Необходимым условием применения компьютерных технология является наличие соответствующих программ. Компьютерные программы, используемые в обучении географии, различаются по дидактическим целям.
1. Программы тренажёры, предназначенные для повторения учащимися наиболее значимого основного учебного материала.
2. Контролирующие программы представлены, как правили, проверочными и контрольными тестами.
3. Обучающие программы предназначены для изучения учащимися нового учебного материала. Причём, содержание учебного материала в таких программах представлено законченными по смыслу содержательными блоками (шагами). Изучив такой познавательный блок, и ответив на ряд вопросов теста, требующих краткого воспроизведения изученного материала, ученик может приступать к изучению следующего познавательного блока. По такому алгоритму действия совершаются по всей познавательной программе.
4. Имитационно-моделирующие программы, представленные как
процессом моделирования географических объектов или явлений. Так и для выработки навыков решения проблемных ситуаций или поиска ответов на проблемные вопросы. Программы, предназначенные для решения проблем или ответа на проблемные вопросы, имеют возможные варианты решений или ответов. От учащихся же в данной ситуации требуется правильный выбор варианта решения или ответа.
5. Дидактические игры. Сущность таких программ заключается в том, что учащиеся, в процессе игры, должны отвечать на предложенные вопросы по определенному блоку географических знаний, или они сами могут выбирать вопросы, предлагаемые компьютерной программой. Оценка, выставленная при этом компьютером, может определяться сложностью вопроса и количеством попыток, которые предпринял ученик, отвечая на тот или иной вопрос программы.
Многообразие компьютерных программ, позволяет учителю географии использовать компьютер как средство обучения на всех этапах урока: при проверке знаний учащихся, при изучении нового материала, его обобщении и закреплении.
Приведём перечень компьютерных программ, которые используются, при условии их наличия, на уроках географии.
1. Россия 1000 карт. Содержит программное обеспечение, реализующее геоинформационные технологии, и около 1000 электронных карт России и стран СНГ.
2. Путешествие по Европе. Географическая игра, в ходе которой ученики получают информацию о площади, населении, этническом составе, Фоме правления, вероисповедовании, флаге, гимне, денежной единице каждой из европейских стран, её границах и расположении на карте, столице и крупных городах.
3. Географические игры для детей. Содержит игры в виде вопросов и вариантов ответов. Учащиеся в процессе игры должны определить правильные ответы на вопросы, заданные компьютерной программой.
4. Компьютерная обучающая программа «Атлас». Данная программа может быть с успехом применена на уроках географии при изучении политической карты мира, при знакомстве с материками и странами, при проведении внеклассных мероприятий по географии.
5. Тесты по географии Беларуси. В этой программе содержатся вопросы и варианты ответов, отражающие общую характеристику природы нашей республики.
Приведём фрагмент урока по изучению начального курса географии с использованием компьютерной программы «Атлас».
Тема урока «Политическая карта мира». После проверки знаний учащихся по предыдущему уроку, следует процесс изучения учащимися учебного материала по теме урока. Он начинается вступительным словом учителя в виде рассказа с объяснениями. Учителем даётся понятие политической карты мира. Объясняет, как на политической карте мира отображаются территории государств, их границы и столицы, что входит, кроме суши, в состав территории государства. Ученики, вслед за объяснением и показам учителем изучаемых объектов, выясняют с помощью школьного географического атласа как изображаются изучаемые объекты на политической карте мира, как на карте подписываются страны и их столицы, с помощью учителя делают вывод о динамичности политической карты мира.
Далее, учащиеся выполняют практическую работу. Для её выполнения используется компьютерная программа «Атлас». У каждого ученика на его рабочем месте включён компьютер, в котором загружена и готова к работе эта программа. Ученики, по предложению учителя, выбирают тип игры «Государства» с иллюстрациями, и задают уровень сложности – «трудно». После чего, ученики должны осуществить поиск тех стран, которые назовёт учитель, и познакомиться с информацией об этих странах, которую предлагает компьютерная программа.
После работы с компьютерной программой, учитель организует повторение учебного материала с целью выяснения степени его усвоения, а потом предлагает ученикам ещё раз вернуться к информации об этих странах, заложенной в компьютерной программе.
На заключительном этапе урока ученикам задаётся домашнее задание, частью которого может быть работа по нанесению на контурную карту изученных стран.