Спектральные цвета Пигментные цвета
Спектральными называют цвета видимого В стоматологии необходимо учитывать значе-
светового диапазона (спектра). Несмотря на ние пигментных цветов, поскольку все рестав-
Рис. 5-11.Проходя через эмалевую
призму, белый луч света преломляет-
ся (Исаак Ньютон) и разделяется на
составляющие с различной длиной
волны
Рис. 5-12.Цвет неба выглядит по-раз-
ному в зависимости от времени суток
Рис. 5-13.Длина волны видимого
света варьирует от 390 до 800 мк.
Каждый цвет характеризуется опре-
деленной длиной волны:
IR - инфракрасный; UV - ультрафио-
летовый; R - красный; О - оран-
жевый; Y - желтый; G - зеленый; В -
голубой; I - синий; V - фиолетовый
Цвет
У | !G | UV | ||||
650 | 590 | 540 | 490 | 460 | 450 | 390 |
Чу • Цвет
Таблица 5-3.Группы цветов
Основные | Вторичные | Дополнительные | |
Красный | Оранжевый | Красный - зеленый | |
Желтый | Зеленый | Желтый | - фиолетовый |
Голубой | Фиолетовый | Голубой | - оранжевый |
Восприятие цвета
рационные материалы обладают ими. Сочета-ние цветов имеет огромное значение с эстети-ческой точки зрения. Для прогнозируемого получения требуемого цвета следует доско-нально понимать особенности первичных, вторичных и дополняющих цветов (табл. 5-3).
Основныецвета
Первичные цвета (красный, желтый и синий) являются естественными и не могут быть об-разованы слиянием каких бы то ни было цве-тов (рис. 5-14).
Вторичные цвета
Рис. 5-14.Первичные, или основные, цвета: красный,
желтый и синий. Такие цвета не могут быть получены сме-
шением других цветов: R - красный; Y - желтый; В - синий
Рис. 5-17.При смешивании дополни-
тельные цвета нейтрализуют один
другого, например, образуя ахрома-
тический (бесцветный) серый цвет
Вторичные цвета образуются при смешении первичных. Например, при слиянии красного и желтого образуется оранжевый, желтого и синего - зеленый, синего и красного - фиоле-товый (рис. 5-15).
Дополняющиецвета
Дополняющими, или комплементарными, называют цвета, которые хорошо сочетаются вместе и улучшают один другой (рис. 5-16). При смешивании дополняющие цвета образу-ют ахроматичный серый цвет (рис. 5-17).
Дополняющие цвета можно использовать для визуального изменения яркости реставра-ций. Так, при необходимости снижения яркости (увеличения выраженности серого оттенка) рес-таврации дополняющий цвет можно добавить
к оттенку. Например, добавление к цвету A3 (оранжевого оттенка) голубого красителя сни-жает яркость. Добавление серого красителя в таком случае приведет к созданию мутной, грязной реставрации. Примешивание фиолето-вого (пурпурного) красителя к цвету В (желтый
Рис. 5-15.Вторичные цвета (оранжевый, зеленый, фиоле-товый) получаются при смешивании основных цветов. Например, красный + желтый = оранжевый
Рис. 5-16.Дополнительные, или комплементарные, цветаусиливают один другой
оттенок) также снижает яркость. С другой сто-роны, используя аналогичный подход можно повысить яркость реставрации.
Восприятие цвета
Все объекты обладают каким-либо цветом: белым, красным, пурпурным, голубым, желтым и т.д. Восприятие цвета осуществля-ется благодаря поглощению и отражению лу-чей видимого спектра с различной длиной волны. Например, черные объекты поглоща-ют почти все лучи (рис. 5-18), в то время как белые почти все отражают (рис. 5-19). Желтые предметы поглощают красный, зе-леный, голубой, синий и фиолетовый, но от-ражают оранжевый свет (длина волны 590-640 мк) (рис. 5-20)
Сами по себе световые волны бесцветны. Цвет возникает в мозгу человека под действи-ем сигналов из колбочек глаза, которые явля-ются цветовыми рецепторами. По сути, цвет
представляет собой качественное отличие фоточувствительности. Глаз и мозг человека обеспечивают отчетливое восприятие цвета благодаря сравнению и контрасту - хромати-ческие цвета (красный, голубой, синий и т.д.) определяются их отношением к ахроматиче-ским цветам (белому, серому и черному) (рис. 5-21 и 5-22). Цветовосприятие представ-ляет собой психофизиологическую реализа-цию цвета (табл. 5-4).