Комментарий к технике сновидения

Как только сновидящий обнаруживает свое физическое тело спящим, он может приступить к практическому использованию сна. Нужно ли говорить о том, что спящий ни в коем случае не должен проснуться?! Кастанеда утверждает, что это может привести к смерти. В любом случае, экспериментировать не стоит — нам еще предстоит сделать немало полезного:

Можно заставить себя пережить сложные жизненные ситуации и позволить сновидящему найти решение этих проблем, а потом применить эти решения к реальной жизни.

Можно развить в себе способности к творчеству в тех сферах жизни, к которым мы испытываем интерес — живописи, литературе, медицине, пении, танце, конструировании и так далее. В мире нагуаля творческие способности могут развиваться беспредельно.

В состоянии сновидения можно уточнить некоторые сведения о себе или других людях. Только если вы собираетесь понаблюдать за собой, выберите время сновидения, отличное от времени физического сна, — во время сна вы о себе узнаете немногое.

Во время сновидения мы можем понять, чего же мы на самом деле хотим, и при наличии достаточного количества энергии пережитые в ходе сновидения события могут оказаться направляющей силой в мире бодрствования.

Если мы находимся накануне принятия важного жизненного решения, то благодаря целостности состояния сновидения, объединяющего обе стороны сознания, мы можем получить важный совет. В состоянии сновидения мы можем даже немного пройти по выбранному пути и понять, куда он ведет.

Если у нас возникли какие-то проблемы с кем-то из друзей или близких, то в состоянии сновидения мы сможем лучше его понять, простить или облегчить душу (если только сумеем обнаружить местонахождение этого субъекта в сновидении). При этом мы должны избавиться от лишних эмоций: если попытаться причинить в этом состоянии кому-либо вред, то прежде всего есть риск повредить себе, а это очень опасно! В отличие от черных магов, воинам это несвойственно — они не используют свои способности чтобы вредить людям или эксплуатировать их.

Можно также пережить совместное сновидение — только нужно сначала договорится с кем-то, кто способен контролировать место и время сновидения, — это должен быть хорошо знакомый человек, близкий вам по духу. Можно позволить себе даже некоторые шутки и развлечения (в основном, чтобы почувствовать себя в сновидении увереннее), только не следует заходить слишком далеко.

Главное, что открывает нам Кастанеда — это иной мир, доступный каждому, кто проникает в сновидение. И не следует забывать — если вы решите применить полученные в мире сновидения знания и возможности, следует подойти к этому как можно серьезнее — со всей серьезностью, подобающей воину Главное, не переусердствовать.

64. Несколько практических советов

В книгах Кастанеды разбросано много полезных советов, которые можно применить для упражнений в сновидении.

Я не думаю, что все они могут быть полезными. С моей точки зрения, всякая жесткая процедура может оказаться даже вредной, когда речь идет о практике сновидения. Тем не менее, если правильно подойти к выбору, некоторые из них могут пригодиться. Я даю ссылки на соответствующие работы Кастанеды, чтобы читатель мог самостоятельно разобраться с ними.

Перед сном сконцентрируйтесь на грудине — источнике внимания для сновидения (VII-36).

Постарайтесь спать в шапочке или повязке, обнаруженной вами предварительно в сновидении, а потом найденных в реальной жизни (III-47).

Попробуйте заснуть в сидячем положении: для женщин это поза лотоса, а мужчины — с вытянутыми ногами (VI-187).

Подберите наиболее удобное для сновидения время — на начальных стадиях лучше всего выбирать утренние часы, когда большинство людей спит и их внимание ослаблено. Это обеспечит вам наибольшую свободу действия (VI-138).

В сновидении следует избегать больших открытых пространств, например безлесных долин, озер и океана, — лучше всего подходят пещеры, каньоны или самая обычная комната (VI-249).

Попробуйте сконцентрировать внимание в процессе ритуала — даже простое монотонное повторение слов или движений, не обладающих символическим значением, может оказаться достаточно эффективным для привлечения внимания к сновидению (VI-249).

Массируйте икры, так как именно эти части тела играют важную роль в сновидении (VI-266).

65. Созерцание объектов в сновидении

В заключение я опишу один прием, полезный для концентрации внимания на объектах сновидения, а также для практики второго внимания. Кастанеда подробно описывает этот прием во «Втором кольце Силы» (V-284-289).

Сядьте, расслабьтесь, сконцентрируйте внимание на каком-либо объекте, стараясь достичь состояния «внутренней тишины». Позже, во время сновидения, постарайтесь найти этот объект. Как только вы обнаружите его, попробуйте оказать на него влияние в сновидении. Вот несколько рекомендаций:

1. Начните созерцание с сухого листа. Изучите его в мельчайших деталях, настолько, чтобы вы могли по памяти отличить его от других сухих листьев. Проделывайте это упражнение на протяжении нескольких дней, каждый раз с разными листьями. Затем, во время сновидения, постарайтесь разыскать этот лист.

2. Присмотритесь к кучке сухих листьев и обратите внимание на их расположение. Запомните в мельчайших деталях лиственный узор, а затем попытайтесь найти этот узор в сновидении.

3. Сложите во время сновидений узор из листьев, а затем попробуйте проследить, как получается тот же узор из кучки листьев в время бодрствования.

4. Выберите в качестве объектов для созерцания другие объекты: сначала небольшие растения, затем деревья, насекомых, скалы, природные феномены дождь, туман, облака (именно в этом порядке).

Это упражнение полезно не только для отработки техники обнаружения объектов в процессе сновидения, но и для тренировки внимания второго уровня. Оно очень полезно для облегчения визуализации рук в процессе сновидения.

Глава 9. Тело как осознание

Телесное восприятие

По Кастанеде, первая из истин овладения искусством осознания — то, что люди являются частью эманаций Орла и существуют среди иных его эманаций (VII-49). Эта истина, в частности, имеет отношение к тому факту, что мы светящиеся существа — особые сущности во вселенной, образованной энергетическими полями, как называет их дон Хуан, — эманациями Орла.

Энергия, которой мы является, на протяжении нашей жизни хранится в форме, или сосуде, называемом человеческим существом (VII-280). Основная характеристика этого энергетического поля — способность к восприятию, поэтому дон Хуан говорит Карлосу, что «мы чувство, ощущение, заключенное здесь…» — и легонько ударяет себя в грудь (IV-18).

Говоря о наших врожденных способностях к восприятию, я не имею в виду эго, — которое «вербализует», а не «воспринимает», — скорее речь идет о теле, как энергетическом поле. Таким образом, не имеет смысла пытаться определить, какая же часть тела воспринимает, — воспринимает весь светящийся кокон. Телесное восприятие осуществляется всем телом, даже той его частью, которая лежит за пределами кожи. Как говорят ясновидящие, именно такое восприятие делает нас похожими на большие светящиеся яйцевидные тела.

Можно противопоставить телесное восприятие обычному, повседневному восприятию, которое не более чем продукт диктата нашего «я», жизненного опыта и работы пяти чувств. С другой стороны, телесное восприятие осуществляется непосредственно и не допускает толкований. В этом контексте связь тело/разум теряет свое значение, так как тело становится частью общего энергетического поля, и процесс восприятия заключается во взаимодействии между энергией светящегося яйца и энергетическим полем вне его.

С самого начала их дружбы дон Хуан настаивает на том, чтобы Карлос обращал больше внимания на свои чувства и поменьше предавался размышлениям. Он говорит Карлосу, что в то время как разум должен еще научиться, тело уже знает. В учении дона Хуана речь идет о телесном измерении, уходящем корнями в действие, а не в мысли или слова. Воин всегда в первую очередь действует, а не предается философствованию. Знание тела не вяжется с обычными, принятыми на Западе представлениями о том, что представляет собой знание, — в основном его ассоциируют со способностью формулировать словесные или мыслительные определения, которые, как предполагается, выражают суть вещей или неких процессов.

Западные представления о восприятии также ограничены. Люди привыкли считать, что восприятие осуществляется только нашими пятью чувствами особенно зрением, передающим информацию в мыслительный центр, который, как нам кажется, расположен в мозге на уровне глаз. Дон Хуан предлагает использовать наши чувства необычным способом, он считает, что мы можем постигать природу вещей не через мышление, что тело содержит в себе безмолвное знание и собственную память.

Телесное восприятие описывается в работах дона Карлоса как безмолвное знание, которое не имеет ничего общего со словами или мыслями, а скорее подразумевает непосредственное взаимодействие между телом и миром.

В различных вариантах «прогулки внимания» и во многих других упражнениях упоминается о необходимости сосредоточиться на ощущениях тела. Таким способом мы оказываемся в сфере телесного восприятия. Приводившиеся примеры с детьми, которых научили читать без помощи зрения, или рассказ о теле, тренированном в «походке Силы», — лишь некоторые иллюстрации способности тела воспринимать необычными способами.

Техники

Большинство техник, которым дон Хуан обучал Карлоса, подразумевают использование телесного восприятия как необходимого элемента — в действительности не существует иного восприятия, кроме телесного. Таким образом, цель последующего раздела — представить некоторые техники, где уделяется особое значение взаимосвязям тела и окружающего мира, в особенности мира природы, где нет места рациональному мышлению.

66. Прогулка равновесия.

Во-первых, необходимо с математической точностью определить центр равновесия тела (VII-126). Найти его надо с точностью до миллиметра, проводя измерения как в длину, так и в ширину. Можно отметить центр чернильной меткой или маленьким камешком, прикрепив его липкой лентой или безвредным для кожи клеем.

Знать точный центр тела необходимо не только для данной техники, но и для множества других техник, так как концентрация на нем внимания приводит к значительному повышению восприятия при любых обстоятельствах.

После определения и фиксирования центра равновесия тела можно начинать прогулку. В целом она состоит из тех же элементов, что и «прогулка внимания», только в данном случае внимание будет сконцентрировано на трех главных моментах: центр равновесия тела, дыхание и окружающая среда.

Дыхание помогает в создании ритма и концентрации внимания во время прогулки. Окрестности должны восприниматься интуитивно, а не визуально. Ваши глаза должны «обозревать» землю непосредственно перед вашими ногами, поэтому хорошо иметь некую подсказку направления, например, идти в цепочке друг за другом или, если вы один, идти по знакомой местности.

Ключевой момент этого упражнения — фиксация восприятия и осознания в центре равновесия вашего тела, ощущение этого места как корня вашего восприятия. Практикуя восприятие различных окрестностей, предпринимайте длительные прогулки, стремитесь воспринимать природу каждой местности без помощи глаз. Здесь не имеется в виду, что нужно стараться создавать воображаемые зрительные образы, скорее надо стараться непосредственно ощутить, как каждое место влияет на вашу энергию и чувства.

Кстати, камешек, прикрепленный к центру равновесия вашего тела может также служить в качестве средства вызова сновидений; просто засыпайте, не убирая его.

67. Ложе из струн (III-162)

Это упражнение можно считать одним из самых приятных, но не потому, что оно производит приятные ощущения в общепринятом смысле этого слова. Удовольствие, возникающее при выполнении этого упражнения, прямо связано с глубоким чувством благополучия, возникающим в результате благоприятного воздействия на энергетическое поле. Упражнение восполняет энергию, обеспечивая глубокий отдых, необходимый для восстановления после сложного дела или особенно утомительного переживания. Мы применяли это упражнение для восстановления душевного равновесия и спокойствия после расслабления.

Описанная у Кастанеды в «Путешествии в Икстлан» техника выполнения упражнения требует участия двух человек, один из которых готовит ложе, а другой пользуется им. Упражнение выполняется на вершине небольшого холма и состоит из следующих шагов:

1. Найдите подходящее место для устройства ложа, «почувствовав» его глазами. Это можно сделать либо скосив глаза, либо просто окинув взором окрестности.

2. Найдите немного сухих листьев около выбранного места и выложите ими окружность, достаточно большую, чтобы в ней мог лежа поместиться человек.

3. Подметите пространство внутри круга веткой, едва касаясь ей земли,

4. Соберите все камни, находящиеся внутри круга, и разложите их в две кучки по размерам.

5. Маленькие камешки расположите симметрично, на равном расстоянии друг от друга поверх круга из листьев, хорошенько прижимая их, чтобы они легли надежно.

6. Встав на вершине холма, человек, готовящий ложе, начинает скатывать более крупные камни вниз по одному, в то время как человек, который будет использовать ложе, принимает их внизу, причем следит, чтобы не спутать их с какими-либо другими случайно скатившимися вниз камнями. По мере скатывания камней, они также складываются в круг, как и на вершине холма, пока все камни не образуют полный круг.

7. Помощник на вершине холма заполняет верхний круг маленькими веточками, в то время как второй участник поднимается на холм.

8. Тот, кто будет использовать ложе, кладет немного листьев, поданных ему помощником, на область живота и ложится внутри круга, обозначенного камешками, для отдыха или для сна, на такое время, какое считает нужным.

Использование этой техники в моей рабочей группе отличается некоторыми деталями, но результаты все равно великолепны. В этом упражнении, как и в аналогичных, результат зависит и от техники исполнения, и от личной Силы выполняющего упражнение. В случае, описанном Карлосом, упражнение выполнял дон Хуан. Как и во многих других упражнениях, мы использовали здесь путь воина, как говорил о нем дон Хуан: «Воин непогрешим, когда он надеется на свою личную Силу, неважно, маленькая она или огромная…» (III-183).

Для отработанных нами вариантов упражнения необходимо следующее:

Умение приводить себя в состояние особой чувствительности и повышенного осознания, которое достигается через соответствующую практику.

Следует выполнять данное упражнение за городом (на природе), лучше в сосновом лесу, на равнине или в гористой местности.

Два человека, выполняющих упражнение, используют ложе, сделанную ими обоими, попеременно.

Выполнение упражнения начните с поисков камешков для того, чтобы сделать круг. Чтобы получить от упражнения максимальную пользу, необходимо выполнять это с предельным вниманием, в полной тишине, и использовать камешки более или менее одного размера и формы, по возможности округлые. Местонахождение камешков и характеристику каждого из них нужно очень внимательно запоминать, так как в конце упражнения каждый камешек надо будет вернуть на место.

С помощью камешков отметьте достаточно большой круг, чтобы человек мог улечься в него с раскинутыми в стороны руками и с вытянутыми, слегка раскинутыми ногами. Будьте максимально внимательны, постарайтесь выложить правильный круг с равными расстояниями между камешками.

Затем соберите маленькие веточки, листья и цветы, чтобы выстлать ими внутреннюю поверхность круга. Очень важно не только концентрировать внимание во время выполнения этого действия, но и запоминать ваши отношения с растениями, кустами и цветами в тот момент, когда вы их собирали. Помните, что однажды так же неожиданно и окончательно прервется ваша собственная жизнь, чтобы послужить пищей или помочь кому-то или чему-то. Не забудьте попросить прощения у каждого срываемого растения, цветка или кустика, и помните, что собрать надо ровно столько, сколько необходимо для вашей цели; если нужно, заполните ложе сухими листьями.

Когда все будет собрано, расположите свои материалы внутри круга таким образом, чтобы сделать ложе не только удобным, но и эстетически приятным. Как всегда, чем больше внимания, концентрации и доброй воли вы отдадите этому занятию, тем лучше будет результат.

Если погода прохладная, положите немного листьев под одежду пониже пупка, прежде чем опуститься на ложе.

Закончив все приготовления, решите, кто первый ляжет на ложе, а кто будет помощником. Помощник снимет ботинки со своего напарника и, обняв, уложит его навзничь внутрь круга, вверх лицом, с раскинутыми руками и ногами. Если вы отдыхаете, закройте глаза и, если хотите, измените положение на более комфортное. Оставайтесь на ложе сколько необходимо, не важно, потребуется ли вам несколько часов или несколько минут.

Когда вы достаточно отдохнете, поменяйтесь местами. Тот, кто отдыхал, становится помощником и повторяет те же действия.

Когда вы оба закончите выполнение упражнения, все камешки следует положить на те места, где вы их нашли, а листья, цветы и веточки разбросать так, чтобы оставить как можно меньше следов вашего присутствия.

Комментарий к упражнению

Во время выполнения упражнения следует принимать во внимание два момента. Во-первых, выполнять данное упражнение надо после практик или упражнений, которые приводят нас в состояние повышенного восприятия, и мы чувствуем потребность в некой поддержке, как, например, отдых, предоставляемый «ложем из струн». И, во-вторых, воин может позволить себе наносить вред природе только в особых случаях. Это упражнение выполняется не просто для отдыха или для того, чтобы «почувствовать, на что это похоже». Если выполнять упражнение не соответствующим образом, растения, цветы и вся окружающая природа могут восстать против нас, принося болезнь вместо исцеления. Если вы хотите просто отдохнуть, вам подойдет охапка сухих листьев.

Наши рекомендации