Оценка перед началом лечения
Оценка состояния зубов должна начинаться с полного обследования твердых тканей, вклю-чая анализ всех характеристик цвета, яркости
и микрорельефа поверхности зубов. Следует записать все параметры, которые требуют особого внимания при проведении оконча-тельного препарирования под виниры. При планировании типа реставраций необходимо учитывать несколько факторов, например подвижность губ во время функционирова-ния, степень визуализации зубов и возраст па-циента. Поскольку разные люди по-разному воспринимают один и тот же объект, все уча-стники лечения должны знать о проблемах,
которые могут возникнуть при значительных различиях восприятия у пациента, стоматоло-га и (или) зубного техника. Пациент может даже потребовать создать такую улыбку, кото-рая ему не подходит, недостижима или просто некрасива.167
Эстетическое восприятие может отличать-ся из-за недостатка коммуникации, напри-мер, когда пациенты остаются пассивными и позволяют стоматологу моделировать улыбку без их содействия. Мнение пациента о соб-ственной улыбке может быть разным - даже если, по мнению врача, для лечения есть эсте-тическая необходимость, пациент может быть удовлетворен своей улыбкой. Поэтому в каж-дом конкретном случае стоматолог должен понимать причины обращения человека за стоматологической помощью и его ожида-ния. Лечение может начинаться только после четкого понимания требований пациента и получения его информированного согласия.
52 Ь:\
Гюрель • Эстетическая стоматология
Преимущества и недостатки
Стоматолог должен обсуждать с пациентом преимущества и недостатки всех вариантов лечения. Несмотря на наличие клинических показаний к использованию керамических ви-ниров, это не всегда приводит к их изготовле-нию. Однако после принятия решения о лече-нии должно быть получено письменное согла-сие пациента, включающее в себя подробное описание предстоящих манипуляций. При принятии решения на основании только сло-весного описания возрастает вероятность субъективной интерпретации полученной ин-формации. Во избежание недопонимания не-обходимо правильно использовать визу-альные средства, демонстрационные модели и фотографии.
Фотографии, показывающие ситуацию до лечения
Фотографии полости рта до лечения служат иллюстрацией для пациента и стоматолога и показывают различия между исходной ситуа-цией и полученным результатом. Достаточное количество предоперационных фотографий зубных рядов пациентов совершенно необхо-димо, поскольку они часто забывают исход-ную ситуацию. Обычно изготавливают внутри-ротовые и портретные фотографии в раз-личных ракурсах. Фотографии облегчают коммуникацию с зубным техником, а после завершения лечения некоторые снимки реко-мендуется сохранять в карте пациента. От-дельные снимки можно отдать пациентам для демонстрации их близким произошедших временных изменений. Такие фотографии служат хорошей рекламой.165
Обучение пациентов
Вне зависимости от образования или соци-ального статуса, большинство пациентов ма-ло осведомлены о прогрессе в современных стоматологических технологиях или методи-ках лечения. Помимо недостаточности клини-
ческих знании, пациенты находятся под вли-янием «культа красоты», пропагандируемого средствами массовой информации. Стомато-лог отвечает за предоставление пациентам информации о доступных в наши дни техно-логиях, современных материалах и методах лечения (см. главу 14). Некоторые пациенты приходят с четкими представлениями и ожи-даниями от лечения от простого замещения одного зуба до радикальной перемены поло-жения, формы, или цвета всех зубов. Другие просто обращаются за консультацией или для планового осмотра и только тогда узнают о наличии у себя эстетических проблем.
Ощущение симметрии зубного ряда не на-рушается при незначительных вариациях формы. При создании реставраций стомато-логи обычно избегают абсолютной симмет-рии, подчас вопреки желанию пациентов, поскольку отклонения от идеала придают большую естественность. Кроме того, стома-тологи предпочитают создавать более длин-ные верхние резцы, что также удовлетворяет не всех пациентов. Рекомендуется заранее об-судить эти вопросы с пациентами во избежа-ние недоразумений. Почти все пациенты хоте-ли бы иметь более «белозубую» улыбку или, по крайней мере, более светлый оттенок. Это особенно актуально при необходимости пол-ной эстетической реабилитации с реставра-цией всех зубов.
Без предварительного обсуждения паци-енты могут быть разочарованы и недо-вольны.163 Если пациент мечтает о совершен-ной улыбке с белыми, идеально располо-женными зубами, он может быть шокирован, увидев, что реставрации имеют естественный вид с легкими неровностями и менее выра-женной белизной зубов.
Пациенты обычно выбирают для реставра-ций очень светлые оттенки, поскольку не мо-гут представить себе реальный вид таких зу-бов в полости рта.36 Для помощи в выборе цвета производители стоматологических ма-териалов предлагают цветовые шкалы. К со-жалению, такие шкалы включают в себя об-разцы в виде одиночных зубов, что затрудня-ет объяснение вариабельности расцветки зу-бов в разных отделах полости рта. Размеры,
пропорции и положение зубов в дуге влияют на восприятие цвета, что также следует объяс-нить пациенту перед началом лечения. Для этого оптимально использование восковой ди-агностической модели с точным воспроизве-дением цвета предполагаемых реставраций. В последнее время для этих целей всё чаще ис-пользуют компьютерное моделирование.
Компьютерное моделирование
Развитие компьютерной техники и появление цветных мониторов, цифровых и внутриро-товых камер, а также электронных графопо-строителей позволили расширить возмож-ности стоматологии. С помощью компьюте-ров стоматолог может иллюстрировать пла-нируемое лечение. Изображение может быть распечатано на принтере, сохранено в памяти компьютера или записано на диск. Некоторые системы позволяют стоматологу сравнивать два изображения: исходную ситуацию и ре-зультаты разных вариантов реставрационного лечения. С помощью компьютера можно ими-тировать почти все: от отбеливания до восста-новления разрушенных зубов, удлинения зу-бов, изготовления искусственных коронок, ви-ниров и ортодонтического лечения. Работа с изображением может быть использована для имитации простейших процедур, например гингивопластики при коррекции улыбки с из-лишним обнажением десны или ортогнати-ческой хирургии с перемещением верхней и нижней челюсти.169
Навыки общения с пациентом очень важны,
и использование изображений является од-ним из способов улучшить их. Иллюстра-тивный материал облегчает достижение со-гласия пациентов на предложенное лечение. Некоторым пациентам нравится рассматри-вать разнообразные демонстрационные изо-бражения, а другим достаточно только основ-ных клинических фактов. В такой ситуации индивидуальность каждого пациента стано-вится решающим фактором. Изображения являются всего лишь одним из средств, спо-собствующих иллюстрации потенциальных результатов лечения еще до начала работы.
Коммуникация
Интерактивная работа с изображением имеет определенные особенности, поскольку может быть проведена самим пациентом, ко-торый может сыграть роль виртуального сто-матолога. Обычные фотографии до и после лечения могут быть в некоторой степени огра-ниченными, тогда как интерактивная визуали-зация позволяет проводить реальное сравне-ние разных методик лечения. Распечатки выбранных методик лечения могут пересы-латься непосредственно в лабораторию для ускорения рабочего процесса.169 Существуют зуботехнические лаборатории, специализирую-щиеся на компьютерной графике. Стомато-логи могут пересылать по электронной почте фотографии пациентов до лечения с описа-нием необходимой коррекции и в лаборато-рии специалисты затем моделируют изобра-жение в течение одного часа.
Внедрение такой системы визуализации требует особого подхода. Оборудование для графики довольно дорого стоит, кроме того, необходимы дополнительный персонал и производственные площади. Для создания адекватного изображения нужны некоторое время и особая рабочая атмосфера. Обучение персонала для такой работы также требует времени, в то время как создание детальных изображений, воспроизвести которые в кли-нических условиях окажется невозможно, мо-жет приводить к невыполнимым ожиданиям пациентов и к их неудовлетворению.