Доминирующим типом восприятия

Внешние проявления поведения «Визуалы» «Кинестетики» «Аудиалы» «Дискреты»
Слова Яркий, взгляд, перспектива, красочный, фокус, кажется, вижу Прочный, теплый, спокойный, чувствую, схватывание, прикосновение, мягкий Тон, громкий, находит отзвук, звучит как, благозвучный, слышу, шумит, притих Говоря на языке цифр, разумный, логический, знаю, понимаю, ситуация, требует, аргументы
Поза Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены Голова наклонена вбок Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова
Телодвижения Движения скованы, судорожны Движения свободные, плавные Движения то скованы, то свободны Движения не гибкие
Дыхание Высокое, грудное Низкое, брюшное В полном объеме Ограниченное
Тембр, сила, темп голоса Высокий, чистый, быстрый, громкий Низкий, медленный, мягкий Мелодичный, ритмичный, меняющийся Монотонный, прерывистый, густой
Направление взгляда Над окружающими Под окружающими (снизу вверх) Глаза опущены Смотрит над толпой
Особенности взгляда Посмотрит, чтобы услышать Скорее прикоснется, нежели посмотрит Чтобы услышать, не смотрит Никакого зрительного контакта
Поведение в конфликте (категории В.Сатир) Обвинитель, принимает агрессивную позу, пока­зывая пальцем. В случае неудачи может чувствовать себя безуспешным Умиротворитель, во всем обвиняет себя. Может чувствовать себя беспомощным Отвлекатель, переводит конфликт в другую плоскость. Может чувствовать, что никому нет до него дела Компьютер, много и нудно говорит. Может чувствовать себя уязвимым

Так, для «визуалов» чаще всего характерна прямая расправленная поза с чуть приподнятыми головой и плечами, высокий и чистый голос, быс­трая громкая речь, взгляд над окружающими (в связи с этим «визуалов» зачастую воспринимают за гордецов). Как правило, на родительских собраниях родители-«визуалы» тщательно конспектируют сказанное учителем. В случае, если им необходимо заполнить анкету или письмен­но ответить на какие-либо вопросы, педагогу следует учесть, что инст­рукция по заполнению документа должна быть предоставлена таким родителям в письменном виде.

Поскольку «визуалы» большое внимание уделяют одежде, стремятся выглядеть опрятно и носить подходящую по стилю и цвету для конкретного случая одежду, педагогу, готовясь к встрече с ними, желательно учесть эту особенность и одеться более тщательно, выбирая детали кос­тюма. Имидж педагога играет важную роль для родителя-«визуала», очень наблюдательного в мелочах. Большое значение при подготовке к встре­че с родителями -«визуалами» имеют также обстановка и порядок в ка­бинете, в котором предполагается проводить беседу.

Родители, относящиеся к категории «аудиалов», встречаются доста­точно редко. Обычно они могут выполнять данную им устно инструк­цию сразу и правильно. В беседе с ними для педагога важно, чтобы ро­дители сами проговорили свою проблему вслух, что, в свою очередь, может послужить удачным отправным моментом для ее разрешения. Включению таких родителей в диалог с учителем или воспитателем мо­гут послужить такие фразы, как «Давайте поговорим...» или «Выслушайте меня...» и др.

В некоторых ситуациях решения проблем в классе или группе детс­кого сада педагог может использовать ролевые игры, в процессе кото­рых родители-«аудиалы» способны в большей степени проявить свои способности.

Поскольку для «кинестетиков» характерны энергичность, неусидчи­вость, трудности при необходимости длительное время удерживать вни­мание на одном объекте, родителям, относящимся к данной категории, тяжело выдерживать продолжительные родительские собрания, длитель­ные монологи. Если педагог объясняет такой маме или папе способ ре­шения задачи или выполнения упражнения, лучше не давать долгих устных инструкций, а совместно выполнить 1-2 задания.

Общаясь с родителями-«дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.

Умение распознавать различные типы людей, в зависимости от до­минирующего канала восприятия, и говорить с людьми на их языке, ис­пользуя их активный словарь — важный фактор успешного общения в системе «педагог—родитель». Другим не менее важным и одним из ос­новополагающих факторов, влияющих на эффективность взаимодей­ствия педагога с родителями, является умение слушать и слышать собе­седника.

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ПРИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА

С РОДИТЕЛЯМИ

Профессор Тим Бригхаус на конференции, посвященной проблемам образования, проходящей в Германии (Loccum) 25 октября 2000 года, назвал несколько основных профессиональных качеств, присущих эф­фективно работающим педагогам, среди которых (вторым по списку!) стоит умение хорошо слушать (Sharp Р., 2001). К сожалению, пока не у всех это хорошо получается.

Одна из проблем, с которой встречаются учителя в своей работе, — это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С од­ной стороны, в некоторых ситуациях бывает очень трудно дать какие-либо конкретные советы родителям. С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие родители не воспринимают их дол­жным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как научиться оказывать им реаль­ную помощь.

Детский психотерапевт Катрун Гельдард и консультирующий психо­лог Давид Гельдард из Австрии в своей книге «Консультирование в по­вседневной жизни» (Geldard K., Geldard D., 2003) рекомендуют всем, кому по роду деятельности необходимо помогать другим людям, прежде всего научиться внимательно слушать. Человек, которому мы оказыва­ем помощь, нуждается в том, чтобы почувствовать свою значимость и уважение к себе. Только тогда он может в полной мере раскрыть нам свои проблемы и готов выслушать наши рекомендации. «Лучший спо­соб помочь человеку почувствовать его значимость — это активное слу­шание, сфокусированное на его проблеме» (там же, с. 69).

Внимательное слушание также поможет нам получить важную ин­формацию об ученике или воспитаннике детского сада, которая в даль­нейшем даст возможность грамотно и целенаправленно строить отно­шения с ребенком и реализовать его потенциал в учебном процессе.

Теоретически каждый осознает необходимость обучения навыкам слушания, однако на практике зачастую происходят обидные недоразу­мения именно из-за отсутствия этого умения. При обучении педагогов навыкам общения для иллюстрации важности умения слушать психо­лог может использовать такие упражнения, как «Испорченный телефон», «Вера Коркина» (приведены далее) и др.

Как научиться не только эффективно слушать, но и слышать, вос­принимать максимальный объем информации — вопрос достаточно сложный. Прежде всего, стоит разобраться, почему мы теряем и иска­жаем то, что говорит партнер по общению. Помочь в этом может схема, предлагаемая Мадэлин Беркли-Ален. На рис. 1 это схема приведена в нашей модификации.

Как видно из схемы, содержание передаваемого рассказа может быть значительно искажено вследствие работы так называемых фильтров слу­шания. Наши установки на общение с родителями (очень часто таковой бывает установка: «Родитель — причина всех проблем ребенка, поэтому он должен...»), наш опыт общения (зачастую негативный: «Все равно толку не будет от «душеспасительных» бесед»), уровень эмоциональной включенности в ситуацию (особенно в конфликтных ситуациях), а так­же недостаточное развитие навыков слушания, — все это приводит к тому, что в процессе общения отдельные детали информации теряются или подменяются другими (удобными и значимыми для нас), а иногда искажается и смысл сказанного партнером.

Для того чтобы процесс общения оказался более эффективным, пе­дагогу желательно овладеть некоторыми техниками слушания. К эффек­тивным техникам слушания относят рефлексивное (активное) слушание, которое включает в себя следующие приемы: дословное повторение, пе­рефразирование, резюмирование.

Дословное повторение подразумевает воспроизведение вслух части сказанного в неизменном виде. Это может быть целая фраза или несколь­ко слов, которые дают собеседнику понять, что его внимательно слушают. Перефразирование подразумевает повторение основного содержания, сказанного в более сжатой форме или своими словами. Этот прием позво­ляет проверить, насколько правильно мы поняли партнера по общению.

Резюмирование представляет собой подытоживание, выделение основ­ных идей говорящего. Данный прием позволяет правильно расставить акценты, определить главное в речи собеседника, а при необходимос­ти — подвести беседу к заключительному этапу.

Все три техники являются действенными в процессе общения. Так, дословное повторение можно использовать в беседе с не слишком раз­говорчивыми родителями. Эта техника будет возвращать их к сказанно­му и побуждать к тому, чтобы добавить дополнительные детали. Пере­фразирование особенно полезно в тех случаях, когда мы не уверены в том, что правильно понимаем говорящего. Резюмирование желательно использовать с многословными родителями, что позволит продвигаться в переговорах вперед более быстрыми темпами.

Таким образом, активное слушание, подразумевающее умение слы­шать информацию и воспринимать чувства говорящего, способствует улучшению общения.

Помимо эффективного стиля слушания существует и нейтральный стиль (нерефлексивный), который на определенных стадиях беседы так­же может помочь достичь желаемых результатов.

Нерефлексивное (пассивное) слушание — это внимательное слушание, при котором обратная связь с говорящим сводится лишь к коротким репликам: «Да, да...», «Угу..», «Понимаю...», «Приятно слышать» и т. д. Этот стиль слушания можно использовать в тех случаях, когда родитель сообщает нам важную информацию и когда прерывать его рассказ бо­лее длинными репликами нецелесообразно.

Для того чтобы процесс слушания был более действенным, можно воспользоваться рекомендациями М. Беркли-Ален (1997), которые мы приводим ниже (в скобках даны наши комментарии).

1. Не перебивать собеседника.

2. Не переводить обсуждение на другую тему (если для этого нет осо­бой причины).

3. Не позволять себе отвлекаться.

4. Не задавать лишних вопросов («не допрашивать»).

5. Не пререкаться с собеседником (если вы не согласны, выслушайте и убедитесь, что поняли верно, после чего используйте аргументы).

6. Не навязывать свои советы (давать лучше в тактичной форме, на­пример: «Может быть, лучше попробовать...», «Мама одного из моих учеников в подобной ситуации поступила так...»).

7. Отражать в поведении, жестикуляции, выражении лица и в словах свое отношение к чувствам говорящего.

Однако на практике очень часто общение может быть затруднено как из-за личностных особенностей, так и из-за неконструктивных страте­гий и позиций, выбранных в процессе слушания участниками общения.

Мадэлин Беркли-Ален выделяет следующие негативные роли слу­шателей:

1. Симулянт — делает вид, что слушает, но думает о своем.

2. Зависимый слушатель — старается произвести впечатление вни­мательного слушателя; поглощен своими ощущениями от слуша­ния, теряя при этом нить повествования.

3. Перебивала — перебивает, так как думает, что забудет то, что хотел сказать.

4. Слушатель, погруженный в себя, — теряет нить разговора, не об­ращая внимания, интересно ли собеседнику, насколько хорошо идет обсуждение.

5. Слушатель-интеллектуал, или слушатель-логик, — слушает толь­ко то, что хочет, не обращая внимания на эмоциональную сторону.

Наряду с данной классификацией существуют и другие. Так, напри­мер, Н. В. Казаринова(2001) предлагает иную типологию «плохих» слу­шателей:

1. «Псевдослушатель» — делает вид, что слушает, кивает головой, го­ворит «Угу..», но думает о своем.

2. «Самовлюбленный» слушатель — хочет, чтобы слушали только его.

3. Слушатель-«сочинитель» — не дослушивает до конца, а составля­ет свою версию окончания рассказа.

4. Слушатель-«пчела» — слушает только то, что интересно, все ос­тальное пропускает.

5. Слушатель-«жало» — ждет, когда собеседник допустит ошибку, что­бы затем говорить только об этом.

Владея информацией о ролях слушателей, педагог, общаясь с роди­телями, может, определив ту или иную роль, которой придерживается мама или папа, подстроиться под его манеру и выбрать для себя более успешную стратегию. Так, имея дело со «слушателем-интеллектуалом», желательно оперировать цифрами, фактами, попытаться отстраниться от эмоциональной стороны случившегося. Общаясь с «псевдослушате­лями», придется время от времени задавать ему открытые (требующие развернутого ответа) вопросы.

С «самовлюбленным» слушателем поможет техника резюмирования, показывающая партнеру, что его слышат, и позволяющая перейти на следующий этап переговоров.

Зная, что перед ним — слушатель-«сочинитель», педагогу лучше уже в самом начале встречи регламентировать ситуацию. Например, для этого можно предупредить, что сначала родители услышат информа­цию учителя, и лишь после этого предстоит обсуждение. Если при этом педагог добавит, что впереди их ждет напряженная работа, большин­ство родителей будет останавливать «сочинителя» даже без просьбы педагога.

Если же в аудитории появится слушатель-«жало», педагогу в случае, если он действительно оказался не прав, лучше признать свою ошибку. Если же он не согласен с претензиями собеседника, желательно не всту­пать с ним в спор тут же (сбивая план мероприятия или беседы), а пригласить его для продолжения дискуссии в другой день или час. Таким образом, в общении с родителями, какой бы роли они ни придержива­лись, необходимо показать ваше уважение к ним, при возможности — подстроиться, но продолжать основную линию поведения, выбранную для проведения конкретного мероприятия.

Глава 2

______________________________________

ВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

______________________________________

Наши рекомендации