Бинокулярные различия цветовосприятия
Цветовосприятие может отличаться (подчас значительно) не только у разных индивиду-умов, но даже у одного человека разными глазами. Данный феномен называется бино-кулярным цветовосприятием. Несмотря на то
что степень отличия в восприятии цвета правым и левом глазом выражена не слиш-ком сильно, при наличии такого несоответ-ствия необходимо иметь определенную кор-рекцию. При расположении рядом двух объ-ектов одинаковой формы и цвета один из них может казаться светлее другого, причем при перемене объектов местами светлее начина-
вятся темнее (возрастает насыщенность) в ре- | приводят к утомляемости глаз. |
зультате увеличения формирования вторич- | |
ного дентина (рис. 5-26). Во-вторых, хруста- | |
лик человеческого глаза с увеличением воз- | Связь между приемом лекарственных |
раста становится желтовато-коричневым, что | (или других средств) и цветовосприятием |
придает аналогичный оттенок всему окруже- | |
нию. Разницу между желтым и белым стано- | Злоупотребление различными лекарственны- |
вится определить все сложнее. Этот процесс | ми препаратами, алкоголем или кофеином |
Чу • Цвет Контрастные эффекты
Таблица 5-6.Влияние различных субстанций на восприятие цвета
Препарат Эффект
Алкоголь, морфин Длинные световые волны - ярче (красный, оранжевый, желтый)
Короткие световые волны - темнее (синий, зеленый, пурпурный)_
Кофеин Длинные световые волны - темнее
Короткие световые волны - ярче
может нарушить правильное цветовоспри-ятие. Эффекты различных субстанций пред-ставлены в табл. 5-6.
Освещение
Правильное восприятие или определение цвета невозможны без соответствующего ос-вещения (рис. 5-27). Nagakawa и соавт.910 и Preston и Bergen11 наглядно показали огром-ное значение правильного освещения стома-тологических кабинетов. Образцы цветовых шкал под разным освещением приобретают совершенно разные оттенки, насыщенность и яркость (рис. с 5-28 по 5-30).
Метамеризм
Метамеризм - это феномен, который выра-жается в изменении цвета объекта при изме-нении температуры и источника освещения. При одном и том же свете два объекта могут иметь одинаковый цвет, который, однако, мо-жет отличаться под воздействием других ис-точников освещения. Например, коронка мо-жет соответствовать по цвету прилегающим зубам при освещении обычной лампой нака-ливания, но отличаться от них при флуорес-центном или цветокорректированном свете. Во избежание возникновения или минимиза-ции метамеризма исключительно важно обеспечивать оптимальные условия для опре-деления цвета зубов и реставраций.
Клинические советы по использованию освещения
1. При использовании естественного освеще-ния в идеале определять цвет между де-сятью и четырнадцатью часами в ясный день при температуре цвета 5500 К.
2. При использовании только искусственного освещения необходимо применять освети-тельные трубки с коррегируемым цветом при температуре цвета 5500 К.
3. Интенсивность света необходимо поддер-живать на уровне 175+25 фут-кд (единица силы света) (определяется с помощью тер-мометра для цвета).
4. Цветовой термометр рекомендуется ис-пользовать регулярно для подтверждения в помещении оптимальных условий (5500 К) для определения цвета.
5. Необходимо регулярно и своевременно очищать световые трубки и диффузоры, поскольку наличие пыли влияет на качество и количество света.
Контрастные эффекты
Оптическая иллюзия
Феномен оптического контраста может в зна-чительной степени изменить восприятие цве-та, а также во многом влияет на способность четко и ясно определять его характеристики, что продемонстрировано на рис. 5-31. Пур-пурные фигуры на рисунке одинакового раз-мера, однако, на фоне сходящихся линий фи-гура справа кажется несколько больше двух левых.
Рис. 5-27.Для точного определения
цвета зуба необходимо оптимальное
качество и освещеннность
Рис. 5-28.Один и тот же оттенок мо- | Рис. 5-29.Та же реставрация, что на | Рис. 5-30.Та же реставрация при све- |
жет настолько сильно варьироваться | рис. 5-28, при флуоресцентном осве- | те лампы накаливания выглядит ина- |
в зависимости от освещения, что бу- | щении выглядит совершенно иначе, | |
дет выглядеть совершенно другим по | ее тон, насыщенность и яркость со- | |
тону, насыщенности и яркости. В дан- | вершенно отличны | |
ном случае представлена реставра- | ||
ция при естественном освещении |
Чу • Цвет
В своем учебнике по изготовлению метал- | |
локерамических реставраций Yamamoto под- | |
робно описал различные эффекты контрас- | |
та.14 Для правильного их использования очень | |
важно понимать, что контрастирование яр- | |
кости, насыщенности и оттенка объекта и фо- | |
на может в значительной степени влиять на | |
восприятие цвета. Разделяют четыре катего- | |
рии эффектов контраста: | |
Одновременный, или синхронный, контраст | |
возникает при визуализации, как минимум, | |
двух объектов в один момент. | |
Региональный контраст возникает при наблю- | |
дении предметов одного и того же цвета, но | |
разного размера. Крупные предметы кажутся | |
ярче. | |
Пространственный контраст | возникает при |
наблюдении различного взаиморасположе- | |
ния предметов. | |
Последовательный контраст | возникает при |
наблюдении одного цвета сразу вслед за дру- | |
гим. |
к возникновению данного феномена, практи-ческим примером которого может служить воспаленная десна. Покраснение десен, а зна-чит, фона зубов, искажает цветовосприятие. Реставрации, изготовленные на фоне воспале-ния десны, неизбежно оказываются слишком яркими, хотя на самом деле являются темны-ми. После заживления тканей коронка оказы-вается недостаточно яркой (рис. 5-35 и 5-36).
Контраст оттенков
При комбинации двух хроматичных цветов во-сприятие оттенка смещается ближе к допол-нительному цвету, чем к фоновому (рис. 5-37). На синем фоне зуб приобретает оранжевый оттенок (рис. 5-38 и 5-39), а на зеленом фоне, напротив, зеленый (рис. 5-40 и 5-41). На жел-том фоне зуб становится немного пурпурным (рис. 5-42 и 5-43), на фиолетовом - желто-ватым (рис. 5-44 и 5-45). Необходимо отме-
Контрастные эффекты
Рис. 5-31.Перспектива. Фигуры со-
вершенно идентичны по форме и
размерам, однако из-за оптической
иллюзии, возникающей в результате
сходящихся линий, при скольжении
взгляда слева направо кажется, что
крайняя правая фигура несколько
крупнее
Таблица 5-7.Клиническое значение эффекта контраста
Клиническое значение этих эффектов пред-ставлено в табл. 5-7.
Синхронный контраст
Синхронный контраст возникает при визуали-зации одновременно двух или более объек-
тить, что один и тот же образец A3 цветовой шкалы Витапан (Vitapan) выглядит совершен-но по-разному на черном и синем фоне (рис. 5-46 и 5-47). При определении цвета зу-бов или реставраций данный эффект можно использовать с пользой, чтобы «запрограм-мировать» глаза для более правильного цве-товосприятия. Например, оттенки зуба, в ос-
Контраст
Светлое и темное
Клинический эффект
Может коррелировать с окружающими тканями, например, с цветом кожи, волос или глаз, а также с яркостью прилегающих зубов. Темный фон делает объект ярче и светлее
Клиническое применение
Необходимо использовать более яркие цвета у светлых пациентов и менее яркие - у темных.
Ошибка в определении яркости соседних
зубов (например, низкая яркость
при наличии темных зубов, или наоборот)
тов. Кроме того, такой контраст может быть как световым (светлый/темный), так и цве-товым (оттенок и насыщенность).