Вы говорили о таком большом количестве методов и техник. Стремление преуспеть в них очень велико. Как нам преодолеть это великое нетерпение?

Мы должны кое-что вспомнить. Прежде всего: духовное не может происходить от желания, потому что желание является источником всех наших беспокойств и страданий. И вы не можете направлять ваши желания в область духовного. Но мы желаем, это естественно, потому что мы знаем только один движитель - желание. Мы желаем вещи внешнего мира. Кто-то желает богатства, кто-то желает славы, кто-то желает престижа и власти. Мы желаем мирские вещи, и эти желания приводят нас к разочарованию.

Мы обязательно будем разочаровываться - независимо от того, исполняются наши желания или нет. Если они не испол­няются, то мы, очевидно, разочаровываемся. Если они исполня­ются, то мы тоже разочаровываемся, потому что желание исполнилось, но связанные с ним обещания и надежды - нет. Вы можете получить столько богатства, сколько желали, но, в действительности, вам нужно было не богатство, вы хотели чего-то другого посредством богатства, а это никогда не исполняется. Вы можете достичь богатства, но надежды, которые связа­ны с этим, - мечты о счастье, о блаженстве, о некоторой экстатической жизни - не исполняются. Если богатство не достигнуто, вы испытываете разочарование. Если богатство достигнуто, вы тоже будете испытывать разочарование, потому что не исполнены обещания, не исполнены мечты. Все здесь, все имеется. Средства здесь, а цель ускользнула. Цель всегда является неуловимой.

Из-за желаний человек приходит к глубокому разочарова­нию. Когда случается разочарование, вы начинаете искать чего-то абсолютно отличного от этого мира - зарождаются религиоз­ные стремления, религиозные желания... но снова вы начинаете желать. Вы становитесь нетерпеливым; вы желаете того, вы желаете этого. Ум не изменился. Объект желаний стал другим: было богатство, теперь стала медитация. Была власть и престиж, теперь безмолвие и покой. Что-то было раньше, что-то другое сейчас. Но ум, механизм, самая работающая часть вашего существа, остался тем же самым. Раньше вы желали А, теперь вы желаете В, - но желание осталось.

Но проблемой является сам факт желания, а не объект желания; то, что вы желаете, проблемой не является. Проблемой является не объект, а сам факт желания. Теперь вы снова желаете и снова будете разочарованы. Если желание исполнит­ся, вы будете разочарованы. Если желание не исполнится, вы будете разочарованы. С вами случится то же самое, потому что вы не можете понять основной смысл, вы все время упускаете суть.

Вы не можете желать медитацию, потому что медитация случается только при отсутствии всяких желаний. Вы не можете желать освобождения, нирваны, потому что это случается в состоянии отсутствия желаний - это, не может быть сделано объектом желаний. Поэтому для меня и для всех тех, кто познал, желания являются мирскими явлениями. Это не связано с тем, что вы желаете мирские вещи, - желание, сам феномен жела­ния, является сутью мирской жизни.

А когда вы желаете, нетерпение обязательно возникнет, потому что ум не хочет ждать, не хочет откладывать на потом. Он нетерпелив. Нетерпение является тенью желания. Чем больше интенсивность желания, тем большим будет нетерпение. А нетерпение будет порождать беспокойство. Так как же вы достигнете состояния медитации? Желание повлечет за собой движение ума, а затем желание породит нетерпение, а нетерпе­ние приведет вас к еще большим беспокойствам.

Случается так - а я наблюдаю это ежедневно, - что человек, который живет очень мирской жизнью, обычно не очень обеспо­коен. Когда он начинает медитировать или искать что-либо в религиозном плане, он становится более беспокойным, чем ранее. Причина этого в том, что теперь у него еще более острое желание, еще большее нетерпение. Когда речь шла о мирских вещах, то они были такими реальными и объективными, что он мог и подождать их. Они всегда были в пределах досягаемости. Теперь в духовной области все является таким неуловимым, таким далеким, что оно никогда не кажется лежащим в пределах досягаемости. Жизнь кажется очень короткой, и теперь объект желаний кажется лежащим в бесконечности - отсюда большее нетерпение и большая обеспокоенность. А как вы сможете медитировать при обеспокоенном уме?

Так что это трудная проблема. Постарайтесь понять ее. Если вы действительно разочарованы и пришли к ощущению, что все внешнее является несерьезным, поверхностным - день­ги, или секс, или власть, или престиж, - если вы пришли к пониманию этого, то потребуется также и более глубокое по­нимание. Если все это является несерьезным, то желания являются еще более несерьезными: вы все время желаете, а ничего не случается - и ваши желания порождают страдания. Взгляните на тот факт, что желания порождают страдания. Если вы не желаете, нет никаких страданий. Так что перестаньте желать! И не создавайте новых желаний; просто отбросьте их. Не создавайте желаний в сфере духовного. Не говорите: «Теперь я отправляюсь на поиски Бога. Теперь я собираюсь найти то-то, и то-то. Теперь я собираюсь познать истину». Не создавайте новых желаний. Если вы создаете их, то это показывает, что вы не понимаете своих страданий.

Взгляните на страдания, порождаемые желаниями. Почув­ствуйте, что желания являются страданиями и отбросьте их. Для того чтобы их отбросить, не требуется никаких усилий. Запомните: если вы прикладываете какие-то усилия, вы порож­даете новые желания. Это потому что для того, чтобы отбросить желание, вам требуется какое-то другое желание. Если есть какое-то другое желание, вы можете переключиться на него. Вы можете прицепиться к новому желанию и оставить в покое старое. Если есть что-то новое, то отставить старое легко, но тогда вы упускаете самое главное. Просто оставьте желания, потому что они являются источником страданий, и не создавайте новых желаний.

Тогда не будет никакого нетерпения. Тогда медитацию не нужно будет практиковать - она начнет случаться с вами, потому что ум без желаний находится в медитации. Тогда вы сможете играть с этими техниками. Я сказал играть... Тогда вы сможете играть с этими техниками; это не будет практикой, упражнениями. «Практика» является плохим словом; само слово является неправильным. Тогда вы сможете играть с этими техниками, и вы сможете наслаждаться этой игрой, потому что тогда нет никакого желания достичь чего-либо, нет никакого нетерпения, достичь чего-либо.

Вы можете играть, а через игру, когда медитация является игрой, все становится возможным. И все является возможным немедленно, потому что вы не обеспокоены, потому что вы не нетерпеливы, вы не спешите, вы не собираетесь куда-то, вы не достигаете чего-то. Вы пребываете здесь и сейчас. Если медита­ция случается, то все в порядке. Если она не случается, то тоже все в порядке. С вами не происходит ничего плохого, потому что нет никаких желаний, нет ожиданий, нет будущего. И запомни­те: когда вы не отличаете медитацию от не-медитации, то медитация случается с вами. Вы достигаете. Теперь цель достиг­нута, предельное спустилось в вас. Это будет казаться странным, - что я призываю не превращать медитацию в практику, а скорее делать из нее игру, забаву. Наслаждайтесь самим процессом медитации, не ожидайте никакого результата.

Но наши умы являются очень серьезными, мертвяще серьезными. Даже если мы играем, мы превращаем игру в серьезную вещь. Мы делаем ее работой, долгом. Играйте, как играют маленькие дети. Играйте с техниками медитации, и тогда многое станет возможным. Не будьте серьезными с ними; воспринимайте их как забаву. Но мы все делаем серьезным. Даже если мы играем, мы делаем это серьезно. А по отношению к религии мы всегда были очень серьезными. Религия никогда не была забавой, вот почему земля осталась нерелигиозной. Религия должна стать забавой и весельем, празднованием - празднованием момента, наслаждением всем, что бы вы ни делали; наслаждением таким огромным и таким глубоким, что деятельность ума прекращается.

Если вы действительно понимаете меня, то эти сто двенад­цать техник покажут вам, что все может стать техникой, - если вы действительно понимаете. Вот почему их сто двенадцать. Все может стать техникой, если вы понимаете качество ума, сопут­ствующего медитации. Тогда все, что бы вы ни делали, может стать техникой. Будьте игривыми, празднуйте это, наслаждай­тесь этим. Входите в это так глубоко, чтобы останавливалось время.

Но если имеются желания, время не может остановиться. Желание, в действительности, и есть время. Когда вы желаете, имеется потребность в будущем, потому что желание не может быть исполнено здесь и сейчас. Желание может быть исполнено только где-то в будущем, поэтому вам нужно двигаться в будущее. А тогда время убивает вас. Вы упускаете вечность. Вечность здесь.

Итак, сделайте медитацию забавой, весельем, праздновани­ем чего-нибудь. Вы копаете землю в саду - это может стать техникой. Просто копайте и радуйтесь, празднуйте само это действие. Станьте действием, забудьте про действующего. Здесь нет «я», остается только действие, и вы присутствуете на этом действии, блаженно присутствуете. Тогда имеет место экстаз - и никакого нетерпения, никакого желания, никаких стремле­ний.

Если вы привносите в медитацию стремление, желание и нетерпение, то вы все разрушаете. И тогда чем больше вы делаете, тем больше разочарования вы испытываете. Вы скаже­те: «Я так много делаю, а ничего не случается». Люди приходят ко мне и говорят: «Я делаю это, делаю то так много месяцев, так много лет, и ничего не происходит».

Здесь был один ищущий из Голландии, который исполнял одну конкретную технику триста раз каждый день. И он сказал мне: «В течение двух лет я исполняю эту технику триста раз в день. Я не пропустил ни одного дня. Я оставил все, потому что я должен был делать это триста раз в день - и ничего не случилось». Из-за этой техники он был на грани нервного расстройства.

Поэтому я сказал: «Прежде всего, прекратите это. Делайте что угодно, только не это. Вы сойдете с ума». Он относился к этому слишком серьезно. Это стало для него вопросом жизни и смерти. Ему нужно было достигнуть.

Наши рекомендации