Принципиальные особенности технологии педагогических (французских)
Мастерских
Схема 1.
Концептуальные положения технологии педагогических мастерских
Схема 2.
Алгоритм реализации технологии педагогических мастерских
Схема 3.
Интеллектуальные умения учащихся, определяющие результативность
Применения технологии в учебном процессе
Схема 4.
Дидактические элементы (приёмы) технологии педагогических мастерских
Схема 5.
Дидактические элементы (приёмы) технологии педагогических мастерских
Продолжение схема 5.
Игровые технологии на уроках географии
Формирование личности школьника осуществляется в результате реализации ведущих видов деятельности: познавательной, творческой, трудовой, игровой и в процессе общения, В отличие от перечисленных видов деятельности, игра позволяет ученику выйти за рамки повседневности, реализовать себя в воображаемых, идеальных ролях и образах. В процессе формирования личности игра выполняет компенсаторную функцию, т.е. позволяет компенсировать (возмещать) пробелы как общественного, так и семейного воспитания. Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Сущность игры заключается в её условности. Игра не суть реальной жизни, игра – условность, органически входящая в реальную жизнь. Специфичность игры заключается в возможности свободного проявления человеческой деятельности в условиях игровых ситуаций.
Как самостоятельный вид деятельности игра доминирует в дошкольном, младшем школьном и младшем подростковом возрасте ребёнка. Она для него в эти возрастные периоды является своеобразным, стихийным воспитательным институтом, в котором он осваивает жизнь, приобретает определённые знания и опыт, навыки общения, развивает фантазию и творческое мышление. В последующих возрастных периодах её роль снижается, уступая место познавательной, творческой и трудовой видам деятельности.
Игра вообще определяется как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и самосовершенствуется самоуправление поведением.
В жизнедеятельности человека игра выполняет следующие функции:
- развлекательную, являющейся, возможно, одной из основных функций, позволяющей развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес к предмету игры;
- коммуникативную, дающую возможность участникам игры приобрести навыки общения и межличностных отношений;
- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: выработке умений преодолевать трудности, возникающие в иных видах жизнедеятельности;
- коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей и межличностных отношений;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входят: целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Участвуя в игровой деятельности личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается добровольностью участия в игре, возможностями выбора игровых ситуаций и принятия соответствующего решения, элементами соровновательности, удовлетворением потребности в самоутверждении и самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
- роли, взятые на себя участниками игры;
- игровые действия как средство реализации этих ролей;
- игровое употребление предметов (реквизитов), т.е. замещение реальных вещей, игровыми, условными;
- реальные отношения между участниками игры в процессе игры;
- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно оценить только развлекательно-_рекреативными возможностями, В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в процесс обучения и воспитания, в творчество, в процесс познания, приобретения навыков трудовой деятельности и человеческих взаимоотношений.
Игра, как метод обучения, издавна использовалась в учебно-воспитательном процессе, История использования её в таком качестве восходит ещё к истокам народной педагогики. В настоящее время применение игры в учебно-воспитательном процессе определяется понятием «дидактическая (педагогическая) игра» в системе игровых технологий