Глава №4 « Техника классическая, боевая. Техника рационального движения».
Техника классическая – это достаточно обширный арсенал ударов руками и ногами, стоек, перемещений, а так же формальных боевых комплексов (ката). Классическая техника учит культуре движения, динамике мышечного напряжения и расслабления, позволяет научиться чувствовать пространство, повышает уровень координированности и способствует постижению диалектики ударно- защитных действий. Диалектика – это значит та, не выразимая словами суть движений. Кроме того, занятие классикой развивает способность самоконтроля, а так же строгость и точность выполнения форм.
Любое самое хорошее объяснение или показ – это всего лишь указатель направления, в котором нужно двигаться, чтобы постичь истинную суть посредством упорных тренировок.
Отработка любой техники – это двигательная медитация. Если механически выполнять какой-либо удар или блок, а в это время позволяет себе думать о чем-то другом или отвлекаться на что-либо, то можете считать, что время Ваше было потрачено впустую. Когда Ваше сознание следит за тем, что Вы делаете, то происходит формирование двигательного стереотипа, чего мы и добиваемся, длительно отрабатывая какие-либо технические действия. Когда стереотип двигательной формы достаточно сформирован, то есть, прием хорошо отработан, то этот стереотип поднимается на уровень Вашего подсознания и пополняет общую программу Вашего боевого арсенала. Что позволит при необходимости воспользоваться этим приемом.
На начальном этапе освоения какого-либо технического действия или приема, движение следует выполнять медленно и без сильного напряжения мышц. Потому что Ваше мышечная память только знакомится с этой новой для нее информацией. И когда Вы добьетесь правильного выполнения внешней формы, отследив это своим сознанием, или Вам скажут со стороны, тогда можно перенести свое внимание на внутреннюю работу. То есть, выполнять ту же работу, но уже с сильным мышечным напряжением, что позволит Вашему телу лучше запомнить этот прием. После чего можно переходить к третьему этапу освоения – скоростному исполнению; изначальное расслабление, быстрое движение на выдохе и резкое полное напряжение в конечной фазе. Если Вы не добились правильного выполнения на первом этапе и перешли к силовой работе, то мышцы начнут запоминать не правильную траекторию или форму (в зависимости от того, где Вы делаете ошибку), а переучиваться труднее, чем научиться сразу. У разных людей разная способность мышечной памяти, и эту способность можно улучшить путем терпеливого, аккуратного отношения к поставленной задаче и упорных тренировок.
На самом начальном этапе изучения техники, необходимо запомнить, а потом и убедиться на собственном опыте, что любое техническое действие выполняется не рукой или ногой, а полностью всем телом посредством руки или ноги. Любой удар или блок руками – это, в первую очередь – не сильно заметное, но резкое и мощное движение Вашего тела вокруг его вертикальной оси – позвоночника. За счет ног, мы придаем короткое, но резкое круговое движение на тазобедренный уровень, оттуда энергетическая волна поднимается через торс в плечевой пояс, а уже потом, через руку «выстреливает» в цель. Не смотря на то, что Вы собираетесь бить одной рукой, энергия подается в оба плеча, а через них в руки, но в разных направлениях. Одна рука вылетает вперед, а другая, она называется «реверсом», с такой же скоростью и силой одновременно отдергивается назад. Это обеспечит Вам не только качество выполняемой техники, но и позволит сохранить устойчивое положение тела и готовность быстро перейти к дальнейшим действиям.
Если же Вы выполняете удар ногой, то ось вращения Вашего таза переносится на опорную ногу. Но здесь несколько иная очередность с подключением структур ударного механизма. Это зависит от вида удара. Единственно то, что у них схоже, это то, что реверсом для удара ногой, является одноименное плечо, которое в момент контакта ударной части ноги с целью, делает почти незаметное, но резкое движение назад.
Во время знакомства с техникой рук, Вы, наверно обратили внимание на то, что кулак в конце траектории выполняет вращательное движение. Этот нюанс в технике исполнения играет огромную роль. Именно в это мгновение рука наполняется силой. Потому что рука вылетает в удар со своего изначального положения «Хики-тэ» будучи максимально расслабленной. Расслабленность руки изначальная необходима для того, чтобы кулак быстро долетел до цели. Но воздействовать на цель расслабленной рукой, это занятие не просто бесполезное, но и опасное. Вы рискуете травмировать руку о крепкие кости и мышечный корсет «цели». Когда до цели остается, примерно одна восьмая часть общей траектории, кулак резко должен крутануться, что позволит удобно и быстро наполнить эту руку энергией. То есть во время вращения кулака ударной руки происходит напряжение не только руки, но и всего Вашего тела. По этому, очень важно, во время отработки удара или блока прочувствовать тот момент, когда начать это вращение; На доли секунды раньше начатое вращение кулака, ощутимо снизит качество Вашего удара или блока. В ударе шита-цуки нет вращения кулака, там другой принцип подачи напряжения в руку, это происходит так же в конце траектории за счёт незначительного «до сгибания» локтя.
Работа руками является для человека более естественной функцией, чем работа ногами. Потому что, мы с младенческого возраста, уже пытаемся использовать руки. И наше сознание настраивает каналы связи с ними, приучая их быть послушным инструментом. Ноги тоже не валяются без движений, но они в своих действиях, зачастую выражают эмоциональные побуждения, а потом учатся ходить. Ноги со временем приобретают качества выносливости, силы, но движения их в сравнении с руками, слишком просты. Поэтому отработка техники ног, требует особого внимания, аккуратности и осмысления. Удар ногой легче всего осмыслить как выстрел из ружья. Через эту ассоциацию легче увидеть самую распространенную ошибку, которую допускают в технике ударов ногами. Это не своевременный разгиб колена при выполнении удара. Представим, что бедро ударной ноги – это ружье, а разгиб колена – это выстрел из этого ружья. Что бы сделать точный выстрел, мы должны навести ружье в цель, и только после этого делать выстрел. Значит, при ударе ногой, необходимо поднять колено, совместив линию бедра с точкой, куда мы хотим нанести удар, и только потом резко распрямлять колено, дорабатывая одновременно вращением таза на опорной ноге. И еще, почему к технике ударов ногами необходимо иметь особое отношение, да потому что для бойца любого уровня подготовки, ударная техника ног является более энергозатратной, чем техника рук. Если Вы ударите руками 30-40 раз, то вряд ли Ваша усталость будет соразмерна той, когда Вы ударите столько же раз ногами. Поэтому удары ногами должны быть точны, своевременны и сильны. Чтобы энергия, потраченная на их выполнение, приближала Вас к цели, а улетела в пустую, принеся только усталость.
Хотелось бы обратить внимание на боевую стойку «камае-дачи». На первый взгляд, кажется, что это самая простая из стоек, применяемых в технике Киокусинкай каратэ. Но это только на первый взгляд. Не правильное понимание и использование боевой стойки существенно затрудняет Ваше перемещение во время поединка, влияет на потерю качества атакующих действий и, так же на Вашей способности продуктивно защищаться. «Камае-дачи» - это не просто правильное положение рук и ног. Главным определяющим фактором этой стойки является внутреннее состояние. Порой, в «уличной ситуации» или других случаях, нет возможности выставить вперед ногу и поднять на «место» руки, а в следующий момент Вам придется защищаться. И только внутреннее состояние «камае» позволит Вам иметь больше шансов в решении возникшей перед Вами задачи. Так что же это значит – состояние «камае»? Это значит превратиться внутренне в пружину, которая готова выстрелить в любом направлении любым движением. Это состояние нарабатывается путем тренировок и с приобретением боевого опыта. Но с самых первых тренировок надо искать в себе это состояние. К этому вопросу мы еще вернемся, когда будем исследовать психологию поединка.