Что такое «талант психолога»
Призвание появляется тогда, когда человек искренне хочет заниматься тем, чем он занимается.
· «Чтобы добиться успеха в MLM, в него надо влюбиться», — гласит один из афоризмов строителей «пирамид». На наш взгляд, это относится не только к «пирамидам», но и к любой деятельности.
Но интерес, желание, мотивация к занятиям психологией — только начало призвания. Второй частью его обычно называют способности, талант. Что же это такое, талант психолога. Весь опыт, который нам доступен, общение со многими замечательными коллегами, жизнеописания замечательных практиков нашего дела подсказывают нам: талант психолога — это большой и искренний интерес к другим людям. Не к себе, не к другим по поводу себя, а именно к ним самим — к другим людям ради других людей.
· На какой основе это происходит — вопрос неоднозначный. Похоже, у всех по-разному. Главное, есть этот интерес или его нет.
Если такой интерес, симпатия, сочувствие, просто любопытство, наконец — одна из главных движущих сил человека, то можно утверждать: у него есть способности к психологии. И чем этот интерес больше, тем больше оснований говорить о таланте.
Интерес этот — не данность. Увы? Или ура? Мы не знаем. Интерес к другим людям может разгораться и угасать в зависимости от душевных обстоятельств человека. Как ни странно это звучит, но когда человек начинает активно заниматься совершенствованием — себя, заботой — о своей семье, своих близких, своих друзьях, талант начинает угасать. (Хотя мастерство и профессионализм остаются. Без практики — ненадолго). Круг личного интереса сужается. Человеку уже не интересны все, ему интересны так или иначе — немногие. Не люди вообще, а вот именно эти. Это нормально для нормального человека. Это хорошо. Мы сами приводим своих клиентов к этому. Мы хотим, чтобы у людей вокруг нас было все хорошо на душе, чтобы у них была хорошая семья, хороший дом, хорошая работа, хорошие друзья и так далее. Когда человек успешно справляется с тем, чтобы усовершенствовать себя, свои отношения и позаботиться о своих близких, он становится вполне адаптированным и благополучным.
· «Успешно справляется» — по внутренней оценке самого человека.
И если, успокоившись по поводу своей успешности, человек вновь с интересом обернется к людям вокруг — ко всем людям — талант вернется к нему.
А если решение проблем затягивается и все больше затягивает человека, то его талант может оказаться утраченным насовсем.
Мы полагаем, что это происходит циклически. Возникают свои трудности, психолог обращается к ним, становясь просто профессионалом. Трудности разрешаются, коллега вновь обращается к людям и становится профессионалом талантливым. И снова возникают трудности, и снова приходит решение… и так всю жизнь.
Профессиональный стиль
Итак, даже очень хорошие психологи — разные. Работают ли они индивидуально, ведут ли они группу — они делают это по-своему. Технично, да. Но — по своему. Это «по-своему» получается при соединении профессионального навыка и человеческих качеств психолога. Именно здесь появляются «излюбленные» техники и приемы. Излюбленные они потому, что лучше всего работают. А работают они так, потому что лучше всего согласованы с человеческим своеобразием, опытом и воспитанием человека.
Кому-то рациональные техники кажутся сухими и неэффективными, а кто-то достигает с их помощью грандиозных результатов. Зато буксует в работе с бессознательным, где свободно себя чувствует менее логичный коллега. Кто-то любит яркие демонстрации, а кто-то предпочитает постепенный набор опыта, кто-то доводит группу до кипения, а кто-то не выводит ее из транса, кто-то привычно исправляет поведение, а кто-то художественно проводит душеспасительные беседы, кто-то смело затрагивает смысл жизни, а кто-то весело учит правильно знакомиться с девушкой.
У всех нас есть сильные стороны, где наша личность и наш профессиональный навык сотрудничают, и стороны слабые — где они противоречат друг другу.
· Если слабых слишком много, а сильных мало — отлично, есть над чем работать. А если наоборот — это и есть индивидуальный стиль!
Так что если у вас что-то не получается, или получается не сразу, все в порядке. Проверьте, что личное мешает усвоению навыка, назовите это личное — проблемой — и исправьте. А если никак, то усиливайте и без того сильные стороны, компенсируйте ими недостаток и назовите это своим стилем.
· Потому что главное — чтобы вы добивались результатов. Главное, чтобы вы делали свое дело. Каким угодно индивидуальным способом, но делали хорошо.
И еще раз: если вы знаете, как работать — работайте как знаете. А если нет — делайте как учили. И у вас получится.
Резюме по второй части
Группа помогает:
· Почувствовать себя «нормальным» среди других,
· Приобрести информацию, знания, навыки,
· Получить опыт доверия и успешного общения с другими,
· Опробовать новые модели и образцы поведения, образ мыслей,
· Косвенно решить свои проблемы, наблюдая за другими,
· Получить помощь и поддержку от многих людей,
· Подружиться, завязать контакты,
· Добиться результатов быстрее, чем в индивидуальной работе.
Группы можно разделить на:
· Коррекционные (психотерапевтические),
· Личностного роста и развития,
· Обучающие.
Причем психокоррекция и личностный рост — это движение в одном и том же направлении. Психокоррекция однажды становится личностным ростом, а личностный рост часто начинается с решения проблем.
Схема коррекционной работы в группе аналогична схеме индивидуальной коррекционной работы. В группе также есть установление контакта, выявление сути, формирование образа результата, коррекционная фаза и завершение. Выполняется все это с учетом особенностей групповой работы.
Начинать вести группу стоит так, как если бы вы продолжали это делать.
Мотивировать на работу с вами как с ведущим можно:
· Предоставив участникам возможность выбирать ведущего,
· Отождествляя ведущего с темой работы группы,
Представляясь, важно:
· Учитывать пять уровней и четыре типа пространственного расположения участников,
· Поддерживать личный контакт, контакт глаз,
В первые полторы минуты нужно сказать:
· Приветствие группе,
· Свое имя,
· Что вы из себя представляете применительно к теме работы группы,
· Чем вы можете помочь, быть полезным группе.
Первые указания должны быть:
· Простыми и легкими для исполнения,
· Понятными,
· Иметь отношение к организации работы группы.
Подстройка к группе осуществляется:
· Подстройка по целям и ценностям;
· Подстройка по ритму;
· Подстройка по эмоциональному фону.
Групповая динамика включает в себя представление о стадиях развития группы, ролевом распределении, формировании целей и норм группы. При этом:
· Роли распределяются на стадии конфликта,
· Конфликт происходит вокруг установления целей и норм группы,
· Динамика группы может быть перезапущена при возниконовении события, изменяющего любой из факторов, формирующих эту динамику: состав группы, цели группы, время и место работы группы.
Ведущий может не только учитывать, но и управлять ходом групповой динамики, исходя из целей группы.
В ходе работы ведущий может столкнуться с групповыми сопротивлениями по типу:
· Привлечения внимания,
· Борьбы за власть,
· Личных нападок,
· Демонстрации беспомощности.
Место и роль ведущего в группе изменяется в зависимости от содержания групповой работы и ситуации в групповой динамике.
Принято выделять стили руководства группой:
· Авторитарный,
· Либеральный,
· Демократический.
При этом не существует «лучшего» стиля, а есть наиболее подходящий для сиюминутных задач группы.
К навыкам, желательным для работы ведущим, мы относим:
· Внутреннее спокойствие,
· Владение техникой общения,
· Артистизм.
Внутреннее спокойствие при этом достигается с помощью:
· Саморефлексии;
· Саморегуляции;
· Якорения нужного состояния;
· Паузы.
Техника общения включает:
· наблюдение за изменениями;
· подстройку и установление контакта;
· активное слушаение;
· поддерживающее слушание;
· эмоциональное отражение;
· навык точных вопросов,
· речевые техники,
· якорение.
Артистизм служит для передачи группе того или иного эмоционального состояния. Это может быть достигнуто с помощью:
· подстройки и ведения,
· эмоционального заражения,
· специального поведения ведущего,
· создания ситуации, которая способствовала бы возникновению нужных эмоций.
Важно помнить, что эмоции в группе вызываются не ради самих эмоций, а с целями:
· Изменения эмоционального фона группы или отдельных участников;
· Аргументации от эмоций;
· Формирования мотивации;
· Обучения.
Формирование содержания групповой работы начинается с ответов на вопросы:
· Что я могу предложить?
· Зачем это мне, как ведущему?
· Зачем это будущим участникам группы?
Будущим участникам может быть интересно:
· решение проблем и получение выгод;
· развитие и личностный рост;
· обучение.
Основная схема содержания работы группы иерархически создается на основе простого цикла:
· введение,
· основная часть,
· завершение.
Наполнением плана становятся эпизоды групповой деятельности, которые включают:
· Собственно упражнения;
· Игры;
· Ролевые отыгрыши;
· Индивидуальная работа;
· Обсуждения;
· Мозговые штурмы;
· Конкурсы и соревнования;
· Групповые трансы;
· Лекции;
· Демонстрации и примеры.
Любой эпизод групповой деятельности (упражнение в широком смысле этого слова) создается на основе того же цикла: введение (настройка и инструкция к упражнению), основная часть («тело» упражнения), заключение (обсуждение и выводы).
Упражнение создается на основе следующей схемы:
· Поставить четкую цель упражнения;
· Представить себе реальные ситуации и поведение;
· Выявить внутреннюю структуру;
· Упорядочить эту модель;
· Составить четкую инструкцию;
· Подготовить соответствующую настройку;
· Продумать возможные варианты итогового обсуждения-осмысления;
· Провести несколько раз в «пилотном» режиме;
· Подробно прописать весь текст;
· Проводить.
Эмоциональные переживания, образующие основу опыта, создаются в упражнениях с использованием тем:
· Любовь,
· Злость,
· Добро,
· Несчастье.
При проведении обсуждения ведущему нужно обращать внимание на:
· Осмысление предшествующего материала,
· Использование речевых техник,
· Утилизацию случайных реплик,
· Сохранение роли «третейского судьи» и эксперта,
· Правила организации дискуссии,
При групповом наведении транса нужно следовать схеме:
· Фиксация внимания,
· Перевод фокуса внимания,
· Диссоциация сознательных и бессознательных процессов,
· Углубление трансового состояния,
· Утилизация (использование) трансового состояния,
· Выведение из трансового состояния.
Пусть ведущий помнит, что трансовые состояния возникают в группе не только при формальном наведении, но и в результате косвенных внушений ведущего, во время эмоциональных пиков и в течение телесно-ориентированной работы.
Ведущие могут работать в паре:
· Когда один из них ассистирует,
· Когда ведущие работают попеременно,
· Когда ведущие работают вместе.
Если ведущие работают вместе, желательно:
· Говорить «вперехват»,
· Выражать согласие с партнером,
· Использовать образ «мы»,
· Согласовать мировоззрение,
· Привыкнуть к партнеру.
Завершая работу с группой, нужно:
· Зафиксировать результаты работы;
· Передать ощущение успеха,
· Отпраздновать!
Когда мы говорим о работе психолога, мы помним о возможности привести себя в состояние личностного благополучия и пользоваться своими особенностями для создания личного профессионального стиля. Мы исходим из того, что становление психолога основывается не только на его профессиональном росте, но и на личностном развитии.
Когда мы говорим о таланте психолога, мы имеем в виду искренний интерес к людям вообще, ко всем окружающим.
Когда мы описываем правила и технику работы, мы не предполагаем, что можно и нужно работать только так. Если уважаемые коллеги станут работать как-то совершенно иначе, получая при этом сходные или лучшие результаты, мы будем только рады.
Литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1999
Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. М.: КСП+, 1999
Андреас К., Андреас Т. Сущностная трансформация. Воронеж: НПО "Модек", 1999
Андреас С., Андреас К. Сердце разума. М.: 2001
Андреас С., Герлинг К., Халбом Т. и др. Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. М.: 2000
Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия, СПб.: Речь, 2000
Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж: НПО "Модек", 1995
Беккио Ж., Жюслен Ш. Новый гипноз: практическое руководство. М.: Класс, 1999
Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. НПО "Модек", 2000
Бендлер Р., Гриндер Д. Трансформация. Сыктывкар: Флинта, 1999
Бендлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. Симферополь: Реноме, 1999
Бендлер Р., Гриндер., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. М., 1999
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Талисман, 1994
Берн Э. Игры, в которае играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Университетская книга, 1998
Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организации групп. Екатеринбург: Литур, 2000
Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб.: Светоч, 1994
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000
Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии. М.: Алитейа, 1999
Вилсуорт М.Ф. Вилли и его друзья. Воронеж: НПО "Модек", 1995
Витакер Д.С. Группы, как инструмент психологической помощи. М.: Класс, 2000
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999
Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, СПб., 1994
Гиллиган С. Терапевтические трансы: руководство по эриксоновской гипнотерапии. М.: Класс, 1999
Гордеев М.Н. Классический и эриксоновский гипноз: практическое руководство. М., 2001
Гордон Д., Мейрс-Андерсон М. Секреты психотерапии Милтона Эриксона. М., 1997
Гордон Д.Терапевтические метафоры. СПб.: Белый кролик, 1995
Горин С.А. НЛП: техники россыпью. М.: КСП+, 2000
Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологичекие механизмы. СПб.: Знание, 1999
Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Екатеринбург, 1998
Гриндер Д., Бэндлер Р. Рефрейминг. Воронеж: НПО "Модек", 1995
Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. Москва: КААС, 1995
Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. М., 2001
Делозье Д., Холландер Я., Врица П. и др. Мастерство, новый код и системное НЛП. М.: 1998
Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП: ключи к личностному развитию. М.: КСП+, 2000
Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: Класс, 1997
Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2000
Дилтс Р. Стратегии гениев (в 3 т.). М.: Класс, 1998
Дилтс Р. Фокусы языка. СПб.: Питер, 2000
Дилтс Р., Халлбом Т., Смит С. Убеждения в НЛП: стратегические модули и технологии успеха. Харьков: Зодиак, 2000
Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Яуза, 1996
Егидес А.П. Лабиринты общения. М.: ФилинЪ, 1999
Ермошин А.Ф. Вещи в теле: психотерапевтический метод работы с ощущениями. М.: Класс, 1999
Завьялов В.Ю. Необъявленная психотерапия. М., 1999
Зейг Дж. К. (ред.) Семинар с доктором медицины с Милтоном Г. Эриксоном. Уроки гипноза. М.: Класс, 1994
Зейг Дж. К. Мастер гипноза. Психотерапевтические манипуляции Милтона Эриксона. Минск, 1998
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999
Каммерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: НЛП в семейной терапии. М.: 2000
Карелин А.А. Психология изменений. М.: КСП+, 2000
Кейд Б., О'Хэнлон В. Краткосрочная психотерапия. М.: 2001
Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планов: анализ психотерапевтических механизмов. М.: Класс, 1998
Кинг Н.Е. Цитренбаум Ч.Н. Экзистенциальная гипнотерапия. М.: Класс, 1998
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993
Ковалев С.В. Перепрограммирование собственной судьбы. М.: КСП+, 2000
Ковалев С.В. Психотерапия личной истории и психокоррекция самотоятельных единиц сознания. Воронеж: НПО "Модек", 2001
Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999
Коледа С.В. Моделирование бессознательного. М., 1999
Кочунас Р. Основы психологического консультирования, М.: Академический проект, 1999
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический проект, 2000
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000
Кроль Л.М. Между живой водой и мертвой. М.: Класс, 1998
Кроль Л.М. Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. М.: Класс, 1999
Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: Класс, 1993
Кроль Л.М., Пуртова Л.А. (сост.) Методы современной психотерапии. М.: Класс, 2001
Ксендзюк О. Трансформация личности, Одесса: Хаджибей, 1995
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997
Леонард Д., Лауд Ф. Ребефинг. Техника дыхательных трансов для психотерапии и самосовершенствования. М., 2000
Лой Ш. Психологический тренинг умений. СПб., 2001
Лэнктон К., Лэнктон С. Волшебные сказки: ориентированные на цель метафоры для лечения взрослых и детей. Воронеж: НПО "Модек", 1996
Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. М.: КСП+, 1999
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997
Макдональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж, 1994
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998
Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997
Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000
Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Программы и структура поведения. М., 2000
Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М.: Класс, 1999
Молден Д. Психотехнология НЛП для владения собой и управления другими. М., 2000
Мэй Р. Искусство психологического консультирования, М.: Класс, 1994
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. Питер, 2000
Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999
Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1998
О'Коннор Дж., Мак-Дермот Я. Искусство системного мышления. К.: София, 2000
О'Коннор Дж., Мак-Дермот Я. НЛП и здоровье. Челябинск, 1998
О'Коннор Дж., Сеймур Д. НЛП-тренинг. Высшая ступень. М., 2000
Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2000
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000
Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М., 2001
Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М., 2001
Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии, М., 2001
Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. СПб.: Петербург-21 век, 1997
Перлз Ф.С. Гештальт-семинары. М., 1998
Плигин А.А., Герасимов А.В. Руководство к курсу НЛП-практик, М.: КСП+, 2000
Польстер И. Обитаемый человек: терапевтическое исследование личности. М.: Класс, 1999
Польстер И. Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. М.: Класс, 1999
Психиатрия, психосоматика, психотерапия. М.: Алитейа, 1999
Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект-Пресс, 2000
Райгородский Д.Я. (сост.) Психология масс. Самара: Бахрах-М, 2001
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999
Рейнхард Л. Трансформация. М.: Либрис, 1997
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994
Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМО-пресс, 2000
Розен С. Гипнотические истории Милтона Эриксона для обучения и психотерапии. М, 1998
Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998
Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб.: Речь, 2000
Руффлер М. Игры внутри нас. М., 1998
Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Ювента, 1999
Сеймур Д., О'Коннор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование. Челябинск: Версия, 1997
Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000
Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.: Речь, 2000
Смит М.Д. Тренинг уверенности в себе. СПб., 1998
Соколов Д.Ю. Лоскутное одеяло или психотерапия в стиле дзен. М.: Класс, 1999
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия, М., 1998
Спаркс М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. Воронеж, НПО "Модек", 1995
Трошихина Е.Г. (под ред) Тренинг развития жизненных целей. СПб.: Речь, 2001
Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия, М., 1997
Фаррелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. Екатеринбург, 1996
Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999
Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000
Франкл В.Э. Психотерапия на практике. СПб.: Ювента, 1999
Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М.: Класс, 2001
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000
Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998
Харрис Т.А. Я-о'кей, ты-о'кей. М.: Смысл, 1997
Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1999
Хейли Дж. О Милтоне Эриксоне. М.: Класс, 1998
Хейли Дж. Терапия испытанием. М.: Класс, 1998
Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999
Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ. М.: Прогресс, 1993
Хрящева Н.Ю. (под ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2000
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 1999
Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999
Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. М.: КСП+, 1999
Шибутани Т. Социальная психология, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999
Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 1999
Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. М.: Класс, 1995
Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. М.: Класс, 1999
Эриксон М.Х. Стратегия психотерапии, СПб., 1999
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996
Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, М.: Класс, 1999
Япко М. Боль жизни. Техники эриксоновского гипноза и НЛП для краткосрочной психотерапии и депрессий. М., 1997