Решение тэсудзи с использовлнием форм

Лучший в данной позиции ход, начинающий комбинации, называется тэсудзи.

Тэсудзи - это элемент техники Го. В результате решения тэсудзи всегда получается

материальная выгода, которая выражается в виде захвата камней противника,

разьединения камней противника и так далее. Но для того, чтобы захватить или

разъединить камни противника необходимо провести атаку форм. Другими словами

тэсудзи предполагает атаку одной или нескольких форм противника. Результатом

решения тэсудзи является результат атаки слабостей форм. Это хорошо будет

представлено в данной главе.

# 1. Методология решения тэсудзи.

Первый ход тэсудзи всегда делается исходя из слабостей формы. Он угрожает

развалить форму. Эту угрозу можно попытаться отразить несколькими способами.

Каждый способ отражения угрозы является началом варианта. Вариант - это

последовательность ходов, в результате которой достигается или не достигается

желаемый результат. Если желаемый результат достигается, то вариант является

благоприятным. Если - не достигается, то вариант является неблагоприятным.

Графически это можно изобразить в виде дерева расчета. В вершине дерева

находится ход, угрожающий развалить форму. Ходы, отражающие эту угрозу вместе

с вариантами, образуют ветви этого дерева.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Рис.1.

На рисунке 1 схематично изображено дерево расчета. Решение тесудзи мысленно в

голове читателя можно свести к построению дерева расчета по схеме, показанной на

этом рисунке. При чем, если варианты будут благоприятными по всем ветвям этого

дерева, то это означает, что тэсудзи решено верно. Если, хотя бы по одной ветви

будет неблагоприятный вариант, то это означает, что тэсудзи решено неверно и

требуется заново искать первый ход тэсудзи. Автор надеется, что читатель понял,

какое большое значение придается выбору первого хода. Первый ход всегда делается

исходя из слабости формы. Он играется с угрозой развалить форму. Нужно,

опираясь на материалы глав 1 и 2 данной книги, постоянно развивать в себе чувство

формы. Характерной ошибкой слабого игрока является неполное построение дерева расчета. Например, он выбрал первый ход, но нашел не все способы отражения его. В

результате он построил неполное дерево расчета, например, состоящее из двух ветвей.

Сильный игрок нашел третий способ отражения угрозы первого хода и построил

дерево расчета, состоящее из трех ветвей. Причем третья ветвь содержит

неблагоприятный результат, В результате тэсудзи решено неверно, так как неверно

выбран первый ход и сильный игрок легко пересчитал слабого игрока.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.1. Ход черных

Как разрезать белые камни и построить дерево расчета?

Первый ход всегда делается из слабости формы. Слабость огэйма соединения находится в ее поясах. Ход в пункт "А" грозит разрезать белых. Белые могут отразить угрозу тремя способами: в "В", "С" и "D". Поэтому дерево расчета будет иметь три ветви.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.2. Рассмотрим ход в "B" на Д.1. После Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru вынужденных ходов до черного 7 белые отрезаны, то есть вариант благоприятный.

Д.З. Рассмотрим ход в "С" на Д.1. После Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru черного 3 белые отрезаны и вариант, также будет благоприятный.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.4. Рассмотрим ход в "D" на Д.1. Послеч.5 белые умирают всеми камнями и снова вариант благоприятный. То есть было построено полное дерево

расчета, состоящее из трех ветвей. По всем ветвям получены благоприятные варианты, следовательно тесудзи решено верно.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.5. Ход черных

Как разрезать белых и построить дерево расчета?

Черные имеют плотность в центре,

сильную группу в левом нижнем углу.

Белые камни соединены между собой при помощи кэйма. При наличии сильных черных позиций белая кэйма режется. Слабостью кэймм соединения, согласно главе 1, являются пояса взаймы. Возьмем ближний к черной плотности в центре пояс кэймы "А". На ход черных в "А" белые могут попытаться отразить угрозу разрезания тремя способами в "В", "С" и "D".

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д. 6. Рассмотрим ход в "В" на Д.5. После ч.5 белые отрезаны и результат будет благоприятный.

Д.7. Рассмотрим ход в "С" на Д.5. После ч.З белые отрезаны и вновь благоприятный результат. Слабый игрок мог ограничиться этими двумя вариантами и посчитать, что тэсудзи решено верно. Однако, сильный игрок найдет третий вариант, который является неблагоприятным для черных и тем самым докажет, что тэсудзи решено неверно.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.8. Рассмотрим ход в "D" на Д.5. После б.6 видно, что белые соединились и этот

вариант неблагоприятен для черных. Значит тэсудзи решено неверно и черные должны заново выбрать первый ход.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.9 Как правило, при наличии силы

слабость кэймы заключена в дальнем от силы поясе кэймы. В данном случае, дальним поясом кэймы от черной силы в центре будет пункт "А". После хода черных в "А" белые могут отразить угрозу разрезания тремя способами в "В", "С", «D».

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д. 10. Рассмотрим ход в "В" на Д,9. Это будет основной вариант. После ч.7 видно, что белые отрезаны. Это – благоприятный вариант. Остальные два варианта, также являются благоприятными. Читатель

самостоятельно может убедиться в этом. Следовательно, по всем ветвям дерева расчета налицо благоприятные варианты, то есть тэсудзи решено верно.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Все тэсудзи классифицируются по трем основным типам: тип С, тип В и тип А.

Тип С - это тэсудзи малой трудности. Обычно он включает 1-5 форсированных

ходов.

Тип В - это тасудзи средней трудности. Включает - до 20 форсированных ходов.

Тип А - это тэсудзи повышенной трудности.

Этот тип тэсудзи предполагается ветвистое дерево расчета, каждая ветвь которого

содержит тэсудзи типа В.

Все ветви имеют, как правило, различные конечные результаты. Поэтому трудно

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru выбрать подходящий результат для данной позиции на доске. Это тэсудзи типа А первого рода. Тесудзи типа А второго рода содержит небольшое количество ветвей дерева расчета, в котором одна ветвь, как правило, содержит первый тэсудзи типа С или В, а через несколько форсированных ходов содержит второй тэсудзи и так далее.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.11 Ход белых. Черные могут разрезать белых в пунктах "А" или "В". Как белым одновременно защитить эти пункты разрезания? Это тэсудзи типа С.

Д.12. Слабость черного камня @ - в

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru уменьшении его дамэ. Ходом 1 черный @ загоняется в "малую куклу". Если черные - 2, то белые - 3 и после б.5 обе точки разрезания защищены. Если ч.2 играть в

"А", то после б."В" опять обе точки

защищены.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д. 13. Ход черных.

Как спасти три черных камня?

Это тэсудзи типа В.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д. 14. У черных - четыре дамэ и у белых четыре дамэ. Поэтому первым ходом нужно уменьшать дамэ. В углу имеется два критических пункта; 2-1 и 2-2. Выберем критический пункт 2-2 и одновременно уменьшим дамэ двух белых камней. У белых имеется два хода на отражение угрозы черных: 2 и ход 2 в 3. Если - 2, то после форсированных ходов 3-13 белые камни захвачены. Если б.2 - в 3, то после варианта ч.2, б, "А", ч."В" вновь белые камни захватываются.

Д. 15. Ход черных. У белых имеется две точки разрезания "А" и "В" в левом

нижнем углу. Как используя эти слабости, заставить эффективно работать два черных камня в правом нижнем углу? Это тесудзи типа А первого рода, то есть оно имеет

ветвистое дерево расчета, каждая ветвь

которого содержит различные конечные результаты. Трудность заключена в том, чтобы выбрать вариант, который более всего подходил бы для двух черных камней справа.

Д. 16. Черные режут ходом 1, белые

играют 2. Черные отыгрывают сэнтэ 3, а затем проводят лобовое тэсудзи 5. Если б.6, то ч.7 запирает белых на центр и эффективно использует два камня черных при разрезании белых в "А".

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.17. Если вместо б.6 на Д.16 белые

играют 1, то последует ч.2, б.3, ч.4, б.5 и ч.б. Сейчас два черных камня в правом нижнем углу работают эффективно, так как белые имеют слабые камни в центре.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д. 18. Если вместо б.3 на Д.17 белые

сыграют 1, то после хода 10 два черных камня вновь работают эффективно, получая большую часть территории на нижней стороне.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.19. Если на ч.1 белые сыграют 2, то ч.З забирают угол, а четыре белых камня на нижней стороне не имеют двух глаз, следовательно два черных камня вновь работают эффективно.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.20. Ход черных.

Как соединить черные камни? Это

тэсудзи типа А2, то есть после первого тэсудзи следуют

форсированные ходы, а затем следует еще одно тасудзи или

несколько тэсудзи.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Д.21. Черные отыгрывают сэнта 1 и 3, а затем играют

тесудзи прилипания ходом 5. Следуют форсированные ходы 7-12 и...

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.22. Черные ходом 13 играют тэсудзи вбрасывания и после вынужденных ходов 14-16 черные играют окончательное твсудзи гэта ходом 17.

Решение тэсудзи типа А требует хорошего комбинационного зрения. Что такое комбинационное зрение? Комбинационное зрение - это мысленное видение конечной позиции после разыгрывания комбинации

или последовательности ходов без выставления камней на доску.

Класс игрока непосредственно зависит от комбинационного зрения. Чем острее

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru комбинационное зрение у игрока, тем выше его класс.

Кроме видения конечной позиции на доске, комбинационное зрение предполагает

мгновенное видение дефектов формы, знание основных вариантов типовых тэсудзи.

Комбинационное зрение должно отвечать двум основным критериям:

- Полноте построение дерева расчетов.

- Быстроте решения тэсудзи.

Полнота построения дерева расчета предполагает наличие всех ветвей дерева расчета,

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru что гарантирует безусловное решение тэсудэи. Ранее уже упоминалось, что если

опустить хотя бы одну ветвь, то более сильный игрок может пересчитать слабого

игрока, просчитав результат по недостроенной ветви.

Быстрота решения тэсудзи зависит от правильности

- определения первого хода

- знание теории тэсудзи

- физической скорости расчета вариантов

Определение первого хода целиком зависит от видения слабостей форм или от сентэ

ходов, которые приводят к плохой форме или подчеркивают дефекты форм. С этой

целью очень важно внимательно изучить содержание предыдущих глав.

Знание теории тесудзи предполагает знание основных вариантов типовых тесудзи.

Наиболее доступно теория тесудзи описана в книге Джеймса Дэвиса "Тэсудзи", т.З,

элементарная серия Го. Там описаны около шестидесяти тесудзи. Но чтобы до конца

понять теорию тэсудзи нужно очень внимательно изучить эту книгу и выделить из

нее теорию тэсудзи. Автор попытается помочь читателю в этом, рассмотрев три

твсудэи;

- взятие разрезающих камней

- ситё-тэсудзи

- перерезающие тэсудзи.

Взятие разрезающих камней

- Взятие разрезающих камней является срочным ходом. Его нужно делать

как можно раньше в партии. Обычно, взятие разрезающих камней

является самым большим ходом в данной позиции.

- Если у всех групп, окружающих разрезающие камни больше дамэ, чем у

последних, то нужно забирать разрезающие камни с помощью иккэн-

тоби.

- Если хотя бы у одной группы степеней равно или меньше, чем у

разрезающих камней, то последние нужно забирать в гэта при помощи

кэйма, усиливающего слабые камни.

- Захват с помощью иккен-тоби имеет один вариант, а захват с помощью

кэйма имеет два основных варианта.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Д.23. Черный 1 - срочный ход, иначе белые сами сходят сюда и

разделят черных на две части. У двух черных камней - три дамэ, у трех черных камней - три степени, у разрезающего белого камня - две степени. Поэтому нужно забирать белый камень в гэта с помощью иккэн-тоби. Здесь возможен только один вариант.

Д.24. У двух белых камней - три степени. У черного @ - три степени. При равенстве дамэ нужно играть кэйма от слабой группы. Автор предоставляет читателю возможность самому убедиться в том, что если черные играют в "А", то белые легко вырываются. Здесь у белых имеется два основных варианта. Один показан на этой диаграмме. После ч.З белые не убегают.

Д.25. Другой вариант показан здесь. После ч.З два белых камня

вновь не убегают.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Ситё-тесудзи

- У бегущей группы противника должно всегда оставаться два дама.

- Бегущую группу противника гонят на край доски или на свой камень,

загоняя в гэта.

- Первый ход играется как иккэн-тоби или атари с последующим ходом

нккан-тоби.

- В результате проведения сите тесудзи всегда ваша группа попадает в

окружение. Нужно внимательно следить, чтобы у нее было три и более

дамэ. Здесь существует только один основной вариант.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Д.26. Ход белых.

Как захватить разрезающий камень черных?

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Д.27. Первый ход белые делают с помощью иккен-тоби 1. На ч.2 белые играют 3, оставляя две степени бегущей черной группе. После ч.б белые должны следить, чтобы у изолированных белых камней @ было три дамэ, поэтому они играют б.7. В данном примере белые гонят черных на край доски. Ходы - 8-12 вынужденные с обеих

сторон. Как правило, последний ход белые играют снаружи в пункт 13.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.28. Ход черных. Как захватить два разрезающих белых камня?

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.29. Сначала даем атари ходом 1, а затем на 6.2 играем иккен-тоби 3. В данном случае ведем сите-тэсудзи на одиночный черный камень, оставляя бегущей белой группе две степени. После ч.И видно, что белые захвачены.

Перерезающее тэсудзи.

- У одного или нескольких разрезающих камней противника должно быть

два дама.

- Разрезающие камни противника пытаются убежать с помощью косуми.

- Используя силу своих окружающих камней первый ход всегда играется,

как цуке к камню косуми.

- Следующим ходом нужно играть перекрестное разрезание, загоняя

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru разрезающие камни противника в дамэдзумари. Здесь возможны два

основных варианта.

Д.30. Ход черных. Как захватить два разрезающих камня белых?

Д.31. Первый ход - прилипание ч.1, на б.2 черные играют перекрестное разрезание 3. Если б.4, то ч.5 загоняет два белых камня в дамадзумари, если – б."А", то черные - "В".

Это первый основной вариант.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Д.32. Если на ч.1 белые играют 2, то это будет второй основной вариант. Обычно его играют тогда, когда пытаются ослабить одну из черных групп в данном случае три черных камня в углу. Ч.3 - единственный правильный ответ. Его стоит запомнить. На б.4 черные играют атари 5 и после ч.11 белые пойманы в гэта. Заметим, что если бы в "А" был белый камень, то перерезающее твсудзи не работало бы.

При решении этого тэсудзи читатель обязан просчитывать два варианта.

Подобным образом читатель может занести в свою картотеку тэсудзи любые

типовые тэсудзи. Для этого надо занести в картотеку название тэсудзи, теорию и все

основные варианты.

Физическая скорость расчета вариантов зависит от способности к расчету

конкретного человека. У одних людей эта способность выше, у других - ниже. Это

зависит от природы человека. Однако физическую способность к расчету вариантов

можно развивать. Для этого надо каждый день решать 5-10 задач,

Автор еще раз хочет подчеркнуть, что класс игрока непосредственно зависит от

комбинационного зрения. Поэтому требуется ежедневно совершенствовать

комбинационное зрение. Предела для совершенства здесь нет.

Совершенствование комбинационного зрения предполагает совершенствование по пяти основным направлениям:

- Полнота построения дерева расчета

- Мгновенное видение слабостей формы

- Знание теории и основных вариантов типовых тэсудзи

- Повышение физической скорости расчета вариантов

- Мысленное видение конечной позиции после разыгрывания комбинации

без выставления камней на доску.

Для любителей можно считать неплохим достижением, если тэсудзи типа С читатель

может решить в пределах 10 секунд, любой тэсудзи типа В - за 60 секунд, любой

тэсудди типа А - за'120 секунд.

# 2. Сентэ-ходы на службе у тесудзи

Сентэ - это ход без потери темпа. Например, если ход читателя, вы играете сентэ

ход, противник отвечает и очередь хода снова остается у вас.

В противоположность сэнтэ, готэ - это ход с потерей темпа. Например, если ход

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru читателя, вы делаете готэ ход, противник не отвечает на него и очередь хода

переходит к нему.

Сэнтэ является фундаментальным понятием игры Го. Более того, можно смело

утверждать, что без сэнтэ-ходов нет Го.

Сэнтэ-ходы встречаются на всех стадиях игры: в начале партии (фусэки), середине

партии (тюбан) и в окончании партии (ёсэ),

Нас будут интересовать сэнтэ ходы на стадии середины партии. Сантэ встречается

во всех без исключения элементах техники Го: в цумэ-го (когда нужно занять одну

критическую точку в сэнтэ , а другую - в готэ), в сэмэай (когда при помощи сэнтэ-

ходов нужно привести ситуацию на доске к одной из типовых позиций сэмэай), в

борьбе (когда нужно использовать слабость форм), в уменьшении больших и малых

территориальных образований (когда нужного применить сабаки-технику, ёсэ - миру

технику, технику кэси и так далее).

В данном параграфе нас интересует сентэ-ходы на использование слабостей форм.

Прежде всего определимся: чем решение тэсудзи отличается от атаки форм?

По конечному результату решение тэсудзи и атака форм одинаковы. И то и другое

предполагает захват камней, разделение группы камней на две части и так далее.

Значит они отличаются по количеству форм, участвующих в решение тэсудзи. При

атаке форм всегда атакуется слабость одной конкретной формы. В решении тэсудзи

участвуют, как правило, несколько форм.

Техника решения тэсудзи здесь следующая:

- сначала при помощи сентэ ходов атакуются слабости вспомогательных форм с целью получения необходимых камней, а затем, используя полученные камни, проводится матовая атака слабостей основной формы.

Возможна другая схема решения тэсудзи:

- сначала при помощи сэнтэ-ходов загоняем камни противника в плохую

форму, а затем проводим матовую атаку с использованием знаний,

полученных в главе 2.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.1. Ход черных. Как используя пленный камень, выжить черной

группой в углу?

Д.2. Два белых камня находятся в "кукле". Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Согласно правилу, изложенному в главе 2, нужно атаковать "куклу" с помощью атари, либо с бамбовых точек. В данном случае играем сэнтэ 1,б.2 и

черные отыгрывают сэнтэ 3. Если б.4, то после 5 черные

выживают в углу. Если вместо 4 белые играют в 5, то черные играют атари 4, а затем соединяются в "А", заедая все белые камни в углу. Ходы черных 1 и 3 подготовили основу для матовой атаки трех белых камней в углу.

Д.З. Ход черных. Как выжить пятью черными камнями в

центре доски?

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Д.4. Ч.1 загоняет в "куклу" два белых камня слева и три белых камня справа. На б.2 при помощи сэнтэ-ходов 3 и 5 атакуем плохую форму справа. Сэнтэ-ходы 3 и 5 создали основу для матовой атаки двух белых камней справа. Наб.6 отыгрываем сентэ 7, а затем играем сагари 9, создавая дамэдзумари с двух сторон.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Д.5. Ход черных.

Как используя свой камень @, получить выгоду

в данной позиции?

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Д.6. X.1 загоняет два белых камня в "куклу". Если б.2, то ч.З

атакуем белую "куклу" с бамбовой точки и одновременно

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru угрожает отрезать белую группу на левой стороне. Далее, если б.4, то ч.5 захватывает два белых камня, объединяя черных в единое целое в сэнтэ, так как белые должны сыграть в 6. Если вместо 4 белые сыграют в 5, то черные играют в 4 и отрезают шесть белых камней на правой стороне.

Д.7. Если на ч.1 белые играют в 2, то ч.З убивает белую

группу на нижней стороне,

Д.8. Ход черных.

Как отрезать четыре белых камня в углу?

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.9. Три белых камня находятся в "большой кукле". Это вспомогательная форма, так как ее съесть не возможно. Атакуем ее в сэнтэ ходом 1 при помощи уменьшения степеней. Белые отвечают 2, затем атакуем еще одну вспомогательную плохую форму из двух белых камней при помощи сентэ обмена ч.З - б.4. В результате атаки вспомогательных плохих форм были поставлены в сэнтэ два черных камня 1 и 3. Теперь, используя их, проводим матовую атаку ходом 5, отрезая белые камни в углу/

Белые не могут отрезать два черных камня из-за дамэдзумари.

Результатом решения тэсудзи, как атаки формы, является развал формы. Обычно

это достигается ударом в слабое место формы. Однако, ударом в слабое место

формы противника можно получить или совершенствовать свою форму. Это очень

важный элемент техники Го. Сильные любители и профессионалы применяют этот

прием всегда, как только представляется возможность.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Д. 10. Ход черных.

Белые ходом 1 пытаются выбить базу из-под двух черных

камней. Как черным получить хорошую форму?

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д. 11. Черные в сентэ играют прилипание 1, угрожая захватить белый камень. Если белые оттягиваются назад ходом 2, то ч.З строит идеальную форму • "цапля".

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д. 12. Если на ч.1 белые играют 2, то ч.З строит идеальную форму - "скобка", так как после обмена б. "А", ч."В" у белых нет разрезания в "С" из-за слабости в "D".

В большинстве случаев хорошую форму получают благодаря жертве камней. При

этом надо знать правило: сколько степеней у пожертвованных камней, сколько ходов (не считая атари) можно сделать без потери темпа.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.13. Ход черных. Как черным усовершенствовать свою форму?

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.14. Черные ходом 1 жертвуют камень. Далее, черные играют сентэ-обмен ч.3-б.4 для того, чтобы дать атари 5. Теперь у двух черных пожертвованных камней имеется две степени. Значит, черные могут сыграть два хода без потери темпа. Окончательно, черные играют сентэ-обмен 7-8, оставляя на будущее ход в "А". Теперь форма черных намного превосходит первоначальную.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д. 15. Ход черных.

Как черным получить форму для своих пяти камней на нижней стороне? Это фрагмент партии между профессионалами 7 и 9 данами в отборочном турнире Кисей-94.

Д. 16. Сэнтэ-ходами, как правило,

являются атари, угроза разрезания камней

(нодзоки), угроза захвата камней

(например гэта) и прилипание.

Естественно, черные играют прилипание 1.

Белые играют 2 и черные имеют два хода

в сентэ, так как у пожертвованного камня

ч.1 имеется две степени. После сэнтэ 3 и 5

черные получают идеальную форму

поннуки и поэтому ходом 7 они вторгаются

в самую большую зону белых.

Не всегда сэнтэ-ходы являются лучшими. Хочу читателя предостеречь от игры так

называемых "спасибо-ходов". На шахматном жаргоне это звучит примерно так:

"Пижон увидел шах, пижона шах пленил". Точно также и в Го, сентэ-ход еще не

означает, что это лучший ход.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.17. Ч.1 на этой диаграмме является сэнтэ-ходом. на него белые отвечают ходом 2 немедленно. Однако, это - "спасибо-ход". И за него противник должен сказать вам спасибо. Почему? Во-первых, у черных камней стало на одну степень меньше. Во-вторых, черные потеряли эдесь одну ко-угроз у. В-третьих, что самое главное, черные потеряли здесь адзи, связанное с ходами черных "А" и "В".

Например...

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.18. Черные играют 1. Если белые не отвечают, то при

определенных условиях ход черных в "А" создает угрозу белой

группе и углу.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Д. 19. Ход 1 па этой диаграмме, также является "спасибо-ходом".

Белые с удовольствием соединяются ходом 2, получая великолепную форму "скобка", в то время как черные должны потратить еще один ход 3 на завершение формы.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.20. Черным лучше сразу сыграть ход 1, оставляя белым

слабость в пункте "А". Вот, если бы у белых был камень в "В",

то ход черных 1 на Д. 19 был бы необходимым, так как он

нагонял бы их в плохую форму - "пустой треугольник".

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.21. Фора - 9 камней. В левом верхнем углу разыграна

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru цукэ-ноби дзесэки. Здесь показана очень характерная ошибка

для начинающих. На ход белых 1 черные играют сэнта-ход

нодзоки 2, На этот ход белые с большим удовольствие

соединяются на 3, получая идеальную форму. Японская

поговорка гласит; "не играй нбли-чи пючик рняреяания'.

Нужно черным бежать в центр, например, в пункт "А",

сохраняя точку разрезания белых для будущего

использования.

#3. Задачи

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Задача 1. Ход белых.

Как белым захватить два черных

разрезающих камня? Это тэсудэи типа С.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Задача 2. Ход черных.

Как черным захватить разрезающий

камень @? Это тэсудзи типа С.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Задача 3. Ход черных.

Как черным захватить два разрезающих белых камня? Это тэсудзи типа В.

Задача 4. Ход черных.

Как черным спасти пять камней в

центре? Это тэсудзи типа В.

Задача 5. Ход черных.

Как черным объединить две свои

группы в центре? Это тэсудзи типа А

второго рода, то есть содержит

несколько тэсудзи в тэсудзи.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Задача 6. Ход черных.

Как черным выжить в левом нижнем

углу? Это тэсудзи типа А первого рода, то есть содержит много ветвей с

различными результатами.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Задача 7. Ход черных.

Как спасти четыре камня на нижней стороне?

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Задача 8. Ход черных.

Как черным объединить две группы в

центре и на нижней стороне?

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Задача 9. Ход черных.

Как черным получить форму для двух камней на нижней стороне?

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Задача 10. Ход черных.

Как черным получить хорошую форму в

левом нижнем углу для атаки

одиночного белого камня на левой

стороне?

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Ответ на задачу 1.

Д1. Два черных камня находятся в "кукле". Атакуем "куклу" с бамбовых точек, либо даем атари. При построении дерева расчета первый ход всегда делается исходя из

слабости формы. Значит первый ход – это атака с бамбовой точки 1. Это нужно видеть мгновенно. Ход 1 угрожает захватить два черных камня. Черные могут попытаться отразить эту угрозу ходами в 2, "А" и "В". Значит дерево должно будет иметь три ветви. Если на б.1 черные играют "А", то белые дают атари "В" и 4 захватывает черные камни. Если на б.1 черные играют "В", то б. "А" и б.4 вновь захватывают черные камни. Это были не основные варианты, но проверять их, хотя бы на интуитивном уровне, все же надо. Основной вариант - один. На б.1 черные

соединяются в 2. Это - ситё-тэсудзи. По теории окруженная группа белых должна

иметь не менее трех степеней, поэтому б.3 нужно делать автоматически. Далее, ходы

до б.9 - форсированные. В итоге, черные камни захвачены. По всем ветвям в

наличии - благоприятный результат, значит тасудзи решено верно.

Ответ на задачу 2.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.2. Белый камень @ находится в "малой кукле". Поэтому атакуем его с помощью атари 1. Если б .2, то черный 3 – лобовое тэсудзи. На б.4 черные удаляются на 5 и выигрывают сэмэай. На самом деле, если б.6, то ч.7-13 заставляет белых капитулировать. Если на ч.З белые сыграют в "А", то после хода в "В" черные легко выигрывают сэмэай. Это – второй основной вариант.

Д.З. Если на ч.1 белые ходом 2 пытаются встать на ко, у них из этого ничего не выйдет. Ч.3 дает двойное атари. Если б.4, то-ч.5. На б.6 черные дают атари 7 и после ч.9 белые захвачены.

Ответ на задачу 3.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.4. Два белых камня находятся в "кукле". Атакуем ее с бамбовых точек 1. У белых имеется два хода на отражение угрозы черных в 2 и 15. Если б.15, то ч,"А" забирает белые камни в сите. Поэтому

остается рассмотреть один основной вариант - ход белых 2.

Следуют форсированные ходы и после ч.15 видно, что белые камни захвачены.

Ответ на задачу 4.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.5. Сначала проведем сентэ-обмен ч.1-б.2, загоняя белые камни в "куклу". Далее, атакуем "куклу" с бамбовой точки 3, одновременно подчеркивая слабость кайма.

Белые могут попытаться отразить угрозу ходами в 4 и 6. Если б.4, то ч.5 и после формированных ходов б.6 - ч.13 белые камни захвачены. Если белые ходом 4 играют в 6, то черные отвечают в 7 и вновь белые камни захвачены.

Ответ на задачу 5

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.6. Черные играют сентэ 1 заставляя

белых отвечать 2. Если белые играют в 10, то после ч.2 белые камни захвачены. Далее, черные играют тэсудзи - жертву 3, загоняя белых в плохую форму с помощью сентэ ходов 4-8. Затем следует тэсудзи

гэта 9, Ходы 10-16 являются

вынужденными. И окончательно, черные ходами 17-21 загоняют белых в сите, благоприятное для черных. Это очень типично для тэсудзи типа А - после серии формированных ходов следует тэсудзи и так далее.

Ответ на задачу 6.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.7. Черные играют прилипание 1, пытаясь использовать

слабый пункт белых "А". Защититься от этой угрозы они

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru могут тремя способами: в 2, "В" и "А". Если - 2, то в

результате вынужденных ходов 3-7 черные могут выжить в

углу на ко. Это лучший для белых результат.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru

Д.8. Если на ч.1 белые играют 2 здесь, то черные легко выживают в углу без ко к ходу 7.

.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.9 Если на ч.1 белые играют 2 здесь, то черные ходом 3 перерезают, пытаясь использовать слабость белых.

Белые вынуждены сыграть 4 и после хода 7 черные отрезают два белых камня в углу. Это типичный пример тесудаи типа А, который имеет много вариантов с различными конечными результатами, В этом случае задачей игрока является нахождение всех этих многочисленных вариантов, увидеть все конечные

результаты, и выбрать тот результат, который более всего подходит для данной

позиции. Эта задача под силу только большому мастеру Го.

Ответ на задачу 7.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д. 10. Читатель может видеть, что пять белых камней

находятся в "кукле". Значит на атаке ее можно поставить белый камень в сэнтэ. Задача состоит в том, чтобы выбрать место для черного камня. Обычно "куклу" надо атаковать при помощи атари или с бамбовых точек. Желательно одновременно атаковать две группы или две слабости противника. Поэтому ходом 1 черные атакуют "куклу" и одиночный белый камень. Далее, получив ч.1 в сентэ, черные проводят матовую атаку на три белых камня слева.

После вынужденных ходов 3- 7 белые не могут соединяться в "А" из-за дамэдзумари.

Ответ на задачу 8.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д.11. Черные при помощи сентэ-ходов 1-5 загоняют два белых камня в "куклу". На б.6 черные атакуют "куклу" с помощью атари 7, белые - 8, а затем играют сагари 9, образуя дамэдзумари с двух сторон.

Это другой пример использования сентэ-ходов при решении тэсудзи, когда при помощи сентэ камни противника загоняются в плохие формы, а затем проводится матовая атака этих камней.

Ответ на задачу 9.

Д.12. Форму можно образовать, если

поставить несколько белых камней в сэнтэ. Наиболее типичным сэнтэ-ходом является прилипание 1. Если б.2, то черные на атаке одиночного белого камня (кстати имеющего форму "малой куклы) получают форму ходами 3-9.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д. 13. Если на черный 1 белые играют 2, то черные получают форму ходами 3-7. Заметим, что если не играть ч.1, а сразу играть 3-7, то белый камень @ будет очень сильным так как он может выжить в углу, или разрезать в "А".

Ответ на задачу 10.

Решение тэсудзи с использовлнием форм - student2.ru Д. 14. Очень распространенный прием получения формы является жертва камней. При этом, сколько дамэ у пожертвованных камней, столько ходов можно сделать без потери темпа. Черные играют 1, жертвуя два камня. Белые вынуждены играть 2, черные 3 и белые - 4. Теперь у двух черных камней - два дамэ. Значит черные имеют два хода без потери темпа. Они играют 5 и 7, получая очень крепкую позиц

Наши рекомендации