Сущностью власти является тайна. Дело не в том
что сущность находится в тайне. Нет. Сама тайна является сущностью власти. То, что властвует, — властвует только опираясь на тайну.Если вы всерьез уверены, что Ельцин стал президентом потому, что мы его выбрали, то вы не поймете меня. Ельцин знает и умеет нечто, что сделало его президентом, чего не знаем и не умеем все мы.
Мы можем это анализировать и даже вычислять какие-то «технологии власти», на манер Макиавелли. Мне, однако, ближе позиция китайского мудреца Лао Цзы: «Дао, которое может быть названо, не есть настоящее дао». Над переводом этого слова — «дао» давно бьются ученые. Буквально оно значит «путь». Но можно переводить и как «метод», даже как «техника», «способ». Так вот, «техника власти, которая может быть названа, не есть настоящая техника»
Ой вопрос.
К 4 веку до н. э. относится древнекитайский трактат «Книга правителя области Шан», где впервые появляется понятие «власть». Слово «политика» не применялось тогда в Китае, а власть рассматривалась как одна из трёх составляющих порядка: «Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием и властью. Закон – это то, чего сообща придерживаются правитель и сановники. Доверие – это то, что сообща устанавливают правитель и сановники. Власть – это то, чем распоряжается один правитель».
В 4 веке до н.э. относится и древнеиндийский трактат «Артхашастра» или «Наука о государственном устройстве». В центре внимание власть как государственное управление. В книге подчёркивается, что основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укреплённые города, казна, войско и союзники.
Даётся характеристика идеального государя: «государь должен быть в высшей степени энергичным, не имеющим обыкновение медлить, господином своих вассалов, с сильной волей, не имеющим в своём окружении лиц негодных…».
Древнекитайский мыслитель Конфуций(6 век до н. э.)сформулировал концепция политического господства под названием «возвращения имён», где властные отношения рассматриваются по аналогии с отношениями в семье и покоятся на моральном авторитете правителя, его приверженности правилам управления государством.
В книге «Лунь юй» формулирует правила управления государством:
Чтить 5 „прекрасных вещей": 1) быть добрым, но не излишествовать; 2) заставлять работать, но так, чтобы не было ропота; 3) желать, но не жадничать; 4) обладать широтой духа, но не знать гордыни; 5) иметь силу, но не быть жестоким.
Избегать 4 „зол": 1) не наставлять, а убивать – значит проявлять жестокость; 2) не предостерегать, а судить по тому, что получилось – значит проявлять насилие; 3) не давать указаний, а только гнать к сроку – значит причинять ущерб; 4) давать людям и притом скупиться – значит поступать казённо.
Платон рассматривал политику как искусство правления, направленное на общее благо, основанное на знании наилучшей формы правления.
Государя сравнивает с врачом, который причиняет боль ради блага больного.
«Если же обозначить одним именем способность того искусства. которое правит всеми прочими и печётся как о законах, так и вообще о всех делах государства, правильно сплетая всё воедино, то мы по справедливости назовём его политическим» («Политик»)
Платон первый поставил вопрос о законосообразности власти, считая, что подчиняться власти нужно в силу её законности, а не в силу страха перед наказанием.
Управление государством считал скорее искусством, чем наукой, подобным искусству управления кораблём, где многое зависит от непредвиденных обстоятельств, слаженности действий команды и т. п.
Аристотель первый употребил понятие кратологии, говоря о ней как о «наука о власти господина» в отличие от политики как искусстве управления государством свободных и равных граждан.
Политика, по Аристотелю, «… коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и обречённого взаимодействовать с другими людьми».
Господство же порождается природным неравенством, вследствие чего возникают отношения господства и подчинения, потому родители господствуют над детьми, мужчины над женщинами, хозяева над рабами.
Аристотельхарактеризует власть как свойство (принадлежность) любой сложной организации: «Все, что состоит из нескольких частей, имеет властвующий элемент и подчиненный элемент, таков “общий закон природы”.