Групповые технологии в обучении географии
Идея обучения учащихся в группах прослеживаются в белл-ланкастерской системе обучения XIX столетия. В методиках же коллективных способов обучения А.Г.Ривина и его последователей она нашла своё практическое воплощение. В настоящее время получило развитие технология обучение в группах, которая широко используется как в рамках традиционной классно-урочной системы обучения, так и при использовании педагогических технологий: дифференцированного уровневого обучения, проектного обучения, игровых технологий, организации лекционно-семинарско-зачётной системы обучения.
Однако необходимо отметить, что сама идея обучения в малых группах появилась в начале 20-х годов прошлого столетия, а разработка технологии обучения в составе группы началась только в 70- годах прошлого столетия. В последние два десятилетия прошедшего столетия технология обучения в малых группах окончательно оформилась усилиями группы американских педагогов и педагогов из Телль-Авивского университета (Израиль). В первом случае обучение в группах в основном направлено на усвоение компонентов содержания учебной темы: теоретических и эмпирических знаний, формирование умений и на их основе соответствующих навыков. Во втором случае обучение базируется на использовании метода проектов и организации дискуссий. В практике работы наших школ удачно сочетаются эти два варианта, однако, необходимо отметить, что первоначально (80-е – 9о-е годы прошлого столетия) в практике работы школ республики обучение в группах осуществлялось с целью усвоения учащимися теоретического и практического содержания учебных тем. В последние годы реализация такой цели стала осуществляться с использованием в учебном процессе технологии проектного обучения, игровых технологий, лекционно-семинарско-зачётной системы обучения, при организации дискуссий и уровневого дифференцированного обучения. Обучение в малых группах всё больше стало приобретать характер учения в сотрудничестве, основной идеей которого является учение вместе, а не просто выполнение чего-то вместе.
Сущность обучения с использованием групповых технологий заключается в организации временных небольших групп учащихся для выполнения предложенных заданий, решения учебных задач или проблемных ситуаций. При этом учащиеся в составе группы выполняют следующие действия: обсуждение предложенных учителем заданий, определение путей их решения, выполнение намеченных путей решения предложенных заданий, предоставление (презентация) совместно наработанного результата.
По преобладающему методу групповые технологии являются диалогическими, а по типу управления познавательной деятельностью учащихся представляют собой систему малых групп в составе школьного класса.
Основные целевые акценты направлены на обеспечение активности учебного процесса и на достижение максимально высокого уровня усвоения компонентов содержания изучаемой темы.
Применение групповых технологий в учебном процессе предполагают реализацию следующих концептуальных позиций:
- взаимного обогащения личностных компетенций учащихся в результате совместной познавательной деятельности;
- организации совместных действий учащихся в составе малых групп, ведущих к активизации их познавательной деятельности;
- распределения системы познавательных действий, как между группами, так и между каждым учеником группы по выполнению поставленной учебной цели или по разрешению проблемной ситуации;
- формирования коммуникативных качеств личности, приобретение которых осуществляется в результате совместного решения познавательных задач;
- взаимообмена способами, видами познавательных действий и выбором наиболее оптимальных для получения прогнозируемого результата;
- взаимопонимания в результате сотрудничества по выполнению поставленных учебных задач;
- рефлексии, обеспечивающей оценку познавательных действий, их результативность и необходимость коррекции.
Технологический процесс организации познавательной деятельности учащихся в группах складывается из подготовительного этапа, определяющего деятельность учителя по подготовке к использованию данной технологии на конкретном уроке, проведение самого урока и анализа урока учителем.
Подготовительный этап предполагает:
- деление класса на группы для решения познавательных задач;
- определение лидеров групп и разработка заданий каждой группе с учётом дифференцированного подхода и уровня усвоения содержания темы каждым учеником группы.
Деление класса на группы предполагает наличия лидера, учеников разного уровня обучаемости и обученности, учёта психологических особенностей личности и уровня совместимости участников группы. Такая гетерогенность состава группы определяет возможность взаимного дополнения и обогащения в процессе познавательной деятельности по решению постановочных задач.
При подготовке заданий возможна реализация дифференцированного подхода к обучению. В зависимости от содержания учебного материала, уровня обученности учащихся задания могут разрабатываться одни и те же для всех групп на одном и том же – репродуктивном уровне усвоения, или задания могут быть одинаковыми для всех групп, но на разных уровнях усвоения учебного материала, или же для групп разрабатываются разные задания.
Этап проведения урока.Технологическая цепочка на данном этапе представлена следующими действиями:
-формирование в классе групп учащихся;
- определение учителем познавательной задачи или проблемной ситуации;
- объяснение учителем последовательности выполнения предстоящего задания, проблемной ситуации;
- распределение учебных задач по группам;
- знакомство учащихся с заданиями, распределение (при необходимости) заданий между учениками групп;
- индивидуальное или групповое выполнение заданий;
- обсуждение в группе результатов познавательной деятельности;
- подведение в группе итогов выполнения заданий;
- сообщения групп о результатах работы;
- анализ учащихся с участием учителя результатов, рефлексия;
- общий вывод учителем, возможно и учащимися о групповой работе и достижения цели по решению задачи или проблемной ситуации.
-при необходимости дополнительная информация учителя в аспекте решения поставленной задачи или проблемной ситуации.
Учитель, в процессе выполнения учащимися задания оказывает им помощь, советует, помогает, поощряет обсуждение вариантов решения, организует индивидуальную помощь ученикам, испытывающим затруднения со стороны товарищей по группе.
Анализ урокаосуществляется учителем с целью коррекции своей управленческой деятельности по руководству познавательным процессом учащихся при проведении последующих уроков с применением групповых технологий.
Использование групповых технологий на уроках географии может иметь множество вариантов или как их ещё называют – разновидностей. Приведём для примера несколько из них.
Групповая проверка знаний учащихся. Осуществляется с целью повторения и закрепления содержания учебного материала наиболее значимых и обширных по содержанию тем в школьном курсе географии. Учащиеся класса делятся на группы по 4 – 6 учеников в каждой. Лидеры групп из числа лучших учеников класса проверяют знания каждого своего товарища по группе согласно вопросам, подготовленных учителем. При этом остальные ученики группы комментируют и дополняют ответы своих товарищей. Оценка по результату ответа выставляется каждому ученику лидером группы, или учителем, возможно коллективное выставление оценки учениками группы. Такое занятие даёт возможность проверить за относительно небольшой промежуток времени всех учащихся класса и содействует формированию такого качества личности как требовательность и ответственность за результат своего учения.
Изучение нового материала в группах. Вариантов изучения нового материала в группах может быть множество. Всё зависит от уровня профессионализма учителя. Приведём лишь несколько из них. Так изучение тем, в содержании которых определены закономерности проявления природных компонентов (природные зоны, климатические пояса, природоохранные территории и т.д.), возможно организовать в малых группах. Учитель предлагает, ученикам групп заполнить в таблице«природные зоны» проявление природных компонентов в одной из природных зон. После выполнения работы представители от каждой группы докладывают о результатах работы, а ученики иных групп заполняют в таблице показатели соответствующих природных зон. При этом возможно параллельное заполнение учителем или одним из учеников аналогичной таблицы на классной доске.
Возможен вариант, когда ученики по группам, с помощью учебника и дополнительных источников информации изучают познавательные блоки новой темы. Потом, представители от групп рассказывают содержание своих познавательных блоков, ученики слушают и по предложению учителя помечают в тетрадях наиболее важную учебную информацию. По окончанию выступления представителей групп учитель дополняет и обобщает материал по теме урока.
Изучение содержания темы урока можно осуществлять в результате управляемой самостоятельной познавательной деятельности учащихся в составе временных малых групп. Ученики, помогая друг другу, выполняют задания обучающей карточки. Задания могут предопределять одинаковый для всех групп уровень усвоения знаний, или же здания на карточках могут иметь разноуровневый характер. Возможен вариант, когда комплектование временных групп может осуществляться учителем с учётом уровня обученности учащихся, тогда и карточки должны иметь задания, предусматривающие разный уровень усвоения учебного материла. Обычно карточки с заданиями разного уровня сложности имеют цветовое различие. Форму презентации результатов познавательной деятельности учитель выбирает адекватную содержанию изученного материала и возможностям учащихся групп.
Общественный смотр знаний. Такая форма проверки знаний учащихся проводится редко и требует много времени и значительных усилий по его подготовке. Для общественного смотра знаний выбирается значимая тема курса, или его раздел. Смотр может проводиться как итоговый за четверть, полугодие или триместр. Каждой группе определяется консультант из числа лучших учеников этого же класса. Возможно привлечение в качестве консультантов учеников из параллельного класса или старшеклассников.
В подготовительный период учитель разрабатывает перечень вопросов и практических работ, которые ученики должны повторить к смотру, предлагает соответствующую дополнительную литературу и иные источники информации по содержательным линиям смотра. Разрабатывается программа проведения смотра, карточки с вопросами, практическими заданиями, система оценивания, формируется жюри, намечаются почётные гости. В программу смотра могут быть введены игровые моменты: географические кроссворды, шарады, элементы географической игры-путешествия, домашние заготовки учеников по типу всем известной игры КВН. Они создают на смотре атмосферу повышенного интереса и привлекательности. Продумывается и подбирается музыкальное сопровождение.
К началу смотра класс оформляется соответствующим образом. Производится иная, удобная для проведения смотра расстановка столов, за которыми будут сидеть команды со своими консультантами, оформляется стол для жюри, устанавливается информационное табло с названием команд (групп), приводится в порядок классная доска, подбираются необходимые карты и иные средства наглядности, для самостоятельных работ учащихся устанавливается столы с необходимыми принадлежностями.
Открытие общественного смотра происходит в торжественной обстановке с приглашением учителе смежных предметов, администрации школы, родителей.
Учитель раздаёт каждому ученику карточки с заданиями (возможен вариант жеребьёвки) и ученики в отведённое регламентом время приступают к подготовке ответов или начинают выполнение практических работ. По истечению отведенного времени учащиеся отвечают, представляют выполненные работы, поправляют и дополняют ответы своих товарищей, задают уточняющие вопросы. Каждый ответ, дополнение и, удачно заданный вопрос оценивается членами жюри. Баллы, набираемые группами, фиксируются на табло для всеобщего обозрения.
Итоги смотра подводит учитель с выставлением соответствующей оценки каждому его участнику и объявлением результатов по группам. Итогам смотра обычно посвящается очередной номер предметной газеты.
Возможен вариант, когда для проведения смотра определяются «станции» с соответствующими названиями: озёрная, речная долина, гейзер и т.д. Двигаясь по маршруту, ученики проходят станции, на которых выполняют полученные задания по содержанию соответствующему названиям станций.
Учебная встреча.Проводится при повторении изученного на уроке материала, а так же и при контроле знаний учащихся. И в одном и в другом случае учитель делит класс на две команды, ученики выбирают название команды, возможен вариант выбора жюри из числа учащихся класса. Учитель поочерёдно задаёт вопросы командам. Отвечает тот ученик из команды, кто первым поднял руку, если ответ не верен, или имеются дополнения, ученики могут дополнять или исправлять ответ. За каждый правильный ответ, дополнение или исправление начисляются определённое количество баллов соответствующей команде. Возможен вариант, когда команды поочерёдно отвечают на вопросы учителя, тогда преимущество в дополнениях и исправлениях отводится ученикам из другой команды. Кроме ответов на вопросы представители команд могут выполнять на классной доске, на контурных картах или в тетрадях для практических работ предусмотренные для данной встречи команд задания.
Дискуссия(от лат. discussio – рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы, Дискуссия возникает в том случае, если проблема не имеет чётко выраженного решения, т.е. имеется предмет обсуждения. Часто дискуссию определяют как обсуждение, спор, столкновение разных подходов к решению проблемы, которая зачастую осуществляется в аспекте групповой работы учащихся. В обучении географии дискуссия используется обычно при проведении ролевых, деловых или интеллектуальных игр, а так же при обсуждении проблемных вопросов и заданий по содержанию изучаемой темы.
Необходимо заметить, что в недавнем прошлом дискуссии в учебном процессе не находили широкого применения. Наши ученики, в отличие от своих зарубежных сверстников, не были научены высказывать свою позицию, своё мнение, не умели в споре отстаивать свою точку зрения на тот или иной вопрос. В настоящее время ситуация меняется в лучшую сторону. С применением в учебном процессе педагогических технологий, предусматривающих возможность группового обсуждения проблемных вопросов, принимаемых решений, учащиеся смелее стали высказывать своё мнение, участвовать в групповых и межгрупповых дискуссиях.
В процессе проведения дискуссий ученики приобретают умения излагать свою и воспринимать чужую позицию в дискуссионном споре, подчиняться общим правилам ведения дискуссии, адекватно оценивать своё мнение и мнение своих товарищей.
По характеру проведения выделяют следующие типы дискуссий.
Направленная дискуссия.При ней ход обсуждения полностью
определяется и осуществляется ведущим, обычно учителем. Такой тип дискуссии проводится при изучении новой темы и не требует необходимости острого столкновения мнений, эмоционального дискуссионного спора.
Свободная дискуссия.Проводится при минимальном участии ведущего. На обсуждение выносятся острые проблемные вопросы, и участники дискуссии в основном сами ведут обсуждение.
Комбинированная. Определяется как комбинация направленной и свободной дискуссии. В практике работы чаще проводится именно данный тип дискуссии.
Проведение любого типа дискуссии определяется двумя этапами: подготовительный и этап проведения самой дискуссии.
Подготовительный этап.На данном этапе учитель определяет цель, выделяет проблемное поле дискуссии, тип её проведения и прогнозирует результат. Затем планируется ход обсуждения: готовиться вступление к дискуссии, формулируются вопросы для обсуждения, подбираются необходимые источники информации. Далее осуществляется подбор участников и формирование групп для участия в дискуссии. В классе обычно определяют две группы по 7-8 человек в каждой, которые и будут вести дискуссионный спор.Когда вся процедура по подготовке выполнена, выбирается время и место обсуждения. При этом желательно, чтобы участники дискуссии сидели напротив друг друга.
Этап проведения дискуссии включает действия: определение и разъяснение темы и цели урока-дискуссии, ведение обсуждения по заранее подготовленным вопросам, подведение итогов обсуждения в группах, общее подведение итогов, рефлексия (самоанализ) участников дискуссии.
Такая дискуссии проводится в течение урока, при этом остальные ученики класса, не участвующие в ней, являются наблюдателями, воспринимают предмет и результаты дискуссионного спора и даже могут в него вмешиваться.
На уроках географии могут проводиться следующие формы дискуссий.
«Круглый стол» -это беседа, в которой на равных участвуют все ученики группы или даже класса.
«Заседание экспертной группы». В такой дискуссии принимают участие только ученики выделенной для этой цели группы. По окончанию заседания экспертной группы все её участники выступают с сообщениями по своим вопросам перед всем классом.
«Форум» - обсуждение вопросов группой учащихся, но при этом к обсуждению обязательно привлекаются остальные учащиеся класса.
«Симпозиум» - обсуждение, когда все участники дискуссионной группы выступают с сообщениями по обсуждаемой проблеме, отражающими разные точки
зрения на её решение. После своих выступлений участники группы отвечают на вопросы класса.