И он сказал: «Кто знает, сколько дней мне осталось? Времени мало, а мне нужно достигнуть этого еще в этой жизни. Я не желаю рождаться снова. Жизнь - такое страдание».

Он будет рождаться снова и снова. Тот способ, который он практикует, будет делать его все более и более безумным. Но все это неправильно - все отношение является неправильным. Воспринимайте медитацию как игру, как забаву, наслаждайтесь ею, и тогда изменится само качество ее. Тогда она не есть нечто, что вы делаете в качестве причины, чтобы получить какое-то следствие. Нет, вы наслаждаетесь ею здесь и сейчас. Она и причина, и следствие. Она является началом, она же является и концом.

И тогда вы не сможете упустить медитацию. Вы не сможете упустить ее, она случится с вами, потому что сейчас вы готовы принять ее в себя. Вы открыты. Никто не говорил, что медита­ция должна восприниматься как игра, но я говорю это. Сделайте ее игрой. Играйте с нею, как играют маленькие дети.

Последний вопрос:

Вчера Вы сказали, что темнота является одной из основ существования, хотя большинство религий придерживаются противоположного взгляда. Не будете ли Вы так добры, пролить несколько больше света на эту проблему, особенно с точки зрения того, что говорит об этом современная наука? Разве она не утверждает, что последним делимым элементом материи является просто электрическая энергия?

Опять то же самое разделение - свет и темнота. Они являются двумя понятиями, если вы смотрите на них посредст­вом ума. Они являются одним, если вы медитируете над ними. Не имеет значения, медитируете ли вы над светом или над темнотой. Если вы медитируете над ними, то они растворяются друг в друге. Тогда свет есть не что иное, как меньшее количество темноты, а темнота есть не что иное, как меньшее количество света; различие в степени проявления. Это не есть две сущности, противоположные друг другу; это, скорее, две степени проявле­ния одной и той же сущности. И эта единая сущность не является ни светом, ни темнотой. Эта единая сущность, степенью прояв­ления которой они являются, не есть ни свет, ни темнота - или и то и другое. Вы можете войти в нее со стороны света, вы можете войти в нее со стороны темноты.

Свет используют многие религии, потому что это удобнее, легче. Темнота является трудной, более неудобной, и если вы пытаетесь войти через темноту, то вы выбираете более трудный путь. Вот почему многие религии выбрали свет. Но вы можете выбрать что угодно; это зависит от вас. Если вы любите приклю­чения, если вы отважны, выбирайте темноту. Если вы боитесь и не желаете становиться на трудный путь, выбирайте свет. Потому что и то и другое принадлежит одной и той же сущности, которая проявляется с одной стороны как свет, а с другой - как темнота.

Это помещение, например, наполнено светом. Но оно не наполнено одним и тем же светом для всех, не так ли? Если у меня слабые глаза, то этот свет для меня будет не таким, как для вас. Я вижу его несколько более темным. Представьте себе кого-то, кто прибыл с Марса или какой-либо другой планеты, и кто имеет очень острое зрение. Тогда там, где вы видите свет, он будет видеть гораздо больше света, чем вы. А там, где вы видите темноту, он будет видеть свет. Существуют животные и птицы, которые могут видеть в темноте, когда вы видеть не можете. Для них это свет, для вас это темнота.

Итак, что есть свет? Что есть темнота? Это одна сущность. И в какой степени вы можете проникнуть в нее, в какой степени она может проникнуть в вас... это будет зависеть от того, что вы будете называть светом, а что - темнотой. Эти полярные противоположности только кажутся противоположными. Это не так, они являются всего лишь относительными степенями проявления одной и той же сущности. Поэтому ученые утвер­ждают, что последними делимыми элементами материи являет­ся просто электрическая энергия. Они не утверждают, что ими является свет; они говорят об электрической энергии. Темнота тоже является электрической энергией, свет тоже является электрической энергией. Электрическая энергия не является синонимом света. Если вы назовете эту сущность электрической энергией, то свет будет одним ее выражением, а темнота - другим.

Но нет никакой необходимости входить по поводу этого в научную дискуссию. Это бесполезно. Думайте лучше о своем уме, о том, что вам нравится. Если вы чувствуете себя спокойно со светом, входите в медитацию через свет. Это ваша дверь. Если вы чувствуете себя спокойно в темноте, входите через темноту. И то и другое приведет к одному и тому же.

Из этих ста двенадцати техник многие связаны со светом; некоторые из них связаны с темнотой. Шива старается изложить все возможные способы. Он не говорит о конкретных типах, он говорит обо всех типах. Но есть некоторое количество людей, которым понравится входить через темноту. Входить через темноту понравится, например, женственному уму, более пас­сивному, более восприимчивому. Мужскому уму будет больше нравиться свет.

Вы, возможно, замечали тот факт, что многие поэты прошло­го и настоящего времени, многие философы и многие другие, кто обладал глубоким пониманием человеческого ума, всегда срав­нивали женщину с темнотой, а мужчину со светом. Свет является агрессивным, мужским элементом; темнота является восприимчивым, женственным элементом. Темнота подобна женской утробе.

Так что это зависит от вас: если вам нравится темнота, хорошо, входите через нее. Если вам нравится свет, входите через него. Иногда привлекательным является как раз противо­положное. Вы можете испытать и противоположное. В этом нет ничего опасного, потому что каждый путь ведет к одной и той же цели.

Но не думайте все время о том, что выбрать. Не тратьте на это время, лучше попробуйте. Потому что вы можете очень долго рассуждать о том, что для вас будет более удобным, что делать и чего не делать, почему так много религий настаивают на свете и так мало - на темноте. Не беспокойтесь об этом; это не поможет вам. Подумайте лучше о своем собственном типе, о том, что будет более удобным для вас, в чем вы будете чувствовать себя более комфортабельно, а затем начинайте.

И затем забудьте обо всех остальных методах, потому что все эти сто двенадцать методов не для вас. Даже если вы выберете только один метод, этого будет достаточно. Вы не должны пройти через все сто двенадцать методов; достаточно будет одного. Так что будьте восприимчивым и осознающим в такой степени, чтобы понять, который из методов предназначен для вас. Вам не нужно беспокоиться обо всех остальных методах; в этом нет необходимости. Выберите один, играйте с ним, а если вы почувствуете себя хорошо и что-то будет случаться, то углубляйтесь в него и забудьте про остальные сто одиннадцать методов. Если вы чувствуете, что выбрали метод неправильно, то отбросьте его, выберите другой и играйте с ним. Если вы перепробуете это с четырьмя-шестью методами, то вы натолкне­тесь на требуемый вам. Но не будьте серьезными - просто играйте.

Глава 5 (53)

ОТ СМЕРТИ К БЕССМЕРТИЮ

Наши рекомендации