб.

Отличаются друг от друга, главным образом, принципом устройства механизмов дальнего взведения.

2) По месту расположения (головные, донные, универсальные).

3) По сложности устройства.

4) По принципу действия.

5) По типу предохранительного механизма.

6) По характеру выдаваемого импульса (детонирующие и воспламенительные).

7) По способу управления на самолете.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С АВИАЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОРАЖЕНИЯ.

Авиационные средства поражения относятся к категории технических устройств повышенной опасности и требуют особой аккуратности в работе, пунктуального выполнения установлен­ного порядка и объема подготовительных и всех операционных работ, а также строгого соблюдения специальных мер безопас­ности.

Хранение авиабомб на стоянках, снаряженных взрывателями, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Разрешается хранить снаряженными только те боеприпасы, кото­рые поступают от заводов промышленности в окончательно снаряженном виде.

Запрещается хранение боеприпасов без штатной упаковки или в неисправной упаковке, а также исправлять упаковку при вложенных в нее боеприпасах.

Все работы с боеприпасами в подразделении производятся под руководством и контролем старшего начальника подразделения по авиа­ционному вооружению.

При работах с боеприпасами ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

· бросать упаковки с бомбами и ударять их одну о другую, а также перемещать волоком;

· перекатывать бомбы по грунту и бетону без упаковки;

· спускать бомбы по наклонным брусьям без поддержки;

· расснаряжать самолет на земле путем сбрасывания бомб;

· производить подвеску бомб на самолет при работающих двига­телях, при заправке самолета топливом, при включенных блокировочных выключателях системы сброса бомб, при нахождении самолета под током, при нахождении в кабинах личного состава, если пребывание в кабине не предусмотрено по технической эксплуатации вооружения данного типа самолета;

· производить проверку цепей управления сбрасыванием бомб при подвешенных бомбах.

При подготовке к применению бомб, перед подвеской, необходимо их тщательно осмотреть, обратив особое внимание при этом на целост­ность корпуса, стабилизатора, подвесной системы, запальных стаканов, очков под взрыватели, отсутствие течи снаряжения.

После подвески бомб и снаряжения их взрывателями, штурман обязан осмотреть их и удостовериться в надежном креплении, а также в надежности и правильности контровки взрывателей, точности установки требуемых замедлений.

Если при выполнении полетного задания произошел отказ воору­жения (несброс бомб или самопроизвольный сброс), экипаж самолета после посадки должен зарулить на специальную площадку. Заруливание самолета на стоянку до осмотра отказавшего вооружения и принятия мер безопасности ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Подготовка к снаряжению авиационными взрывателями должна производиться только в установленных местах, удаленных от самолетов, обслуживаю­щей техники и боеприпасов не менее чем на 50м. Если бомбы снаряжаются взрывателями до подвески на само­лет, то подъем их производится особо осторожно, предохраняя взрыватели от возможных ударов.

ЗАНЯТИЕ №2

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

Наши рекомендации