Создание естественной улыбки

Вся ответственность за лечение лежит на сто-матологе. При изготовлении любой рестав-рации следует рассматривать пациента как

Анализ улыбки пациента Понимание пациента

Пациенты, обращающиеся к стоматологу за Некоторые пациенты «заряжены на резуль-

улучшением внешнего вида зубов, обычно тат» и их можно не занимать долгим показом

полны энтузиазма и хорошо мотивированы. слайдов, дискуссиями или пространственны-

К сожалению, они часто ставят себе свой соб- ми объяснениями. Однако встречаются эмо-

ственный диагноз, и стоматолог должен быть циональные и неорганизованные пациенты,

очень осторожен, чтобы не пойти на поводу у которые не интересуются деталями и быстро

пациента. Не следует приступать к планирова- принимают решение. Несмотря на это, стома-

нию лечения без досконального анализа при- толог должен объяснить пациенту особенно-

чин, вызвавших эстетические проблемы. Пра- сти лечения с помощью иллюстраций.158 Пре-

вильный диагноз является основой для созда- дставление о прекрасном у разных людей


Гюрель • Эстетическая стоматология  
отличается, поэтому необходимо разработать анализа шансы на успех реставраций возрас-
общие принципы визуального восприятия. тают.159'160

ство концерта. Члены команды могут иметь разное мнение о лечении в каждом конкрет-ном случае, однако, только от лечащего вра-ча зависят выбор плана лечения и передача

Коммуникация

успеха терапии необходим мотивированный пациент, ответственно сотрудничающий со стоматологом. Пациент должен получать все-объемлющую информацию от стоматолога о масштабе, особенностях, преимуществах и

Зрительное восприятие

При осознанном взгляде на что-либо челове-ческий мозг выделяет наиболее важный объ-ект и игнорирует второстепенные. Когда че-ловек открывает рот и становятся видны его зубы, мозг смотрящего на него собеседника автоматически фокусирует взгляд на зубах. Однако, поскольку люди обычно разговарива-ют друг с другом, находясь на некотором рас-стоянии, их внимание акцентируется не на мелких деталях каждого зуба, а на общей симметрии, линиях, пропорциях, форме и размерах зубных рядов. Стоматолог должен уметь фокусировать взгляд на очевидных де-талях полости рта12 (см. главу 2).

Наблюдательность и способность правиль-но оценивать зубы можно и нужно трениро-вать. Несмотря на стремление избежать оши-бок, они возможны вне зависимости от вни-мательности стоматолога. Такие ошибки мо-гут возникать из-за неспособности глаза пра-вильно воспринимать объекты.153 Поэтому стоматолог должен не только уметь создавать реставрации правильной формы, но и коррек-тировать любые ошибки, которые могли бы привести к серьезным проблемам.'59

Морфологическое мышление

Несмотря на то что феномен зрительного восприятия в стоматологии еще не изучался, анализ возможных ошибок в работе стомато-лога вследствие неправильного зрительного восприятия должен быть частью стоматоло-гического обучения. Изучение этого вопроса поможет понять влияние оптических иллю-зий на морфологию реставраций. При созда-нии максимально естественных реставраций

в качестве ориентира используются естест-венные зубы.159 Стоматолог должен уметь анализировать естественные зубы и опреде-лять различия между ними. При наличии дос-таточного опыта в проведении подобного

Командный подход

Эстетическую стоматологию можно считать творческой специальностью. Повышение тре-бований к эстетическим результатам стомато-логического лечения требует участия многих специалистов и строгого контролирования всех этапов терапии.35 Цель команды специа-листов заключается в предоставлении лучших вариантов лечения, доступных в настоящее время. На диагностическом этапе эстетиче-ской реабилитации деятельность участников лечения должна быть полностью координиро-вана. Роль лечащего стоматолога заключает-ся в руководстве работой стоматологической команды и эффективной передаче информа-ции между ее членами, анализе требований пациента и формулировании плана лечения, которое может включать в себя реставрацион-ные, пародонтологические, ортодонтические и другие манипуляции.

Специалисты

Успешное эстетическое лечение требует учас-тия профессиональной команды квалифици-рованных специалистов. Здоровье никогда нельзя приносить в жертву эстетике. Это осо-бенно важно при работе с капризными па-циентами, предъявляющими нереальные тре-бования (рис. 1-24). Обеспечение эффектив-ной коммуникации и сотрудничества между пациентом и стоматологической командой имеет решающее значение и позволяет обсу-дить и выбрать оптимальный план лечения.й

Каждый член стоматологической команды должен осознавать свою ответственность пе-ред коллегами за собственную работу. Боль-шое значение имеет понимание возможно-стей каждого члена команды. Лечащий сто-матолог является дирижером оркестра, со-стоящего из стоматологов разных специаль-ностей и зубных техников, и отвечает за каче-

его концепции другим членам команды.

Например, стоматолог может направить пациента для коррекции несимметричного контура десны (см. главу 6). В большинстве случаев для пародонтолога задача лечения ограничивается восстановлением здоровья пародонта. Однако его работа приобретает другое значение при необходимости измене-ния уровня десневого края.

Аналогичная ситуация возникает, если тре-буется помощь ортодонта. По мнению боль-шинства ортодонтов удовлетворительный эс-тетический результат характеризуется распо-ложением режущих краев резцов на одном уровне. Однако лечащий стоматолог может направить пациента для ортодонтической интрузии одного из резцов для создания сим-метричного десневого контура без пародон-тологической операции (см. главу 11). Естест-венно, что эта манипуляция приведет к нару-шению ровного контура режущих краев. Од-нако, после выравнивания десневого края, неровный контур режущего края, созданный в результате ортодонтической процедуры, мо-жет быть исправлен с помощью керамических виниров. В таких условиях необходимо взаим-ное уважение специалистов и поощрение конструктивной критики.

Зубной техник

Следует отметить, что зубной техник является одним из наиболее влиятельных членов ко-манды. Исход терапии непосредственно свя-зан с наблюдательностью техника и его твор-ческими способностями (рис. 1-25).

Пациент

Хцивительно, но при создании реставраций стоматологи часто не принимают в расчет па-Циентов, которые на самом деле являются наи-более важными участниками лечения. Для

недостатках различных вариантов лечения для обоснованного выбора. Пациенты ценят искренние усилия врача, направленные на коллегиальное решение задач.161

Вспомогательный персонал

Важную роль в работе играют не только сто-матологи, но и вспомогательный персонал: гигиенисты, ассистенты и администраторы клиники. Они должны разделять философию

и энтузиазм в отношении рекомендованного лечения, поскольку пациент проводит больше времени, общаясь с гигиенистом и ассистен-том стоматолога, чем с самим стоматологом. Вспомогательный персонал общается с паци-ентами, причем последние делятся некоторы-ми из своих мыслей именно с персоналом, поскольку не могут говорить во время выпол-нения стоматологических манипуляций. Пос-ле покидания стоматологом кабинета у паци-ента появляется возможность пообщаться с ассистентами и гигиенистом о проводимых манипуляциях. Пациенты хотят получить от-веты на возникшие вопросы, поэтому весь персонал должен^быть хорошо информиро-ван обо всем, что""касается лечения, и быть способен ответить на любые вопросы. Благо-даря такой совместной работе на пациента и остальных членов команды будет оказываться положительный эффект (см. главу 14).

Коммуникация

Эстетическая стоматология отличается от стандартной стоматологической помощи. Обычно пациент посещает стоматолога для планового осмотра или лечения конкретной проблемы. При наличии дефекта твердых тка-ней зуба, переломе зуба, дискомфорте или отеке пациент обращается за лечением, детали

Гюрель • Эстетическая стоматология

Коммуникация

Рис. 1-26.Пациенты, не посещающие стоматолога регу-

лярно, приходят на прием только при возникновении

острой патологии. В таких случаях лечение, предложен-

ное стоматологом для снятия боли, обычно принимается

пациентом без вопросов

Рис. 1-24a-e:a, b - в стоматологии успешный результатвозможен при использовании командного подхода; с - диастема устранена с помощью ортодонтического пере-мещения зубов. Другие межзубные пространства остави-ли намеренно для установки виниров. В первую очередь изготовили виниры на зубы нижней челюсти; d - затем изготовили виниры на зубах верхней челюсти; е - краси-вая улыбка улучшает внешний вид пациента и повышает его самооценку

4R

Рис. 1-25.Зубной техник на основе своих наблюдений иполученной от стоматолога информации создает опти-мальные реставрации. На рисунке представлены зуботех-ническая лаборатория автора книги и старший зубной техник Хакан Акбаяр (Hakan Akbayar) за работой

которого часто не требуют длительного об-суждения (рис. 1-26). В таких ситуациях речь идет о медицинских показаниях.22 В большин-стве случаев стоматолог просто «назначает» необходимые манипуляции, поскольку пациен-ты страдают от боли или дискомфорта. Любой план лечения, предложенный стоматологом, будет принят, так как пациент испытывает крайнюю необходимость в уменьшении боли."

Однако, если пациент обращается по пово-ду улучшения улыбки, то он имеет собствен-ное представление о желаемом результате лечения. Сегодня стоматологи все чаще встречаются с совершенно иными ожидания-ми пациентов. Современное стоматологичес-кое лечение все больше проводится по элек-тивным показаниям, не имеющим непосред-ственного отношения к медицинскому состоя-нию структур полости рта, т.е. лечение прово-дится «по желанию» пациента."

Для выявления функциональных и эстети-ческих требований пациента и получения его согласия на оптимальный вариант терапии ог-ромное значение имеет построение с ним до-верительных отношений. Стоматолог также Должен уметь предлагать план лечения в до-ступной для понимания пациента форме, что является признаком ответственности врача, особенно в эстетической стоматологии.

Общение с пациентом

Общение стоматолога и пациента имеет большое значение. С первого посещения не-обходимо установить доверительные взаимо-отношения, которые должны сохраняться в ходе всего процесса лечения.39 Интерес к эсте-тической стоматологии быстро растет, и всё больше потенциальных пациентов узнают о разных современных реставрационных про-цедурах. Первая встреча стоматолога с паци-ентом очень важна для успеха реставрацион-ного лечения. Деликатная манера общения и проведения диагностических мероприятий вызывает доверие к врачу и помогает найти общий язык, без чего невозможно достиже-ние оптимальных результатов. Кроме того, па-циенты, имеющие хороший контакт со стома-тологом, являются лучшей рекламой для вра-ча.79

Первое посещение

Первое посещение определяет всю дальней-шую совместную работу стоматолога и паци-ента. Поэтому очень важно оставить у пациен-та положительное впечатление о клинике именно в первое посещение. Установленные



Гюрель - Эстетическая стоматология

сразу хорошие взаимоотношения способству-ют доверию и облегчают последующие этапы лечения.36 В частной практике большинство пациентов интересуют стоимость и сроки ле-чения, хотя нередко пациенты и не решаются задать некоторые вопросы, особенно о цене. Если пациенты приходят по рекомендации, т.е. приблизительно знают о возможных рас-ходах, то уровень цен в клинике обычно не яв-ляется проблемой. По опыту автора предпо-чтительнее избегать внешних маркетинговых приемов и фокусироваться на внутреннем маркетинге, который заключается, в том чис-ле, в демонстрации собственных работ и по-дробном информировании и обучении паци-ентов. По прошествии ряда лет и роста числа довольных лечением пациентов увеличивает-ся количество первичных пациентов и созда-ется респектабельный имидж клиники.

Стоматолог должен уметь внимательно слу-шать пациента и тщательно документировать полученную информацию. В первое посеще-ние пациента проводится предварительный ос-мотр полости рта. Для получения доверия па-циента стоматолог должен понять его мотивы

и конкретные причины недовольства своими зубами. Кроме того, ему необходимо уметь правильно интерпретировать пожелания паци-ента. Откровенность и искренность стоматоло-га вызывают у пациента доверие к нему и ко всей стоматологической команде.

Успех или неудача

Эффективность общения и совместной ра-боты пациента и стоматолога определяет ус-пех или неудачу лечения. Стоматолог должен чувствовать настроение пациента, уделять внимание его вопросам и менее очевидным невербальным сигналам. Доверительная и профессиональная рабочая атмосфера, иск-реннее участие позволяют пациенту чувство-вать себя уверенно и устраняют сомнения в предложенном лечении. Стоматолог должен обсуждать с пациентом изменения улыбки и учитывать его пожелания.

Для достижения успеха в эстетической сто-матологии, возможно, одним из наиболее

сложных аспектов является выбор правильно-го лечения. Способность отказать пациенту в некоторых ситуациях может избавить стома-толога от бессонных ночей. Кроме того, сле-дует помнить, что одна неудача с легкостью пе-речеркивает множество успешных процедур.79 Если стоматолог и пациент не могут прийти к согласию в отношении целей лечения, то в интересах каждой из сторон не приступать к нему.

Ожидания пациента

Стоматологи нередко интерпретируют эсте-тические аспекты, основываясь на соб-ственных представлениях, а не на ожиданиях пациента.162 Это может приводить к «стандарт-ному» пониманию принципов красоты, кото-рой стоматолог старается добиваться, изго-тавливая ненужные реставрации и вызывая лишний стресс у пациента. Оксфордский сло-варь определяет эстетику как «философию красоты». В реальной жизни ощущение пре-красного у разных людей различается. Суще-ствуют специфические критерии, которые стоматолог использует для определения кра-соты зубов. Однако стоматологи должны по-нимать, что эстетическое восприятие у паци-ента и стоматолога может не совпадать. По-этому полученный результат, удовлетворя-ющий стоматолога, может не понравиться па-циенту (рис. 1-27).163

Пациенты обладают индивидуальностью, имеют семью и социальное окружение, соб-ственные страхи и желания, все это влияет на восприятие результатов лечения. Достаточное знание обстоятельств личной жизни пациента помогает планированию лечения в сложных клинических ситуациях.74

На первой консультации пациенты могут быть смущены и нерешительны в выражении своих пожеланий. Стоматолог должен направ-лять их и помогать четко формулировать цели не только для их собственного блага, но и во избежание недопонимания при изготовлении реставраций и связанных с этим проблем. Не-обходимо своевременно выявлять нереаль-ные требования пациентов. Некоторые паци-

енты обращаются за специализированной стоматологической помощью с целью прив-лечения к себе внимания. Для достижения оптимального результата стоматолог должен правильно понимать и интерпретировать ин-формацию.36

Нереальные ожидания

Нередко пациенты обращаются за стоматоло-гической помощью, имея невыполнимые тре-бования. Пациент должен заполнить специ-альную подробную анкету по эстетике (см. гла-ву 14). Такая анкета дополняет стандартный комплект общемедицинских вопросов и поз-воляет выявить эстетические потребности па-циента. Результаты анкетирования имеют та-кое же большое значение, как и тщательное клиническое обследование и подробный сто-матологический анамнез.

Для эффективного общения с пациентом стоматолог должен уметь внимательно слу-шать собеседника. Необходимо подробно и доступно объяснять суть методик лечения, в том числе с помощью демонстраций. С одной стороны, стоматолог должен быть настроен оптимистично, с другой - не следует позво-лять оптимизму брать верх над здравым смыслом. Пациентам можно рекомендовать приносить их фотографии и видеозаписи, где они запечатлены в молодости, для лучшего взаимопонимания, Некоторые пациенты име-ют нереальные представления о предполага-емом результате, что снижает или исключает возможность их удовлетворения исходом ле-чения.152

В определенный момент стоматолог дол-жен принять решение. Нельзя соглашаться с невыполнимыми просьбами, потому что в лю-бом случае за результат несет ответствен-ность только врач. Необходимо ставить объ-ективно достижимые цели, что иногда требу-ет компромисса. Вероятно, это наиболее от-ветственный аспект эстетической стоматоло-гии. В конечном итоге, ничто не мешает сто-матологу отказать пациенту с невыполнимы-ми требованиями.

Коммуникация

Рис. 1-27. Квалифицированные специалисты могут соз-дать реставрации, очень похожие на естественные зубы. Показанная керамическая накладка на жевательный зуб имитирует естественную пигментацию. Однако многим пациентам такие эффекты не нравятся

Наши рекомендации