Эго является фальшивой сущностью. А что мы имеем в виду, когда говорим, что эго является фальшивой сущностью?

Мы имеем в виду, что оно существует только потому, что вы не встречаетесь с ним. Если вы встретите его, оно существовать не будет. Оно существует в вашем неведении; оно есть из-за вашей неосознанности. Если вы станете осознающим, его больше не будет. Если вы становитесь осознающим, и какая-то сущность исчезает только из-за этого, то это означает, что она была фальшивой. С осознаванием реальное будет раскрываться, а фальшивое будет исчезать.

Таким образом, неправильно даже говорить о том, чтобы отбросить свое эго, потому что когда так говорится, то создается впечатление, что эго есть нечто, что вы можете отбросить. Вы можете даже начать бороться за то, чтобы отбросить это эго. Все подобные усилия будут абсурдными. Вы не можете отбросить его, потому что отбросить можно только реальное. Вы не можете сражаться с ним. Как вы можете сражаться с тенью? А если вы сражаетесь, то помните - вы окажетесь побежденным. Не потому, что тень является очень сильной, но потому, что тени нет; вы не можете победить ее. Вы будете побеждены своей собственной глупостью.

Сражаясь с тенью, вы не можете победить - это определен­но. Вы потерпите поражение. Это тоже определенно, потому что вы будете рассеивать в борьбе свою собственную энергию. Не потому, что тень очень сильная, а потому, что ее нет. Вы сражаетесь с самим собой, растрачивая свою энергию. Тогда вы истощите себя и упадете. И вы будете думать, что тень победила, а вы побеждены, - но тени здесь вовсе не было. Если вы сражаетесь с эго, вы потерпите поражение. Лучше войти внутрь и попытаться обнаружить его.

Говорят, что император Китая попросил Бодхидхарму: «Мой ум является очень беспокойным. Я в постоянном внутрен­нем беспорядке. Дай мне покой или дай мне какой-либо тайный ключ, при помощи которого я мог бы войти во внутреннее безмолвие».

И Бодхидхарма сказал: «Приходите рано утром, в четыре часа, когда здесь никого нет. Приходите, когда я буду один в своей хижине, - и запомните: принесите с собой свой беспокой­ный ум. Не оставляйте его дома».

Император был очень обеспокоен, думая, что этот человек сошел с ума. Он сказал: «Приносите с собой свой беспокойный ум. Не оставляйте его дома, иначе кого я буду приводить в безмолвие? Я сделаю его спокойным, но принесите его! Запом­ните это».

Император ушел, еще больше обеспокоенный, чем раньше. Он думал, что этот человек мудрец, что он даст ему какой-то ключ, но то, что он сказал, казалось глупым - как можно оставить ум дома? Он не мог спать. Глаза Бодхидхармы и то, как он смотрел на него... он был загипнотизирован, его как будто притягивало магнитом. Он не мог спать всю ночь; в четыре часа он был готов. Он, на самом деле, не собирался никуда идти, потому что этот человек был безумцем. И идти в такую рань, в темноту, где никого не было... этот человек мог что-нибудь сделать с ним.

И все же, он настолько привлекал его, что в борьбе с самим собой он пошел. И первое, о чем спросил Бодхидхарма... Он сидел перед своей хижиной, держа в руках свой посох, и сказал: «О'кей. Так вы пришли. Где ваш беспокойный ум? Вы принесли его? Я готов утихомирить его».

Тогда император сказал: «О чем ты говоришь? Как можно забыть свой ум? Он всегда здесь».

Бодхидхарма спросил: «Где? Где он? Покажите мне его, чтобы я мог успокоить его, и тогда вы сможете идти».

Император ответил: «Но это не есть нечто объективное. Я не могу показать его тебе, я не могу взять его в руки. Он внутри меня».

И Бодхидхарма сказал: «О'кей, закройте глаза и постарай­тесь определить, где он находится. И в тот момент, когда вы схватите его, откройте глаза и скажите мне об этом. Я успокою его».

В этой тишине, сидя перед этим безумцем, император закрыл глаза. Он очень старался. И он, к тому же, боялся, потому что Бодхидхарма сидел перед ним со своим посохом - в любой момент он мог ударить его. Он очень старался. Он искал везде, в каждом закоулке и уголке своего существа - где находится этот беспокойный ум? И чем больше он искал, тем больше он осознавал, что беспокойство исчезло. Чем больше он пытался найти... как тени его не было здесь.

Прошло два часа, и он даже не понял, что случилось. Его лицо стало спокойным, он стал похож на статую будды, а когда поднялось солнце, Бодхидхарма сказал: «Теперь откройте глаза. Этого достаточно. Два часа более чем достаточно. Теперь вы можете сказать мне, где он?»

Наши рекомендации