Способы борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой
Растительностью
Нежелательной древесно-кустарниковой растительностью на автомобильных дорогах являются дикорастущие деревья и кустарники, которые вырастают на откосах и обочинах земляного полотна, в боковых канавах и на открытых участках полосы отвода автомобильных дорог в результате естественных процессов расселения растений семенным или вегетативным способами.
Для объективной оценки степени зарастания территорий нежелательной древесно-кустарниковой растительностью и планирования мероприятий по ее уничтожению в мелиорации разработано несколько близких по основным показателям классификаций сорной растительности с указанием размеров деревьев и кустарников и их густоты на 1га. Для средней полосы европейской части России такая классификация дана в табл. 4.1.
Таблица 4.1
Классификация сорной растительности
Вид растительности | Средний диаметр стволов, см*) | Средняя высота, м | Количество стволов лесокустарника на 1 га | ||
редкого | среднего | густого | |||
Кустарник | |||||
Мелкий | До 3 | До 3 | До 15000 | 15000-30000 | Более 30000 |
Средний | 3-7 | 3-6 | До 8000 | 8000-16000 | Более 1600 |
Мелколесье | 8-11 | 5-9 | До 800 | 800-2250 | Более 2250 |
Лес | |||||
Очень мелкий | 12-15 | 7-11 | До 400 | 400-1400 | Более 1400 |
Мелкий | 16-23 | 8-16 | До 300 | 300-850 | Более 850 |
Средний | 24-32 | 11-20 | До 160 | 160-250 | Более 520 |
Крупный | Более 32 | - | - | - | - |
*)Диаметр ствола кустарников и мелколесья определяют в нижней части ствола у корневой шейки, у деревьев – на уровне груди человека (на высоте 1,3 м от поверхности земли).
Существуют три основных способа уничтожения нежелательной древесно-кустарниковой растительности:
- механический способ (срезка, корчевание),
- химический способ (обработка специальными химическими веществами, уничтожающими растения - арборицидами)
- термический или огневой способ (сжигание).
Каждый из этих способов, применяемых в отдельности, за исключением удаления растений с пнями и корнями механическим способом, из-за высокой жизнеспособности деревьев и кустарников обычно полного эффекта не дает. Поэтому способы борьбы часто применяются комплексно.
Выбор способа удаления нежелательной растительности зависит от состава пород, густоты, возраста и местоположения растений на элементах дороги, наличия необходимых технических средств и других природных и хозяйственных условий, которые необходимо учитывать при планировании и проведении работ.
Наиболее простым и распространенным приемом борьбы с нежелательной растительностью является механический способ удаления деревьев и кустарников путем рубки или спиливания их стволов у поверхности почвы. Однако удаление только надземной части деревьев и кустарников дает временный эффект, так как эти растения способны возобновлять свой рост порослью пней и корней. По этой причине для полного уничтожения сорных растений после срезки стволов деревьев и кустарников применяется удаление их пней и корней корчеванием.
Химический способ борьбы с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью предусматривает пять видов применения арборицидов:
- опрыскивание арборицидами крон деревьев и кустарников;
- введение арборицидов в зарубки на стволах деревьев (способ инъекции);
- нанесение арборицидов на поверхность ствола дерева (на кору) у его основания (базальная обработка);
- обработка пней после срезки стволов для подавления роста поросли их спящих и придаточных почек;
- обработка арборицидами почвы в зоне распространения корней нежелательных деревьев и кустарников.
Применение химического способа уничтожения сорной древесно-кустарниковой растительности, по сравнению с механическим способом, позволяет значительно снизить затраты труда и средств на проведение работ, а также сохранить плодородный слой почвы, который обычно нарушается при корчевании свежих пней и ликвидации корней и древесных остатков. Однако токсичность и экономический риск, связанный с использованием арборицидов, в определенной степени сдерживает их распространение.
Термический (огневой) способ борьбы с сорной растительностью заключается в выжигании растений открытым пламенем. Любое травянистое растение погибает при температуре 278оС в течение 1 с.
Заключение
Учебная дисциплина “Реконструкция автомобильных дорог” является одной из основных изучаемых технических дисциплин для подготовки инженеров-строителей по специальности “Автомобильные дороги и аэродромы”.
Методы, применяемые при реконструкции автодорог, имеют стабильную динамику развития, благодаря использованию достижений смежных наук, учету опыта эксплуатации построенных дорог и обширным научным исследованиям. За последний период времени произошли существенные изменения в самом подходе к реконструкции дорог, появились новые технологии, материалы и машины для производства данных работ, значительно увеличились возможности использования зарубежного опыта в этой области.
В связи с этим приобретение студентами необходимого объема теоретических и практических знаний по технологии и организации производства работ при реконструкции автодорог является важным составляющим элементом получения высшего специального технического образования.
В учебно-методическом пособии в необходимом объеме рассмотрены теоретические вопросы, возникающие при решении конкретных инженерных задач, механизм разработки технологических карт на определенные виды дорожно-строительных работ и методы организации производства работ при реконструкции автодорог.
Проблемы обеспечения экологической безопасности при выполнении дорожных работ вынесены в отдельный раздел.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности “Автомобильные дороги и аэродромы” при выполнении курсового и дипломного проектирования по дисциплине “Реконструкция автомобильных работ”.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. А.П. Васильев, Ю.М.Яковлев, М.С.Коганзон, и др. Реконструкция
автомобильных дорог. Технология и организация работ: Учеб. пособие
/ Под ред. А.П.Васильева.- М.: Из-во МАДИ, 1998.- 125с.
2. Строительство автомобильных дорог. Т.1,2./Под ред. В.К.Некрасова.-М.: Транспорт, 1980.-416с.
3. Технология и организация строительства автомобильных дорог./Под ред.Н.В.Горелышева.-М:Транспорт, 1992.-487с.
4. Строительство автомобильных дорог: /Справочник инженера –дорожника. /Под ред.В.А.Бочина.-М.:Транспорт, 1980.-512с.
5. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования.- М.:
Госстрой, 1985.-56с.
6. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Организация, производство и приемка работ.- М.:Госстрой, 1986.-143с.
7. ЕНиР.Сб. Е2. Земляные работы. Вып.1.-М.: Стройиздат, 1989.-224с.
8. ЕНиР.Сб. Е17. Строительство автомобильных дорог. - М.: Стройиздат, 1989.-48с.
9. СНиП 2.01.01.-82. Строительная климатология и геофизика. - М.: Стройиздат, 1983.-136с.
10. СНиП 3.01.01.-85. Организация строительного производства. - М.: Стройиздат, 1986.-156с.
11. ГЭСН 81-02-27-2001 сборник № 27 «Автомобильные дороги»
12. ГЭСН 81-02-01-2001 сборник № 1 «Земляные работы»
13. ФЕР 81-02-27-2001 сборник № 27 «Автомобильные дороги»
14. ФЕР 81-02-01-2001 сборник № 1 «Земляные работы»
15.Технология и организация строительства автомобильных дорог. Том1:
Земляное полотно: учеб. пособие /Вл.П.Подольский, А.В.Глагольев,
П.И.Поспелов; Воронеж. гос. архит.-строит. ун-т, Моск. автомоб.-дор.
ин-т; под ред. проф. Вл.П. Подольского. – Воронеж: Изд-во Воронеж.
гос. ун-та, 2005.-528с.- ISBN 5-9273-0788-4
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Приложение 1
Образец оформления титульного листа курсового проекта
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет
КАФЕДРА СТРОИТЕЛЬСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «РЕКОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»
раздел «ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ»
ВЫПОЛНИЛ(А): студент(ка) № гр
Ф.И.О.
ПРОВЕРИЛ: преподаватель
Ф.И.О.
ВОРОНЕЖ
20ХХ г.
Приложение 2