Ошибки ситуационного анализа

1. Недостаточная развитость «дисциплинированного» мышления: хаотичность рассуждений, постоянное перескакивание с одних обстоятельств на другие, зацикленность на деталях, блуждание в собственных ассоциациях; поиск выхода из ситуации при недостаточно четком понимании ее сути.

2. Анализ одного, наиболее очевидного, сценария действий (невозможно пред­ставить большее число сценариев).

3. Недостаточное внимание к второстепенным обстоятельствам (фактам, усло­виям, личностным состояниям) из-за недостатка соответствующей информа­ции о них, а не из-за их действительной незначительности.

4. Поспешное стремление выйти на конечный результат анализа, пренебреже­ние очевидными мелочами.

5. Сильный эмоциональный фон, на котором и под воздействием которого осу­ществляется хаотичный, или даже истеричный, анализ ситуации.

6. Отсутствие внутренней уверенности и убежденности в надежности резуль­татов анализа.

Ситуационный анализ— системный анализ в приложении к исследованию динамично меняющейся во времени и во взаимном воздействии друг на дру­га совокупности различных внутренних и внешних факторов.

При этом сами факторы обычно именуются обстоятельствами (условиями/, а анализируемая их совокупность — ситуацией. Темп изменения ситуации, ее ди­намика может варьироваться от вялотекущей до стрессовой. А если ситуационный анализ есть разновидность практического приложения системного анализа, то

используется один и тот же аппарат (инструмент) исследования. Соответственно, классический ситуационный анализ включает в свой состав три последовательных автономных этапа (процедуры).

I. Создание поля идей, вариантов, сценариев.Предполагает составление полного перечня возможных сценариев решения анализируемой ситуации, при­чем отбираются только те возможные сценарии, которые представляют интерес для того, кто анализирует. Здесь скорее уместен термин «сценарий», чем термин «варианты», так как первый предполагает определенные действия, поведенчес­кую линию в сценарном развитии данной ситуации.

Условия выполнения:

G не отвлекаться на экспресс-анализ наиболее интересных, простых или пред­почтительных сценариев, а также на их критику; —1 перебрать все возможные сценарии.

Первый этап ситуационного анализа необходимо (особенно на начальном этапе формирования навыка) выполнять письменно даже для простых ситуаций, так как:

□ письменное изложение дисциплинирует мышление;

G наглядность всего набора возможных сценариев дает возможность не дер­жать их в памяти постоянно;

Q появляется возможность вернуться к прерванному анализу (в будущем — для проверки качества своего анализа).

Первый этап завершается, когда члены команды (или ее руководитель) имеют исчерпывающий набор сценариев решения ситуации. Безусловно, команде легче составить полный список сценариев, нежели одному специалисту, пусть и высоко­квалифицированному.

II. Оценка и отбор.Предполагается проведение экспресс-анализа всех сцена­риев с целью отбора наиболее вероятных (перспективных, желательных). По окон­чании этапа должно быть оставлено не менее двух, но не более трех-четырех раци­ональных сценариев. Исключение или перевод их в промежуточную память осуществляется на основе оценки рисков их отбрасывания. Критерий риска варьи­руется в зависимости от ситуации, поскольку его общее свойство — наиболее высо­кая значимость для анализирующего лица или членов команды.

III. План действий.На этом этапе предпринимаются следующие действия:

□ сопоставление отобранных рациональных сценариев по ключевым парамет­рам их динамического развития;

□ поиск дополнительной информации по второстепенным факторам, если есть вероятность, что они могут стать ключевыми;

□ оценка возможных последствий по каждому варианту в перспективе развития;

□ выбор и обоснование окончательного сценария действий по критериям:

• уровень надежности;

• реалистичность;

• наименьший риск негативных последствий.

Q перманентный контроль остальных сценариев с целью оперативного обра­щения к ним в случае неблагоприятного развития событий;

_1 составление согласованного плана действий, направленного на реализа­цию наиболее рационального сценария.

Все этапы ситуационного анализа необходимо протоколировать с целью фор­мирования навыка «дисциплины» мышления и последующего анализа ошибок и открытий.

Ситуационный анализ дополняет процесс планирования. Реальная ситуация вносит коррективы в любой план.

Задача ситуационного анализа— оценить текущую ситуацию и, если необ­ходимо, внести в план коррективы.

Ситуационный анализ осуществляет каждый член команды на своем «участке работ».

Ситуационный анализ осуществляется каждым членом команды или командой в целом в следующих случаях:

□ возникновение помех;

□ изменение условий работы;

□ выбывание отдельного члена команды;

□ преждевременное исчерпание какого-либо ресурса (материалов, оборудо­вания, финансов, учебных часов и т. п.);

□ возникновение ранее непредвиденных проблем и т. д.

Осуществляя ситуационный анализ, лидер команды и каждый ее член совер­шают пять основных процедур:

1) выявляют возникшие или намечающиеся отклонения от запланированного хода событий;

2) анализируют сложившиеся обстоятельства, прогнозируют и аргументируют наиболее реалистичный вариант развития ситуации;

3) определяют рациональные варианты противодействия (или использования) возникшей (прогнозируемой) ситуации;

4) оценивают риски по каждому из рациональных вариантов (оценивают воз­можные потери и затраты);

5) аргументируют и выбирают наиболее предпочтительный для команды вари­ант решения проблемы (причем необязательно, что он будет наименее за­тратным).

Результаты ситуационного анализаслужат основанием для:

□ корректировки оперативного, годового или стратегического плана;

□ перегруппировки сил и изменения взаимодействия между членами команды;

□ внесения изменений в структуру деятельности команды, если это необходимо; Q уточнения мотивации деятельности членов команды.

Глава 3

Наши рекомендации