Понятие информационной технологии. Современные компьютерные технологии, «облачные» технологии
Прежде чем рассматривать понятие информационной технологии (ИТ), остановимся на понятиях, образующих словосочетание «технология». Технология (technology) в переводе с греческого означает умение, искусство. Другими словами, это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например технология металлов, химическая технология, технология строительных работ и т.д.; с другой стороны - это наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.
Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX в., в процессе становления информатики. Особенностью ИТ является то, что в ней и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства ВТ и связи. ИТ возникла как наука, потому что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Причем производство информации и её верхнего уровня – знаний – оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий.
ИТ – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.
Этапы становления ИТ
1-й этап (первая половина XIX в.). Основу ИТ составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Обмен сообщениями выполнялся курьерами.
2-й этап (конец XIX в.) Ручная технология сменилась механической благодаря изобретению пишущей машинки и модернизации работы почты как основного средства доставки информации.
3-й этап (первая половина XX в.) был связан с появлением электрических пишущих машинок, вычислительных устройств, копировальных машин, портативных диктофонов. Для приема/передачи информации стали применять телефон и телеграф.
4-й этап (50-80-е годы XX в.) развития ИТ начинается с появлением ЭВМ, обладающих гораздо большей производительностью, универсальностью. ЭВМ стали проникать в разные сферы жизни – экономику, промышленность, образование и др. Появились АСУ.
5-й этап (начиная с 80-х годов XX в. по н/время) был связан прежде всего с появлением ПК. Появились ПК не уступающие по своим характеристикам большим ЭВМ. Отпала необходимость содержать дорогостоящие ВЦ с многочисленным персоналом и ненадежно работавшим оборудованием.
В настоящее время выделяют новые ИТ, которые базируются на принципах:
интегрируемости, означающий соединение ИТ и системы информации в целостный производственный технологический процесс по её обработке;
распределённости, предполагающей оснащение микропроцессорной техникой всех этапов производственного процесса;
адаптируемости, позволяющей легко приспосабливать к изменяющимся условиям производственного процесса саму ИТ и её компоненты;
интерактивности, предусматривающей дружественный диалоговый интерфейс пользователя с программными продуктами.
В настоящее время всё больше получают распространение т.н. «облачные» технологии. Облачные (рассеяные) вычисления (англ. cloud computing, также используется термин Облачная (рассеянная) обработка данных) — технология обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. Пользователь имеет доступ к собственным данным, но не может управлять и не должен заботиться об инфраструктуре, операционной системе и собственно программном обеспечении, с которым он работает. Термин «Облако» используется как метафора, основанная на изображении Интернета на диаграмме компьютерной сети, или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали. Согласно документу IEEE, опубликованному в 2008 году, «Облачная обработка данных — это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в интернет и временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, смартфонах и т. д.».
Облачная обработка данных как концепция включает в себя понятия:
инфраструктура как услуга,
платформа как услуга,
программное обеспечение как услуга,
данные как услуга,
рабочее место как услуга
и другие технологические тенденции, общим в которых является уверенность, что сеть Интернет в состоянии удовлетворить потребности пользователей в обработке данных.
Например, Google Apps обеспечивает приложения для бизнеса в режиме онлайн, доступ к которым происходит с помощью Интернет-браузера, в то время как ПО и данные хранятся на серверах Google.