Школьные карты и другие картографические произведения. роль карты в обучении географии.

В школьной географии карты имеют большое значение и необхо­димы прежде всего для усвоения размещения на земной поверхности изучаемых явлений.

По картам можно устанавливать пространственные связи между явлениями, совместно расположенными на данной территории. По­добные связи выявляются по карте довольно легко при первом же ее обозрении. Так, например, глядя на физические карты полушарий или материков, учащиеся без труда устанавливают, что показанные на них реки текут с возвышенностей или гор и впадают в моря или океаны.

С помощью карты учащиеся могут устанавливать и более слож­ные связи, например зависимость конфигурации рек от особенностей рельефа, связь строения морских берегов и рельефа местности и т. п.

Или по карте природных условий какого-либо района можно в той или иной мере установить их влияние на размещение отраслей сельского хозяйства в этом районе.

Еще большие возможности для установления взаимосвязей яв­лений открывает сопоставление содержания разных по тематике карт, так называемый прием наложения карт. В современных школьных курсах этот прием находит широкое и многообразное применение.

В процессе обучения географии карта выполняет и другую важ­ную роль — способствует упорядочению географических знаний, об­легчает их усвоение и запоминание. Как уже отмечалось, даже при простом зрительном обозрении карта дает известную систему прост­ранственных представлений об изучаемой территории. Новые геогра­фические знания, накладываясь на них, невольно также приводятся в систему, упорядочиваются.

Карта в обучении географии выполняет еще очень важную зада­чу — она служит основным критерием географичности изучаемых явлений.

Школьные карты в учебной литературе отражают природную и социально-экономическую тематику.

Они дают возможность на­глядно показать рельеф, природные зоны, климат, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов культуры и т. д.

Карта является самым доступным средством активизации обуче­ния учащихся, развития у них самостоятельности, интереса и творческого отношения к предмету географии.

По карте могут решаться различные творческие задачи, связанные с перспективами освоения природных ресурсов в различных районах страны, промышленного и транспортного строительства. По карте можно вычислять объемы, площади территории, длины рек, дорог и т. д.

И с х о д я и з в ы ш е и з л о ж е н н о г о

Целевая установка школьных карт состоит в том, чтобы в обу­ченной географии служить важнейшим специфическим средством для последовательного (от класса к классу) овладения познанием зако­номерностей размещения и связей явлений природной среды и хозяй­ственной деятельности общества.

К р о м е т о г о Применение карт в школьной географии может иметь

и более узкие методические цели.

Выделяют три основные цели (задачи), которые достигаются в процессе изу­чения карты и работы с ней: научить понимать, читать и знать карту.

♥ Понимать карту — это значит усвоить основные свойства кар­ты (и других картографических произведений), особенности различ­ных видов карт, их условные обозначения, приемы пользования.

Для грамотного применения таких источников информации, какими являются современные карты, следует прежде всего доста­точно хорошо их понимать, иметь для этого определенный запас специальных картографических знаний и умений, пользоваться по­лученными знаниями. Работа по усвоению таких знаний и умений на­чинается еще в начальной школе и затем продолжается на всем протяжении обучения географии.

♥ Читать карту — значит уметь выяснять географическую действи­тельность по ее картографическому изображению, иначе говоря, уметь по сочетанию условных знаков выявлять размещение и взаи­мосвязи явлений природы и человеческой деятельности.

Чтение карты — это умение, которое приобретается в результа­те упражнений.

Глубина чтения карты может быть различной в зависимости от подготовленности учащихся и особенностей самой карты.

♥ Знать карту — это значит четко представлять по памяти взаим­ное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, изучаемых в курсах географии. Обучение зна­нию карты обычно называют изучением географической номенкла­туры.

* При любом использовании нужно прежде всего понимать карту, ее язык и возможности. Отсюда вытекает особая специфическая значимость в школьной географии картографических знаний и умений.

Особое место в работе с картами занимают картографи­ческие умения. Это прежде всего :

- совокупность уме­ний по чтению карт.

- умения выполнять по ним измерения,

- на их основе решать различные практические задачи (в том числе построение профилей),

- составлять планы местности и тематические картосхемы.

Уже из этого перечня видно, что картографические умения охваты­вают более широкий круг умений по использованию карт, чем собственно чтение карт. Картографические умения тесно связаны с картографическими знаниями.

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНЫХ КАРТ

Четкость, выразительность и привлекательность являются важ­ными свойствами всех школьных карт. Большое значение в этом отношении имеет фоновая раскраска, которая широко применяется для передачи качественных и количественных характеристик терри­торий и вместе с тем служит существенным оформительским факто­ром для усиления выразительности и привлекательности карты в целом.

Специфика школьных карт в первую очередь заключается в том, что они обязательно должны быть тщательно согласованы с программой курса географии, истории и др. школьных дисциплин, в которых карты используются.

Школьные карты должны иметь минимальную необходимую нагруз­ку. Это обусловлено тем, что чрезмерное заполнение карт подроб­ностями может затруднить обозрение изучаемой территории, выявле­ние на картах нужных объектов. И при этом чем младше возраст учащихся, тем карта проще и обобщеннее по содержанию, меньше ее нагрузка.

♦ Значительная генерализованность содержа­ния — одна из важнейших особенностей школьных карт. Такая генерализация обеспечивает достаточно обобщенную и доступную информацию о характерных особенностях территории и ее объектах, предусмотренных учебным курсом,

причем она проводится в значи­тельно большей степени, чем это обусловлено масштабом самих карт.

Это, однако, не означает, что на школьную карту наносится только то, что упоминается в учебнике. В этом случае на ней ока­жется много пустых мест, что может привести к неправдоподобному упрощенному отражению действительности. Вот почему даже на картах для младших классов дается некоторый дополнительный материал, не упоминаемый в учебниках.

♦ Наглядность — важнейшая особенность школьных карт, которая позволяет учащимся легко ассоциировать данные на этих картах обозначения с соответствующими объектами в натуре и полу­чать о них образные представления.

различный характер выраженности наглядности. Здесь следует выделить изображения с повышенной наглядностью. Это прежде всего обозначения, рису­нок которых сохраняет масштабное подобие с соответствующим объектом натуры. Таковы на картах изображения очертаний морей, озер, островов, контуров лесов, болот и других природных ареалов.

Наглядность многих из таких обозначений усиливается еще при­менением фоновых и штриховых расцветок, ассоциируемых с при­родными (голубой фон озер, синие линии рек и т. п.). С той же целью полезно помещение картинных (художественных) рисунков местности на самих картах, что непосредственно связывает их условный язык с соответствующими образами.

Наряду с этим существуют изображения, которые не имеют внеш­него сходства с обликом соответствующего объекта в натуре. Это в основном внемасштабные условные знаки (в виде геометри­ческих фигур, стрелок и т. п.). К тому же «чисто условными обозначениями» являются и знаки, передающие объекты и характеристики, которые вообще нельзя непосредственно увидеть или ощутить (например, геологическое строение земной поверхности, испаряемость с нее влаги, плотность населения и др.).

В начальной школе целесообразно начинать работу с такими картами, на которых наглядно изображены изучаемые объекты. Наряду с наглядными изображениями на этих картах должны быть чисто условные обозначения. Это поможет учащимся перейти к более сложному этапу восприятия картографических изображений и тем самым стимулировать развитие их абстрактного мышления.

В средних и старших классах учащиеся работают больше с те­матическими картами, на которых преобладают чисто условные обозначения.

Определенныетребованияпредъявляютсяк математи­ческой основе и содержанию школьных карт, чтообусловлено их специфика и соответствие возрасту и развитию учащихся

школьные карты и другие картографические произведения. роль карты в обучении географии. - student2.ru Элементы математической основы школьных карт

Масштаб Важнейшим элементом математической основы школьных карт, как и карт вообще, является их масштаб.

Картографическая проекция важный элемент математической основы школьных карт. Чтобы облегчить учащимся пользование картами, их математической основой, целесообразно школьные карты давать в одной или нескольких проекциях.

Это требование нашло отражение в известном минимуме проекций, при­меняемых для основных карт по отдельным школьным курсам геогра­фии. Так, для карт по курсу географии СССР применяются лишь две близкие по построению конические проекции.(Каврайского и Красовского)

Картографическая сетка изображается на большинстве школьных карт, стенных и в атласах. Для облегчения работы с сетками школьных карт различия в их густоте также све­дены к минимуму. Для более удобного пользования сеткой на школьных картах экватор, нулевой (нередко и 180°) меридиан обыч­но выделяются утолщенными линиями.

У выходов линий сетки вдоль рамок карт даются соответствующие значения их широт и долгот. Кроме того, на ряде школьных карт (полушарий и СССР) вдоль параллелей указываются величины их дуг в 1° (в километрах).

Для ориентировки школьных карт характерно расположение пря­молинейного меридиана посередине карты. Этим сохраняется привычное совпадение направления север — юг с направлением верх — низ в центральной части карты. В остальных местах эти направления не совпадают и чем дальше от среднего меридиана, тем в большей степени, на что обращается особое внимание учащихся при определении направлений на карте (в сопоставлении с планом).

Наши рекомендации